Общая психологическая характеристика раннего детства (по взглядам отечественных ученых)

Фамилия, инициалы ученого Наимено- вание возрастно- го периода 1Продолжи- тельность возрастного периода Ведущая деятель- ноеть Основные психологические новообразования
         
  Выготский Л.С. Раннее детство Кризис 3-х лет 1-3 года   Предмет- ная дея- тельность Речь как коммуникативная функция. Возникновение устойчивого, независимого от внешних положений осмысленного восприятия. Перестройка социальных взаимоотношений личности-ребенка и окружающих людей. Новое отношение ребенка к собственному аффекту.
  Эльконин Д.Б. Раннее детство Кризис 3-х лет 1- 3 года Предмет- но- манипуля- тивная Речь. Наглядно-действенное мышление. Целеполагание. Появление собственно орудийных действий. Появление у ребенка феномена «Я-сам».
  Слободчи- ковВ.И.,, Исаев Е.И. Раннее детство Кризис раннего детства 13- 3,0 года 2,5-3,5 года Предмет- ные действия Синтез самости. Развитие познавательной и двигательной активности. Формирование наглядно-действенного и первичных форм наглядно-образного мышления. Становление первичного идеального, внутреннего плана действий, плана представлений. Складываются основные структуры языка, активная речь, овладение лексикой, грамматикой, прагматикой языка. Превращение речи в основное средство общения. Возникновение устойчивого интереса к другим детям. Появление новой формы организации сознания - «Я - действие». Становление самодействующего субъекта; потребность утверждать и завоевывать свою самостоятельность; Симптомы негативизма, упрямства, строптивости, своеволия, своенравия, проявления протеста в поведении, обесценивания предметов, ревности, стремления к деспотизму.
Мухина В.С. Ранний возраст 1-3 года Предмет- ная дея- тельность Развитие речи. Развитие соотносящих и орудийных действий. Освоение замещений. Развитие знаковой функции сознания. Вхождение в мир постоянных вещей.
Сапогова Е.Е. Раннее детство 1-3 года   Предметная деятельность. Возникновение речи. Развитие самостоятельной ходьбы. Возникновение сознания, выступающего для других в виде собственного «Я».
Немов Р.С. Ранний возраст 1 -3 года Предмет- ная дея- тельность Способность понимать, развитие подражания, появление первых признаков эгоцентрической речи. Сознательно контролируемые произвольные действия. Начало вербализации познавательных процессов, овладение речью. Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению.
Ермолаева М.В Ранний возраст 1-3 года Предмет- ная дея- тельность Качественное изменение понимания речи, «языковые» открытия, формирование собственной активной речи, усвоение грамматических форм родного языка. Развитие зрительной ориентировки. Переход от использования готовых связей или связей, показанных взрослыми к их установлению. Наглядно-действенное мышление. Мысленные действия с образами, представлениями о предметах и способах их употребления. Начало формирования знаковой (символической) функции сознания. Появление воспоминания, увеличение латентного периода воспоминания. Развитие воображения. Образование «системы - Я».

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: