В небо дыра, в землю дыра,
А посредине огонь да вода. (Самовар.)
Новая посуда, а вся в дырах. (Дуршлаг.) Стоит Антошка на четырех ножках, На Антошке суп да ложки. (Стол.)
Живу во дворе, пою на заре,
На голове гребешок, я горластый... (Петушок.) Мордочка усатая, шубка полосатая, Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка.)
Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова.) Хвост длинный, сами крошки, боятся очень кошки.
(Мыши.)
В лугах сестрички — золотой глазок, белые реснички.
(Ромашки.)
1 Рис. см. на стр. 139.
Трещит, а не кузнечик, Сижу верхом —
Летит, а не птица, Не знаю на ком.
Везет, а не лошадь. (Самолет.) Знакомца встречу —
Соскочу, привечу.
(Шапка.)
С ногами, а не ходит, со спиной, а не лежит. (Стул.) Заворчал живой замок, лег у двери поперек. (Собака.)
Дифференциация звуков с и ш в предложениях
Рекомендуются следующие упражнения:
1. По сюжетной картинке придумать предложение, в ко
тором есть слова со звуком с или ш. Назвать слова со звука
ми с и ш, определить, какой это звук и его место в слове.
2. Повторить предложения со словами, включающими
звуки сию. Назвать слова со звуками сию.
Примерные предложения:
В лесу шумит сосна. На деревьях поспели вкусные груши. У лисы пушистый хвост. У Наташи длинные косы. Соня надела красную шаль. В лесу растут душистые ландыши. Пастух пригнал большое стадо. Бабушка подарила Саше самолет. Дедушка принес большого сома. Кошка уснула на стуле.
3. По картинкам придумать предложения, в которых есть
слова со звуками сию. Примерные картинки: кошка, куст,
катушка, совок, сад, мишка, машина. Вначале предлага
ется определить, какой звук (с или ш) в названии картинок.
4. Дополнить предложение словом. Предлагаются пред
ложения, которые можно дополнить словами-квазиомони
мами.
Мама сварила вкусную... (кашу). Деньги платят в... (кассу). Даша катает... (мишку). Муку насыпали в... (миску). В сарае протекает... (крыша). В подвале завелась... (крыса). Малыш ест вкусную... (кашку). Солдат надел на голову... (каску).
Можно использовать картинки на слова-квазиомонимы. Картинки предлагаются парами.
5. Вставить в предложения пропущенные буквы сию.
В...кафу ви...ит ко...тюм. Под ногами...ур...ат...ухиели...тья. В...аду по...пели яблоки и гру...и. На...о...не выро...ли...и...ки.
Гало...и...тоят в углу. По...уда...тоит в...кафу. Мы купили...ыр,...ливки и лап...у.
6. Выборочный диктант. Выбрать из предложения и записать словами со звуками с и ш в два столбика.
Солнышко светит ярко. На ветру шумят сосны. Дедушка спит на диване. Миша рвет груши. Соня кормит кошку. В пенале красный карандаш. Лиса поймала мышку. Петя принес в дом шишки.