Позиция 1 является типичным примером, который иллюстрирует оба этих принципа. Правильным в данной ситуации является ход 17/14. Распределив свои фишки по разным пунктам, вы гарантируете себе по меньшей мере двойной шот, если О сможет выйти из вашего Дома с помощью числа 6. Хотя у вас может появиться соблазн сдвоить свои фишки ходом 16/13, чтобы заблокировать возможность использования комбинации 6-6 для О, но такой ход будет серьезной ошибкой. В тех позициях, где вы пытаетесь поймать последнюю фишку противника, находящуюся вне его Дома, более важно диверсифицировать варианты использования выпадающих комбинаций, чтобы гарантировать себе максимальное количество возвратных шотов, вместо того чтобы пытаться любой ценой избежать побития своих фишек. Сыграв 16/3, вы можете получить только одинарный прямой шот, если О выведет свою фишку из вашего Дома с помощью числа 6 в следующем броске.
Заметьте: если вы сделаете правильный ход 17/14, ваши фишки будут находиться на расстоянии двенадцать, тринадцать и пятнадцать шагов от фишки О. Хотя на первый взгляд вам может показаться, что ваши фишки находятся слишком далеко, на самом деле они стоят на идеальной дистанции. Помните: ваша цель – дать противнику подойти на расстояние, с которого вы сможете его побить, а не наоборот. Оставаясь настолько далеко от своего Дома, вы получите максимальное количество возвратных шотов, если ваш противник выбросит на игральных костях среднее количество шагов, например, семь, восемь или девять.
Размещение фишек на меньшем расстоянии от вашего Дома имеет три очевидных недостатка: во-первых, вы увеличиваете шансы на то, что вас побьют, во-вторых, вы повышаете шансы того, что противник проскочит мимо вас, в-третьих, даже если он поставит свою фишку на расстоянии прямого удара (от одного до шести шагов), вы должны знать, что чем ближе фишка противника к вашим фишкам, тем меньше вероятность того, что вы побьете эту фишку.
В ситуациях, если противник может вывести свою фишку и выиграть в средине игры, вы должны применять те же два основных принципа, т.е. удерживать фишки далеко от своего Дома и диверсифицировать варианты использования выпадающих комбинаций.
В позиции 2 правильным является ход 6/4, который помогает вам удержать фишку противника в пункте 1. Ход 11/9 является неверным, несмотря на то что он создает дополнительного строителя для трех пунктов (этот ход был бы правильным, если бы X имел две фишки в вашем пункте 1), потому что, если О сможет вывести свою фишку в ваш Двор, у вас останется только одинарный шот вместо двойного шота.
В позиции 3 правильным будет ход 18/16, который дает вам лучший охват внешнего поля, чем ход 15/13. Поскольку у О не остается другого выхода, кроме как провести фишку через все внешнее поле, данный ход позволяет вам оказать противнику «теплый прием» (т.е. он дает вам больше возвратных шотов), если О войдет в ваши пункты 9, 11, 12 или 13. Ход 12/10 был бы весьма неудачным, несмотря на тот факт что фишка в пункте 10 является строителем для вашего пункта 4.
В позиции 4 правильным будет ход 18/14, который гарантирует вам максимальный охват поля и дает возможность двойного шота, если противник побежит из вашего Дома.
Хотя позиция 5 кажется похожей на позицию 4, в данном случае верным является ход 16/12. Если О удалось бы выбросить число 6 (за исключением комбинации 6-1) в позиции 4, у него не было бы другого выхода, как выйти на расстояние прямого удара ваших фишек в пунктах 14 и 16. Но в позиции 5 О может выйти из вашего Дома с помощью числа 6 и при желании может сыграть вторую часть броска в своем Доме. Следовательно, вы должны перевести по меньшей мере одну фишку ближе к тому пункту, в который противник может вывести свою фишку (ваш бар-пункт), чтобы обеспечить себе возможность прямого шота.
В позиции 6 правильным будет ход 9/4. Ваша цель состоит не только в том, чтобы получить возможность для возвратных шотов, но и в том, чтобы предотвратить побег О путем побития его фишки и закрытия своей доски. Обычно лучшим вариантом развития игры является продвижение фишек в Дом для побития противника и закрытия доски для побитой фишки, а не попытки закрыть свой бар-пункт, при которых вы несколько раз оставляете свои фишки незащищенными во внешнем поле.
Ход 18/13, не позволяющий противнику сыграть комбинацию 6–6, – это роскошь, которую вы не можете себе позволить. Пожалуй, самая важная причина, по которой ход 9/4 является верным, заключается в том, что фишка в пункте 9 практически не имеет ценности ни при защите, ни при удерживании противника. Если О выбросит любую комбинацию, кроме 6-1, которая позволяет ему выйти из вашего Дома, он побьет вашу фишку в пункте 9 либо проскочит мимо нее.
Еще худшим является ход 13/8, который оставляет фишку на расстоянии семи шагов от фишки О, поскольку этот ход вообще не может удержать противника. Вы сделаете очень большую ошибку, если поставите свою фишки на расстоянии в семь, восемь или девять шагов от фишки противника, поскольку такие фишки практически не имеют возможности для удерживания противника.
Как правило, вы должны либо перевести фишки на расстояние прямого удара по фишке противника (от одного до шести шагов) либо оставить их на расстоянии 11-15 пунктов от фишки соперника.
Еще одним примером данных концепций является позиция 7, которая относится к срединной стадии игры. В данном случае X стремится воспрепятствовать выводу фишки О из пункта 3. Многие игроки делают ход 13/7, 13/11, подводя еще одну фишку, которая послужит помехой для побега О. Такой ход неверен, ценность этой фишки в пункте 11 (она находится лишь на расстоянии восьми пунктов от фишки противника) иллюзорна (к сожалению, эта иллюзия вводит в заблуждение многих игроков). Поскольку вы находитесь в восьми пунктах от фишки противника, вы получите дополнительные шоты только для нескольких комбинаций (следует отметить, что при этом вы теряете возможность использования комбинаций 6-2 и 5-3). Ход 13/5 намного более конструктивен, поскольку вы подводите третьего строителя к фишке О.
Диверсифицируйте варианты использования своих фишек, даже если при этом вы немного увеличиваете шансы противника на побитие ваших фишек. Но вы должны быть очень осторожны, если противник уже закрыл пять или шесть пунктов в своем Доме. Даже если у него нет сильной позиции в своем Доме, мы не рекомендуем вам оставлять прямые шоты, поскольку всего несколько закрытых пунктов противника могут существенно снизить количество возвратных шотов в случае побития вашей фишки.
Позиция 8 может ввести игрока в заблуждение: X находится на баре и имеет большие шансы (восемь к одному) на повторный ввод фишки в игру. Вам может показаться, что у X есть возможность для четвертного шота и, следовательно, он почти наверняка побьет О. Но более тщательный анализ показывает, что на самом деле X не сможет побить О. В действительности же из-за неудачного для него дублирования (X необходимы одни и те же числа, чтобы ввести свою фишку в игру и побить фишку противника) любая комбинация с числами 1 или 2 (а это всего двадцать комбинаций) не позволит X побить О.
Как правило, вам следует уделять больше внимания диверсификации вариантов использования своих фишек, чем блокированию определенных крупных дублей противника. Но, если вы настолько удачно распределили свои фишки, что противник может спастись только при выпадении крупного дубля, или подобные меры не потребуют от вас никаких усилий, вы можете подумать над тем, как заблокировать своему противнику использование определенных дублей.
Например, в позиции 9 правильным будет ход 21/19. В данном случае вы блокируете побег противника при выпадении дублей 3-3, 4-4, 6-6, причем для этого вы используете число, которое не пригодится вам в других частях доски.
В позиции 10, даже если бы X мог закрыть пункт, чтобы заблокировать противнику использование дубля 6-6 в данной позиции, он не захотел бы ограничивать свободу использования своих фишек. Поскольку X не может заблокировать комбинацию 6-6, он мог бы сделать ход 18/17 из тех соображений, что данный ход позволяет ему избежать побития при выпадении у противника комбинации 6-6. Но такие рассуждения неверны по нескольким причинам. Во-первых, даже если О удастся выбросить дубль 6-6, побитие фишки не причинит особого вреда X, поскольку у него появится возможность возвратного шота, который бьет блот О в пункте 22. Во-вторых, даже если у X не будет возвратных шотов, О выиграет игру при выпадении дубля 6-6, независимо от того, побьет он X или нет, поэтому волноваться из-за этого абсолютно бессмысленно. В-третьих, правильный ход 13/12 позволяет подвести строителя, который сможет достичь пункта 6. Если О не сможет снова ввести фишку в игру, X должен немедленно поместить слот в пункт 6такой ход был бы верным даже в том случае, если бы у О не было незащищенной фишки. (Чтобы понять, почему использование слота в данном случае является верным, вернитесь к главе 17.) И наконец, следует отметить, что X имеет фишку в пункте 8. Поскольку О находится на баре, мы можем считать, что эта фишка стоит на восемь пунктов впереди фишки О, поэтому имеем крайне нежелательную позицию. Это частая и весьма серьезная ошибка в позиции данного типа, где ваш пункт 6 открыт: пытаясь удержать фишку противника на баре, никогда не подводите свои фишки слишком близко (не ставьте их в пункты 7, 8 или 9).
В позиции 11 X действует согласно основному принципу удерживания фишки противника и остается как можно дальше от нее, чтобы увеличить шансы на побитие О. Правильным здесь будет ход 9/7, X подводит ближе еще одну фишку, которая сможет достичь пункта 1. Однако, стоит добавить одну фишку О в пункт 13, как мы получим редкое исключение из данного принципа. Так как О не ввел в Дом еще две фишки и его позиция очень негибкая, правильным в данной ситуации будет ход 21/19, который переводит фишку на расстояние прямого удаpa. Этот ход гарантирует X хороший прямой шот, потому что даже в том случае, если О удастся безопасно ввести в свой Дом одну фишку, вторая все еще останется незащищенной.
Когда речь идет об удвоении ставок, необходимо иметь представление о том, какие шансы на побег имеет последняя фишка, находящаяся вне Дома. Если одна фишка одного игрока пытается уйти от одной фишки другого, тот игрок, чья фишка убегает, может предложить удвоить ставку. Когда речь идет о принятии такого предложения, ответ зависит от того, насколько далеко находится удерживающая фишка.
В позиции 12 X следует удвоить ставку. Фишка О находится на расстоянии в девять шагов от фишки X, что дает О только 25% шансов на побитие противника и победу в игре, это пограничная ситуация, при которой О все еще может принять такое предложение. Если бы X находился хоть сколько-нибудь ближе (восемь шагов или меньше), О определенно должен был бы спасовать. Здесь у X практически нет чисел, которые он сможет сыграть свободно (кроме чисел 1 и 2), и, следовательно, он будет вынужден переместить свою фишку на расстояние прямого удара О. Если бы у X было больше чисел, которые позволяли бы ему оставаться на том же месте, даже на расстоянии в девять шагов от фишки противника, О следовало бы спасовать. На шансы в игре также влияют и другие факторы, например, у X уже есть несколько снятых с доски фишек или существует вероятность возникновения гэммона.
Побитие дополнительных фишек
Во многих ситуациях, возникающих в финальных стадиях игры, вы можете побить своего противника даже после того, как он уже снял с доски тринадцать фишек, и при этом вы все еще можете иметь большие шансы на победу в игре. Это происходит потому, что при правильном выборе ходов вы часто можете вынудить своего противника оставить незащищенными дополнительные фишки, которые вы впоследствии побьете. Побитие второй фишки противника в большинстве случаев гарантирует вам победу, невзирая на то сколько фишек противник уже успел снять с доски.
Если вы хотите заставить своего противника оставить дополнительные блоты, вы не должны закрывать его на баре слишком рано, так как подобные действия вынудят его прекратить передвижение фишек. Вместо того чтобы закрывать его на баре, позвольте противнику ввести фишку в игру позади вашей блокады, что заставит его делать ходы внутри своего Дома. Другими словами, пусть он сам затягивает веревку на сво ей шее!
В позиции 13 закрытие пункта 1 ходом 7/1(2) стало бы трагической ошибкой. Хотя обладание дабл-кубом позволяет вам в некоторой степени уравнять положение, вы почти наверняка одержите победу, если побьете вторую фишку противника. Оставьте О в покое и ходите 17/5. Теперь, если О выбросит числа 1, 2 или 3, он, вероятно, будет вынужден оставить незащищенной новую фишку (число 3 может оставить двойной шот, т.е. незащищенными будут две фишки). Если вы побьете вторую фишку, вы станете полным фаворитом игры: ваша позиция будет настолько сильна, что вы сможете удвоить ставку.
По тем же причинам закрытие доски ходом 7/1(2) было бы неверной стратегией и в позиции 14. Хотя у О сейчас нет неудачных чисел, вы должны терпеливо ожидать, пока он не введет в игру фишку из бара в ваш пункт 1. Затем вы должны подождать, пока он выбросит еще одно число 1, которое вынудит его побить вас и оставить блот в пункте 24. Вы ничего не потеряете при попытках побить вторую фишку противника, даже если О не сможет ввести фишку в игру и/или выбросить второе число 1 до того, как вы будете вынуждены закрыть свою доску. Многие партии были выиграны при правильном использовании данного приема.
Давайте рассмотрим позицию 14 более детально и проанализируем, почему наша стратегия может быть неудачной. Мы можем потерпеть неудачу в том случае, если О не сможет выбросить число 1 до того, как мы будем вынуждены закрыть его на баре. Конечно, при наличии достаточного количества времени О в конце концов введет фишку в игру и оставит блот в пункте 24, но до этого наши свободные фишки уже пройдут свой путь по доске. Все что нам нужно – это время. Мы можем растянуть время игры искусственно, поставив блот в пункте 1 и вынудив О побить его, что даст нам двадцать четыре дополнительных шага.
Если бы в позиции 14 X должен был играть комбинацию 4-4 (вместо 3-3), правильным был бы ход 17/1. X делает этот ход не для того, чтобы закрыть пункт 1. Когда О снова введет фишку в игру, он будет вынужден отправить X на бар, что даст X дополнительное время, которое позволит ему подождать, пока О не выбросит второе и, вероятно, фатальное число 1.
В позиции 15 закрытие пункта 2 и продвижение блокады X вглубь его Дома было бы крайне неэффективно. X нужно, чтобы О ввел фишку в игру позади его блокады, а также разрушил свою доску. Пока у вас есть полная, надежная блокада, вы должны дать своему противнику возможности для повторного ввода фишки в игру позади нее. Правильным в данном случае является ход 20/8, который позволяет вам поставить блот в пункте 2 при выпадении числа 6.
Иногда вы должны планировать побитие второй фишки противника еще до того, как побьете первую его фишку.
В позиции 16 закрытие пункта 1 ходом 7/1, 5/1 было бы ошибкой, потому что такой ход исключил бы любую возможность побития второй фишки противника даже в том случае, если вам повезет и вы сможете получить шот и побить первую фишку. Правильным является ход 13/7, который завершает строительство полной блокады, и 5/1, позволяющий вам получить дополнительное время позже, если вы побьете противника.
Даже если вы не можете создать блокаду немедленно, (перенесите в позиции 16 одну фишку Х с пункта 13 в пункт 19), закрытие пункта 1 все равно является серьезной ошибкой, поскольку такой ход исключает возможность побития второй фишки противника. Правильным здесь будет ход 19/13, 5/1, с помощью которого вы готовитесь к закрытию бар-пункта.
Теперь давайте более детально рассмотрим прием движения по кругу ради побития второй фишки противника: допустим, в позиции 16 вам будет сопутствовать удача, вы побьете О и завершите создание блокады, что приведет нас к результирующей позиции 17.
Теперь, ожидая, пока О снова введет фишку в игру при помощи числа 1, переведите свою самую ближнюю свободную фишку (в данном случае, это фишка в пункте 17) ближе к Дому.
Теперь предположим, что О ввел фишку из бара и одновременно побил ваш блот в пункте 1, что дает нам позицию 19.
В позиции 18 вы должны ввести в игру фишку из бара в пункт 24 и подвести свою самую ближнюю свободную фишку к Дому (бар/24, 9/5). Следует отметить, что вам следует удерживать свою фишку в пункте 24 как можно дольше, чтобы при выпадении числа 1 О был бы вынужден побить вас прямым возвратным шотом.
После нескольких бросков мы можем прийти к позиции 19.
Здесь мы по-прежнему удерживаем фишку в пункте 24 и ходим 10/6, 5/4. Побитие противника в пункте 1 является неверным ходом, поскольку мы хотим вынудить О использовать выпавшее число 1 для помещения блота в пункте 24.
Теперь предположим, что О действительно выбросит комбинацию с числом 1 (в данном случае они имеют равное значение, кроме дубля 1-1) и это приведет нас к позиции 20.
Если вы выбросите число 1, вы побьете вторую фишку противника и достигнете своей основной цели, но предположим, что вам это не удастся. Означает ли это, что все ваши усилия были затрачены впустую, и все, на что вы можете только надеяться, – это единственный прямой шот?
Нет, у вас все еще есть отличные шансы на победу в игре. Но вы не должны позволить О прикрыть блот в пункте 24.
В позиции 20 вы ходите бар/21, 6/1*. Это не позволяет противнику использовать число 1 для прикрытия блота в пункте 24, поскольку это же число 1 ему необходимо для ввода фишки в игру. Если теперь О выбросит число 1 (кроме дубля 1-1), он будет вынужден ввести в игру фишку из бара и побить вас, что дает вам шанс побить его блот во второй раз.
Для того чтобы получить большее количество шотов, необходимо побить О до того, как он сможет закрыть пункт 24. Если бы в позиции 21 вы выбросили комбинацию 6-4, правильным был бы ход бар/21, 7/1*. Будет лучше несколько ослабить свою блокаду, которую можно будет восстановить позже, чем дать О возможность закрыть пункт. Даже если О выбросит комбинацию 6-1, у вас по меньшей мере появится еще один шанс побить блот в пункте 24.
Пока вы не даете О закрыть пункт, отправляя его фишку на бар каждый раз, когда он снова вводит ее в игру, вы получаете новый шанс на побитие второй фишки. Таким образом вы создаете вечно движущуюся позицию до тех пор, пока вам не удастся побить вторую фишку противника или вы не будете вынуждены закрыть пункт 1, или пока противник не закроет пункт 24. Эта стратегия является эффективной, поскольку у вас, вероятно, появится несколько шансов на побитие второй фишки О.
В позиции 21 для X было бы лучше иметь фишку в пункте 24, а не в пункте 19. Из всего вышеизложенного мы уже поняли, что иметь фишку в пункте 24 желательно, но не необходимо. Вы можете убрать фишку из пункта 24 по нескольким причинам: как мы продемонстрировали на данном примере, противник мог выбить вашу фишку из этого пункта, у вас была фишка в этом пункте, но вы были вынуждены перевести ее в другое место, ваша фишка никогда не стояла в этом пункте. Какой бы ни была причина, но очень вероятно, что вы окажетесь в ситуации, проиллюстрированной в позиции 21.
В данной позиции побитие противника было бы серьезной ошибкой. Вам нужно, чтобы О мог сделать бросок, выбросить число 1 и поместить блот в пункте 24, и только после этого вы можете воспользоваться возвратным шотом. Правильным в данной позиции является ход 13/5. Перевод ближайшей свободной фишки на более близкое расстояние к Дому ходом 13/5 является более удачным вариантом развития игры, чем ход 19/11, потому что вам необходимо иметь возможность побить или поместить слот в пункте 1 в нужное время.
Позиция 22 является исключением. Вы хотите подождать с побитием, пока О не выбросит число 1, но, к сожалению, у вас осталось мало времени и вы вскоре будете вынуждены закрыть фишку О на баре. Поэтому в этой ситуации правильным будет ход 9/1*. Теперь, если О выбросит число 1, вы получите дополнительное время, пока будете проводить побитую фишку через всю доску, что позволит вам избежать закрытия доски.
