Продвижение во внешнее поле
Давайте проанализируем несколько выводов, которые диктуют вам продвижение во внешнее поле с помощью блота. Позиция 6 иллюстрирует две основных причины для помещения слота во внешнем поле: для того чтобы увеличить свое присутствие во внешнем поле или выманить противника из ключевых пунктов. Действительно, если в позиции 6 О выбросит число 4 без числа 1, он должен не бить (он не получит от этого практически никакой выгоды), а сохранить свой средний пункт и закрыть пункт в своем Доме. Эта позиция также иллюстрирует еще одну причину, по которой продвижение во внешнее поле под угрозой множественных шотов часто является менее опасным, чем это кажется на первый взгляд: часто противник не может побить вас с помощью нескольких комбинаций, которые есть у него в распоряжении, либо из-за огромного количества возвратных шотов, либо вследствие того, что ему придется покинуть слишком ценный пункт. Следовательно, кажущиеся опасными ходы на самом деле могут быть сравнительно безопасными, поскольку противник не может побить вас без труда.
|
|
Иногда вы также можете оставить незащищенную фишку перед пунктом, который заморожен из-за опасности возвратных шотов.
В позиции 8 X должен играть 6/3 (вместо 8/5), что позволит ему свободно использовать число 6 в следующем броске. Этот ход не влечет за собой риска, поскольку О не может позволить себе побить вас и быть побитым в ответ. Такой тип позиций в реальной игре возникает очень часто, мы проиллюстрировали его в позиции 9.
Правильным здесь является ход 8/2, 6/2, а не очевидный ход 13/3. Рекомендованный ход усиливает ваш Дом и дает более гибкую позицию, чем ход 13/3, который оголяет ваш средний пункт. Поскольку вы удерживаете якорный пункт в Доме О, который слабее, чем ваш, побитие вашей фишки не приведет к фатальным последствиям. Сильная позиция в Доме, создаваемая вами при помощи этого хода, будет иметь большее значение в будущем, если вы решите пойти на риск и разделите свои дальние фишки.
В позиции 10 X должен сделать ход 20/16, 8/5 вместо безопасного хода 20/13. У О нет дальних фишек, и вы хотите спровоцировать его на обмен ударами. Помещая фишку прямо во Двор О, вы становитесь поперек дороги О и создаете опасность для перемещения его фишек.
|
|
Еще одна причина, по которой вы захотите вывести фишку во внешнее поле, – это желание избежать побития или закрытия пункта поверх вашей фишки в Доме противника.
В позиции 11 правильным является ход бар/16. Все критерии, упомянутые нами в главе 16, указывают на необходимость агрессивной игры для О. Следовательно, у вас нет ни малейшего желания оставаться в пункте 20 (бар/20, 13/9). Этот ход вызовет у О желание побить вас в пункте 20, пусть даже с помощью блота. Любой возвратный шот, который вы можете получить, имеет невеликую ценность по сравнению с опасностью быстрого закрытия доски О. Переместив фишку ходом бар/16, вы не даете О побить вас, и одновременно закрыть ключевой пункт в Доме. Вы также можете вынудить О покинуть свой средний пункт, если он побьет с помощью числа 4.
Как вы могли заметить, предложенный альтернативный ход бар/20, 13/9 позволяет дублировать варианты использования числа 5. О понадобится число 5, чтобы побить блоты в пункте 9 либо в пункте 20. Но данный фактор не имеет существенного значения в этой позиции. X получит дублирование за счет создания нового блота. Другими словами, вы должны прибегнуть к дублированию, если вынуждены оставлять блоты в различных частях доски, но не следует подвергать угрозе свои фишки без причины, просто, чтобы дублировать варианты использования чисел противника. Часто дублирование является не самым важным фактором в игре.
Вы также можете вывести свои фишки во Двор противника, для того чтобы они могли достичь вашего Двора и осложнить ему вывод его дальних фишек. Это обстоятельство имеет огромное значение в случаях, один из которых проиллюстрирован в позиции 12, где у О только одна дальняя фишка (см. также главу 19). Правильным в данной ситуации является ход 8/5, 21/15. В случае, если О прорвется сквозь вашу блокаду в следующем броске, у вас появится возможность двойного шота. Поскольку у вас есть три дальние фишки (у О – только одна), вы имеете более сильную позицию в Доме и владеете продвинутым якорным пунктом, поэтому контакт с фишками противника вам не страшен.
Концепция контроля
Хотя очевидно, что контроль над ключевыми секторами доски позволяет вам свободно перемещать свои фишки и препятствовать продвижению противника, концепция контроля требует более тщательного рассмотрения. Один из способов осуществления контроля над пунктом – это его закрытие. Более динамичный способ (и часто более эффективный) – размещение фишки или фишек таким образом, чтобы они прямо достигали необходимого пункта (т.е. находились на расстоянии в шесть или менее шагов от желаемого пункта).
В шахматах фигура угрожает не клетке, на которой она стоит, а тем клеткам, в которые она может переместиться. В нардах мы имеет такую же ситуацию: шесть пунктов перед фишкой находятся в сфере ее влияния. Каждая фишка, которая статично не привязана к позиции, может рассматриваться как источник силового поля – сильного поля влияния, которое простирается на шесть пунктов, расположенных перед пунктом, на котором стоит эта фишка. Каждый блот, попадающий в эту сферу влияния, соответственно подпадает и под угрозу побития.
|
|
Исходя из данных принципов, ценность «золотого пункта» заключается в том, что стоящие в нем фишки могут прямо достичь Двора противника. Аналогично: ценность вывода ваших фишек во Двор противника частично заключается в том, что они могут достичь вашего Двора. Если вы будете рассматривать позицию с точки зрения сфер влияния, то вы поймете, что иногда можно контролировать всю доску, вообще лишая противника безопасных ходов.
В позиции 13 правильным является ход 24/18, 13/11. Теперь каждый квадрант доски находится под контролем по меньшей мере одной фишки. Фишка в пункте 24 контролирует Дом О, фишка в пункте 18 контролирует Двор О. Фишки в пунктах 13 и 11 контролируют Двор X, а строители в пунктах 8 и 6 контролируют Дом X. Заметьте, что фишки в пункте 5 не осуществляют контроль, поскольку находятся в фиксированной позиции.
Сделав правильный ход, вы получаете некоторый контроль над всеми открытыми пунктами и осложняете безопасный выход О. О, вероятно, будет вынужден атаковать вас, чтобы оспорить ваш контроль над доской, а сделав это, он останется незащищенным. Поскольку О имеет только одну дальнюю фишку, то это именно то, что вам нужно.
Вы можете ограничить использование удачных для противника чисел, если гарантируете себе контроль над ключевыми участками доски, в которые стремится продвинуться ваш противник. В случае, когда противник вывел свои дальние фишки на ранних стадиях игры, вам крайне необходимо разделить свои фишки в его пункт 5 или бар-пункт (см. главу 18), чтобы получить контроль над Двором противника и не дать ему свободно перемещать фишки.
Ранее мы упоминали о том, что обладание пунктом не всегда является наилучшим способом обеспечения контроля. Особенно четко это видно в позиции 14, где большинство игроков обычно закрывает бар-пункт ходом 11/7, 10/7 (позиция 14А). Этот ход позволяет закрыть отличный пункт, но оставляет вас в статичной позиции, которая также не даст вам существенного контроля над перемещениями О.
|
|
Сделав этот ход, вы не оказываете прямого влияния на Двор О. Одна фишка может достичь вашего Двора, а два активных строителя в пунктах 6 и 8 могут достичь вашего Дома.
Сравните ход 11/7, 10/7 с ходом 24/20, 13/10 в позиции 14В. Этот ход является более сильным и агрессивным, и, кроме того, он оставляет ваши фишки в динамичной позиции. У вас более сильная позиция в своем Дворе, поскольку у вас появляются новый пункт (пункт 10) и строитель в пункте 11. Если мы сравним два этих хода с точки зрения позиций в Домах, мы также увидим разительное отличие. Теперь у вас есть четыре активных строителя, которые могут достичь пункта 5, и три строителя, достигающие пункта 4.
Следовательно, без закрытия бар-пункта вы оказываете большее влияние и более эффективно препятствуете продвижению фишек О, чем при закрытии этого пункта.
В позиции 14В попытка осуществить большое разделение несет огромную опасность для вашего противника, поскольку он попадает в ваши клещи, если бы вы закрыли бар-пункт (позиция 14А), вы дали бы противнику идеальную возможность для разделения его фишек в пункт 4 или пункт 5. Как правило, когда игрок занимает свой бар-пункт на ранних стадиях игры, его соперник может попытаться осуществить большое разделение до того, как игрок сможет подвести поближе своих дополнительных строителей.
Походив 24/20, мы разделяем фишки и перемещаем одну из них в пункт 5 О (пункт 20) и оказываем давление на его Двор, которого мы бы не могли оказать, если бы закрыли свой бар-пункт. Теперь наши фишки находятся в активной позиции и у нас есть масса путей для закрытия всех ключевых пунктов (пунктов 20, 5, 4 и бар-пункта). В сравнительно статичной позиции 14А перспектив для немедленного закрытия новых пунктов практически нет.
Для того чтобы вы могли усилить свое позиционное восприятие игры, вам следует более детально изучить различия между позицией 14А и позицией 14В.
ГЛАВА 28
ТАЙМИНГ
(РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ, ОСТАЮЩЕГОСЯ ДО КОНЦА ИГРЫ)
Сейчас мы рассмотрим игру с более динамичной точки зрения. Хотя ранее мы уже рассмотрели отдельные изолированные позиции, мы должны помнить о том, что в течение игры позиция постоянно меняется. Игра никогда не бывает полностью статичной, она прогрессирует и изменяется с каждым новым броском. По мере того как изменяется позиция, меняются ваши цели и общий план игры. В любом случае, для того чтобы достичь поставленных целей, вам и вашему противнику может понадобится время, что в нардах означает бросок. В других играх, например в шахматах, единицу времени обозначает слово «темп».
Даже если вы заставите противника напрасно потерять хотя бы половину броска, это может существенно расстроить его планы. Прежде всего мы рассмотрим варианты развития игры, которые используются для того, чтобы вы могли лишить оппонента крайне необходимого ему броска или половины броска. Такие ходы называются замедляющими ходами. Позже мы рассмотрим более долгосрочные аспекты расчета времени игры.
Замедляющие ходы
Замедляющие ходы необходимы в том случае, если существует вероятность того, что в следующем броске противник сделает нечто, что совершенно невыгодно вам. Если вы не можете остановить его прямо, вы можете применить ложный маневр, чтобы заставить противника отказаться от запланированных действий. Такой тип ситуаций часто возникает тогда, когда у вас есть незащищенная фишка, которую вы не можете обезопасить.
В позиции 1 X подвергается смертельной опасности, поскольку его фишка в пункте 20 зажата в клещи противника, и О может закрыть пункт поверх этой фишки. X не может прикрыть ее второй фишкой и убрать ее из этого пункта. Поэтому X ходит 6/1*. X заставляет О потерять половину броска на повторный ввод фишки в игру. Если О не удастся выбросить какой-нибудь дубль, он не сможет ввести фишку в игру и одновременно закрыть пункт поверх фишки X.
В позиции 2 фишка X в пункте 18 подвергается угрозе тройного шота. X может обезопасить эту фишку ходом 18/13, но такой ход приведет к тому, что в одном пункте X будет иметь целых три фишки. Более дерзкий ход – это 7/2*. Этот ход временно защищает фишку X в бар-пункте противника, поскольку немногие комбинации позволят О ввести фишку в игру и побить фишку X (заметьте, что при этом дублируются варианты использования чисел 1 и 2). Мы идем на риск, но если нам удастся закрыть бар-пункт противника, наша позиция будет великолепной, поскольку теперь все наши фишки смогут взаимодействовать. В этой позиции у нас есть также возможность выиграть не только половину хода – мы можем заставить О потерять весь бросок, если он не введет в игру фишку из бара. Следовательно, в позиции 2 мы делаем частично атакующий ход, в то время как в позиции 1 – чистый замедляющий ход.
Еще одно небольшое отличие позиций 1 и 2 заключается в том, что в позиции 1 мы не стремимся закрыть пункт 1, в то время как в позиции 2 пункт 2 мог бы принести нам определенную выгоду в ситуации, если мы прикроем свой блот в этом пункте. Но в любом случае основной смысл наших действий остается тем же: у нас есть фишка под угрозой удара, которую мы защищаем непрямым путем, т.е. побивая фишку противника и отвлекая его в другое место доски. Этот замедляющий ход не только защищает фишку, которая уже находится под угрозой побития, он может позволить вам поставить фишку в такую позицию, которая в обычной ситуации была бы слишком опасной.
Позиции 3 и 4 идентичны позициям 1 и 2 соответственно, но в данной ситуации X должен играть весь бросок. Эти две позиции являются базовыми примерами приема побития противника и разделения своих фишек, рассмотренного в главе 21. Правильными ходами здесь являются 24/20, 6/1* и 24/18, 7/2* соответственно.
Замедляющий ход может потребоваться в том случае, если противник закроет хороший пункт и укрепит свою позицию. При выпадении дебютной комбинации 5-3 мы рекомендуем вывести две фишки из Двора противника ходом 13/8, 13/10. Но в позиции 5 необходимо закрыть пункт 3.
Этот ход скорее всего не позволит О совершить побег немедленно. И, что еще более важно, лишит вашего противника половины броска. Вы выигрываете время и не даете своему сопернику закрыть хороший пункт.
Подобным же образом в позиции 6 мы закрываем пункт 2 вместо бар-пункта, потому что мы одновременно бьем противника и не даем ему закрыть ключевой пункт. Но стоит передвинуть одну фишку О из пункта 2 в пункт 1, как мы уже не выиграем время путем закрытия пункта 2, поэтому бар-пункт является более ценным, и нам следует закрыть его ходом 13/7, 11/7.
Когда противник поместил слот в какой-либо пункт, вы можете предотвратить закрытие пункта даже в том случае, если у вас нет возможности прямо побить фишку-слот.
В позиции 7 правильным является ход 6/1*, который позволяет сократить шансы О на прикрытие слота наполовину (с пункта 24 до пункта 11 – заметьте, что при этом ходе дублируются варианты использования чисел, которые позволяют противнику повторно ввести фишку в игру и прикрыть слот: 1 и 3). В связи с этим у нас может появиться шанс на второй удар по этой фишке до того, как О прикроет свой слот. Отметьте для себя, что мы не собираемся закрывать пункт 1, мы только хотим не дать О закрыть свой пункт 5. Следовательно, если О не побьет блот в пункте 1, мы не станем его прикрывать. В данной позиции мы приветствуем возможность обмена ударами по нескольким основным причинам, которые мы проанализировали ранее в главе 16: О имеет только одну дальнюю фишку, у нас дальних фишек больше, наша позиция в Доме лучше, а у противника – блот в его Доме.
В позиции 8 О только что поместил слот в свой пункт 5. Мы можем побить две фишки ходом 8/3*/1* (идеальный замедляющий ход), поскольку О придется использовать весь последующий бросок для повторного ввода фишек в игру. Кроме случая выпадения дублей, мы полностью ликвидируем шансы О на прикрытие его фишки в пункте 20.
В позиции 7 и в позиции 8 О опрометчиво использовал слот в предыдущем броске. Как мы уже упоминали ранее в главе 17, О нарушил принцип, который гласит, что нельзя использовать слот в том случае, если ваши дальние фишки разделены или находятся под угрозой. Эти примеры показывают нам, почему использование слота при разделенных дальних фишках является неверным ходом. После того как вы пошли на риск и поместили слот в определенный пункт, вы ожидаете, что сможете закрыть этот пункт, если противник не побьет вас. Но, если ваши фишки разделены или находятся в опасности, вас могут побить один раз или даже дважды. И пока вы заняты повторным вводом фишки в игру, вы можете упустить возможность и не прикрыть свой слот.
Применение рискованных ходов
Когда вы обдумываете, стоит ли вам идти на большой риск, вы должны проанализировать не только непосредственную опасность и выгоду, но и возможность более позднего применения рискованного хода через несколько бросков. Подобные позиции часто возникают, когда вы намного опережаете противника в гонке, а он использует стратегию удерживающей игры. Здесь единственным фактором при принятии решений является безопасный ввод фишек в свой Дом.
В главе 14 мы показали, как вы можете оставить свои фишки незащищенными с наибольшей выгодой для себя в том случае, если вы вынуждены поступить именно так. Здесь мы рассматриваем возможность сейчас добровольного оставления шота вместо оставления более опасного шота в дальнейшем.
В позиции 9А правильным является ход 10/6, 10/7, который оставляет следующий непосредственно прямой шот с расстояния в два пункта. Конечно, вы можете сыграть безопасно 6/2, 4/1 и надеяться вообще избежать шота, но рекомендованный нами ход имеет два преимущества. Меньшее из них заключается в том, что вы даете противнику только одиннадцать комбинаций, которые позволят ему побить вас, в то время как позже, если вам придется разбить пункт 10 и оставить там незащищенную фишку, вы предоставите сопернику пятнадцать комбинаций для удара. Большее преимущество заключается в том, что, даже если вас побьют в текущей позиции, вы все еще сможете выиграть, потому что обогнали противника в гонке и имеете пять закрытых пунктов в своем Доме, в то время как пункт 20 все еще не занят О.
Давайте посмотрим, что произойдет, если мы отложим оставление шота. После следующих нескольких бросков позиция противника улучшится, поскольку он подведет своих строителей для закрытия своего пункта 5. Кроме того, в процессе этих нескольких следующих бросков вам придется разбить свою 5-пунктовую доску и ослабить позицию. Следовательно, время, остающееся до конца игры не благоприятствует вам, поскольку каждый дополнительный бросок, при котором вы не можете освободить пункт 10, улучшает позицию противника и ухудшает вашу. Если вас побьют позже, шансов на победу у вас не останется.
В позиции 9В у вас та же ситуация, но соперник продвинулся гораздо дальше. Здесь правильным ходом будет не оставление шота, а продвижение вглубь Дома ходом 6/2, 4/1. Вопреки всем ожиданиям противника его позиция ухудшится. У него закончилось время для осуществления конструктивных ходов, и О столкнулся с весьма неприятной перспективой: ему придется разбить свою доску и продвинуться вглубь Дома, убивая фишки, либо освободить ваш пункт 5.
Из всего вышеизложенного мы можем вывести общее правило: если позиция противника улучшается с каждым броском, а ваша позиция становится все хуже и вам в любом случае придется оставить шот в дальнейшем, вы должны пойти на немедленный дополнительный риск, чтобы безопасно ввести фишки в свой Дом.
Но вы должны ждать и играть безопасно, если
a. позиция противника ухудшается или ухудшится в ближайшее время;
b. ваша позиция улучшается либо ваша позиция ухудшается в меньшей степени, чем позиция противника;
c. у вас есть хорошие шансы на безопасный ввод фишек в Дом без оставления каких-либо шотов.
Такие позиции, как 9А и 9В, встречаются в реальной игре очень часто. Хотя в некоторых случаях правила, приведенные нами выше, не могут дать вам однозначного ответа: перед принятием решений вам крайне необходимо проанализировать последующее развитие игры и выяснить, как будут развиваться позиции далее.
Эти же принципы используются в еще одном важном типе позиций – двусторонней удерживающей позиции. Она возникает в том случае, когда оба игрока имеют продвинутый пункт в Доме противника.
Позиции 10 и 11 являются типичными позициями, в которых каждый из игроков владеет пунктом 5 противника. Как мы уже увидели в главе 20, этот пункт обеспечивает обоих игроков существенной тактической безопасностью, а исход игры определят долгосрочное развитие позиций и планирование ходов. 8 этом типе позиции первый из игроков, покинувший свой якорный пункт в Доме противника, остается незащищенным, и, следовательно, ощутимо теряет преимущество в игре. Для того чтобы удержать свой якорный пункт, вы должны иметь время для перемещения других фишек без разрушения своей позиции.
В позиции 10 О явно опережает X в гонке. Но лидирование в гонке является причиной его проблем. У О скоро закончатся возможные конструктивные ходы, и он будет вынужден оставить пункт 5, что весьма рискованно. У X нет таких дилемм именно потому, что он отстает в гонке и у него есть время, чтобы подождать, пока О будет вынужден переместить свои фишки. Третья фишка X в пункте 24 на самом деле является тайным оружием X. Реальной опасности для этой фишки нет. Более того, X сможет перемещать ее по доске, получая дополнительные возможности для использования бросков, чего так не хватает О.
Позиция 11 весьма похожа на предыдущую, за исключением того, что здесь в гонке лидирует X. О может безопасно сыграть несколько следующих бросков и сделать это конструктивно, поскольку он имеет две дополнительные фишки в пункте 12, а X уже практически исчерпал возможности для конструктивных ходов. Вскоре он столкнется с неприятным выбором: ему придется разрушить позицию в своем Доме либо освободить пункт 5 противника, либо освободить средний пункт. Следовательно, время, оставшееся до конца игры, явно благоприятствует О. X осознает всю невыгодность своей позиции, а также тот факт, что он неизбежно будет вынужден оставить пункт 20. Вместо того чтобы ждать, пока его позиция ухудшится, а позиция О, наоборот, улучшится, X делает правильный ход – 20/13. Хотя в главе 20 мы всячески подчеркивали важность удерживания «золотого пункта», X с большой неохотой решает освободить этот пункт сейчас, пока он может свободно переместить свои фишки в средний пункт.
Теперь давайте проанализируем ту же позицию, но при этом комбинацию 5-2 должен играть О. Исходя из тех же рассуждений, которыми руководствовался X, О понимает, что является фаворитом в игре и время на его стороне. Следовательно, О должен использовать выжидающий стиль игры, оставление пункта 5 сейчас с помощью хода 5/12 было бы критической ошибкой. Правильным для О в данной ситуации является простой ход 12/19, который позволяет ему спокойно ожидать следующего хода X.
Давайте вкратце рассмотрим две другие возможные ошибки, которые О мог бы совершить. В обычной ситуации О мог бы сделать ход 12/17, 12/14, чтобы выманить X из пункта 20. Но в данной позиции, как мы уже видели, X ищет повод, чтобы освободить пункт 20 до того, как его позиция ухудшится. Следовательно, он приветствует возможность вывода своей фишки и одновременного побития противника, поскольку это побитие обеспечит минимальную безопасность его фишке, оставшейся в пункте 5 противника. Более того, если X не побьет противника с помощью числа 6, О ничего не добьется, поскольку у него нет адекватных путей для прикрытия блота в пункте 14. Если О выбросит число 2, он не получит выгоды от прикрытия блота, поскольку для таких действий ему придется оставить свой средний пункт, а это освободит две фишки X в среднем пункте. И наконец, ход 12/17, 19/21 также является ошибкой. Хотя вам может показаться, что с его помощью О выигрывает время, на самом деле он не получает ничего. Рекомендованный нами ход 12/19 позволяет О лучше распределить своих строителей и дает ему возможность не одинарного, а двойного шота в том случае, если X выведет одну фишку из пункта 5 О.
Чем больший опыт приобретает игрок, тем, в большей степени он учится предвидеть будущий ход игры. Если вам кажется, что ваша игра приведет вас к благоприятной позиции, продолжайте идти по тому же пути. Но, если вы предчувствуете, что вы постепенно приходите к проигрышной позиции, вам следует немедленно принять корректирующие меры, даже если для этого придется пойти на риск.