Рекомендуются следующие упражнения:
1. Составить рассказ по серии сюжетных картинок с ис
пользованием слов, включающих звуки сию.
2. Вставить в текст пропущенные буквы сию.
В саду
В на...ем...аду кра...иво. По...пели кра...ные ей...ни. На вет-
кахви...ят боль...иегру...и. Деду...кахоро...о ухаживает за...адом.
4. Диктант текстов со словами, включающими звуки сию.
В нашей комнате
Наша комната большая. У стены стоит шкаф. В шкафу висят пальто, костюмы и платья. В углу стоит стол. На столе игрушки. У стола кресло. В кресле сидит бабушка.
Лиса и мышка
В норке была мышка. Мышка вышла из норки. Лиса увидела мышку. Лиса стала ловить мышку. Мышка ушла в норку.
Аналогичным образом проводится работа по дифференциации звонких и глухих, а также аффрикат и звуков, входящих в их состав.
Дифференциация твердых и мягких согласных
Распространенными ошибками являются замены твердых и мягких звуков при чтении и неправильное обозначение
мягкости согласных на письме. Эти ошибки обусловлены целым рядом факторов: неумением дифференцировать на слух твердые и мягкие звуки, несформированностью ориентировки на гласную в процессе чтения, так как при чтении именно гласная определяет, какой согласный звук нужно воспроизвести — твердый или мягкий и др. Для преодоления указанных ошибок чтения и письма проводится следующая работа:
|
|
а) слуховая и произносительная дифференциация твер
дых и мягких согласных в словах;
б) уточнение двузначности многих букв, обозначающих
согласные звуки, так как одна и та же буква предполагает
двоякое звучание, твердое и мягкое, в зависимости от пос
ледующей буквы;
в) усвоение в процессе чтения того, что перед буквами е,
ё, ю, я, и согласные мягкие;
г) чтение с ориентировкой на последующую букву, осо
бенно в прямых открытых слогах;
д) обозначение мягкости согласных на письме с помо
щью мягкого знака;
е) обозначение мягкости согласных на письме с помо
щью йотированных гласных букв е, ё, я, ю, а также и.