Раздел V
Продвинутая позиционная игра
ГЛАВА 26
ПОСТРОЕНИЕ БЛОКАД
И БЛОКИРОВАНИЕ ФИШЕК
ПРОТИВНИКА
Стратегия игры в нарды является сложной и утонченной, поскольку нарды – это не только гонка, но и блокирование передвижений противника. В данной главе мы анализируем, где и когда вы должны закрывать пункты, чтобы заблокировать перемещение фишек соперника. Хотя в этой главе мы принимаем во внимание расположение фишек противника, в большинстве случаев мы не рассматриваем вопрос, является ли блокирующая стратегия оптимальной стратегией для всей игры. Анализ альтернативных планов игры и их отношение к блокированию перемещений противника и созданию блокад мы приводим в главах 28 и 29. Материал, рассматриваемый в данной главе, не может считаться полным без этих глав.
Типы блокад
Основной метод блокирования перемещений фишек противника заключается в создании блокады, т.е. нескольких закрытых пунктов подряд. В идеале вы должны создать полную 6-пунктовую блокаду.
Как видно из позиции 1, ни одна из выброшенных противником комбинаций не позволяет ему вывести свои фишки из 6-пунктовой блокады. (Чтобы оценить мощь 6-пунктовой блокады, вам следует повторить материал, изложенный нами в главе 8.)
Миновать 5-пунктовую блокаду также крайне сложно. В начале игры вам принадлежат ваши пункты 6 и 8. Вы должны мысленно спланировать создание 5-пунктовой блокады от пункта 4 до пункта 8.
Затем попытайтесь расширить ее до идеальной 6-пунктовой блокады (от пункта 3 до пункта 8), как это показано в позиции 1. Когда ваш противник находится позади 5-пунктовой блокады, он должен сначала попасть в пункт, который находится непосредственно перед блокадой (граница блокады), а затем выбросить число 6, чтобы выйти из нее.
В позиции 2 О необходимо выбросить число 2, а затем число 6, чтобы вывести свою дальнюю фишку из блокады X. Даже без вмешательства со стороны X О потребуется сделать несколько бросков – в среднем 5,7 броска.
Еще сложнее убежать при наличии двух дальних фишек, как это показано в позиции 3, – для этого вашему противнику потребуется в среднем 9,5 броска.
Если вы создали крепкую 5-пунктовую блокаду, противник может совершить побег только из одного пункта, который находится прямо перед блокадой. В позиции 4 – это пункт 3. Даже если дальние фишки противника находятся на границе блокады, как это показано в позиции 4, для побега ему все еще потребуется сделать 6,2 броска. (Эти цифры не так уж и важны, поэтому запоминать их не нужно.)
В позиции 5 кажется, что расположение обеих дальних фишек О в пункте 2 дает ему большие шансы на побег. Но на самом деле перевести их в пункт 3, границу блокады, из пункта 2 будет сложнее (одиннадцать возможных комбинаций), чем из пункта 1 (двенадцать возможных комбинаций). В среднем, чтобы сбежать из позиции 5, О придется сделать на один бросок больше, чем в позиции 3.
Давайте рассмотрим эффективность 4-пунктовой блокады. Если О позволят продвигать фишки без помех, как это показано в позиции 6, то в такой ситуации ему будет гораздо легче сбежать, чем в случае с 5-пунктовой блокадой. Здесь у О есть два отправных пункта: пункт 3 и пункт 4. Более того, у О есть две комбинации, которые позволяют ему проскочить через блокаду из пункта 4. Следовательно, О имеет большие шансы на вывод одной фишки из 4-пунктовой блокады за один бросок, если он находится на ее границе. Но в реальной игре О может и не продвинуться к границе блокады (или даже к пункту 3), поскольку X может иметь свободных строителей, которые побьют О или закроют пункт поверх его фишки. О опасно приближаться к границе блокады, поэтому четыре закрытых пункта подряд могут сформировать очень эффективную блокаду.