Программное содержание

I этап

На первом этапе одной из основных задач является развитие и укрепление мышечного аппарата, осуществляющего мимические и жестовые движения, а также формирование умений воспринимать и воспроизводить несложные мимические и жестовые движения.

При обучении мимическим и жестовым движениям используются следующие приемы:

- восприятие и воспроизведение ребенком разнообразных движений по подражанию (с обязательным проговариванием своих действий);

- анализ изменений выражения лица (например, поднятые брови, рот круглый, губы опущены и т.д.), и их обусловленности различными эмоциональными состояниями. При этом каждое эмоциональное состояние обозначается словом и дается вербальная характеристика набору изменений в лице по сравнению с лицом спокойным;

- имитация детьми разнообразных движений на игрушках и специально изготовленных моделях;

- выполнение и называние движений (по заданию тифлопедагога);

- узнавание и называние графически или рельефно изображенных несложных движений;

- слушание стихотворений, рассказов, музыкальных отрывков и определение вызываемых ими эмоций;

- проигрывание этюдов с последовательным изучением мимики, жестов и поз, интонации;

- инсценировки различных эмоциональных состояний.

С целью развития способности к пантомиме программа предусматривает использование приемов, обучающих восприятию, называнию и воспроизведению конкретных действий с предметами:

- восприятие и называние производимых тифлопедагогом действий с предметами;

- выполнение конкретных действий с предметами (по заданию тифлопедагога);

- имитация действий с предметами на игрушках и моделях;

- узнавание разнообразных действий человека и животных, графически или рельефно изображенных на карточках.

Данный этап состоит из шести разделов, взаимосвязанных между собой.

Раздел I. Развитие и укрепление мышечного аппарата экспрессивных зон лица и обучение элементам мимических движений:

- брови: учить опускать и поднимать, сдвигать и расслаблять брови;

- глаза: учить прищуривать, широко открывать, «делать круглыми», «опускать» и «поднимать» глаза;

- нос: учить раздувать ноздри, морщить нос;

- щеки; учить надувать и втягивать щеки;

- губы: учить сжимать, выпячивать вперед, делать трубочкой, растягивать губы, делать улыбку, показывать передние зубы, опускать уголки губ;

- язык: учить делать широкий и узкий язык, поднимать кончик языка вверх, помещать его на верхние зубы, укладывать на нижнюю губу, покачивать языком как «маятником», поиграть языком «болтушку».

Примечание. Для развития мимических мышц используется «мимическая гимнастика» (пример в приложении 1).

Раздел II. Развитие мышечного аппарата, участвующего в пантомимических движениях:

- развитие мышц шеи: формирование умения медленно совершать круговые движения головы слева направо, справа налево, класть голову на правое (левое) плечо, склонять голову к груди, запрокидывать голову назад;

- развитие мышц плеч: формирование умения поднимать плечи вверх, опускать их одновременно и попеременно, сводить и расправлять плечи;

- развитие тонкой моторики, используемой в коммуникативной деятельности для выражения эмоциональных состояний с помощью жеста.

Раздел III. Обучениеспособам восприятия лица и тела, собственного и другого человека, тела животного. Закрепление способов восприятия лица и тела на моделях (игрушках, изображающих людей и животных).

Раздел IV. Обучение восприятию и воспроизведению мимических, жестовых движений, интонаций, передающих определенные эмоциональные состояния человека и используемых в коммуникативной деятельности.

- формирование знаний о настроении (что такое настроение; хорошее настроение, плохое настроение; от чего зависит хорошее настроение; почему настроение может стать плохим).

- формирование умения воспринимать мимические выражения радости, грусти, страха, удивления, спокойствия;

- формирование умения воспроизводить с помощью мимики радость, грусть, страх, удивление, спокойствие;

- формирование умения воспринимать и воспроизводить жесты, выражающие «да», «нет», «нельзя», «до свидания», «здравствуйте», «спасибо», «можно я отвечу», «тише», «это я», «это мое», «не хочу», «не надо», «не буду», а также указательный жест;

- формирование умения с помощью интонации воспроизводить выражение эмоциональных состояний (радости, грусти, страха, удивления, спокойствия);

- формирование умение фиксировать информационные признаки эмоциональных состояний (радости, грусти, страха, удивления, спокойствия) в их совокупности, т.е. на уровне целостного эталона выражения определенной эмоции;

- формирование умения определять значение мимики, жеста, позы персонажей на простых предметных изображениях и описывать их словесно.

Раздел V. Формирование умения ребенка использовать неречевые средства общения (мимику, пантомимику) для выражения эмоциональных состояний (радость, грусть, страх, удивление) в различных ситуациях, различных видах деятельности и в поведении.

Примечание. Для этого используются этюды психогимнастики, т.е. сюжетно-ситуативные игры, которые задают реальную ситуацию, понятную для ребенка и являющуюся причиной определенного эмоционального состояния (радости, грусти, страха, удивления). Ребенку предлагается определить, что чувствует персонаж и, используя невербальные средства общения, выразить данное эмоциональное состояние.

Раздел VI. Формирование знаний, умений и навыков коммуникативной компетентности (как здороваться, как благодарить, как попросить у товарища игрушку, как вести себя за столом, как принимать гостей).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: