При написании этой главы мы исходили как из собственного опыта, так и из опыта наших коллег-психологов, работающих в различных специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и образовательных центрах. Часто составление формы рабочей документации, ее структуры °пиралось исключительно на здравый смысл. К сожалению, Д° настоящего времени чрезвычайно мало какой-либо мето-
2дической литературы, касающейся практической стороны д0 кументирования деятельности специального психолога, воп росов составления его текущей отчетной документации, ста тистических и аналитических справок и отчетов.
Данный раздел составлен в связи с необходимостью регламентации деятельности психолога, учета выполняемых видов работ и их объема. Материалы главы базируются на формах и видах отчетной и текущей документации, подготовленных к настоящему времени в виде проекта отделом практической психологии и охраны здоровья Министерства образования.
Ведение рабочей и составление отчетной документации педагога-психолога исходит из следующего.
|
|
• Документация педагога-психолога основывается в первую оче
редь на имеющихся нормативных документах Министерства об
разования1.
• Рабочая и отчетная документация должна охватывать все виды
работ педагога-психолога, строиться в соответствии с основны
ми направлениями его деятельности.
• Рабочая документация должна отражать структуру деятельнос
ти образовательного учреждения (быть построена по принципу
классного журнала) и ориентироваться на учет отдельных еди
ниц деятельности. В то же время она должна давать возможность
оценки всего объема работ за отчетные периоды в соответствии
с имеющимися в практике службы практической психологии об
разования стандартами отчетности.
• Документация должна отражать определенную периодичность де
ятельности психолога, удобную для отчетности в принятые для уч
реждений образования сроки, учитывая в то же время особенность
деятельности психолога как самостоятельного специалиста.
• Документация должна ориентироваться на деятельность психо
лога как координатора службы сопровождения, наиболее при
ближенного к ребенку и его семье.
• Желательно, чтобы документация обладала определенной уни
фикацией и была эффективна для деятельности психолога в спе-
1 См.: Положение о службе практической психологии в системе Министер ства образования (приказ № 636 от 22.10.99); Типовое Положение об образе вательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогическоИ и медико-социальной помощи (приказ № 2210 от 24.08.98); Положение о п< рядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического ко* силиума образовательного учреждения (письмо № 27/901-6 от 27.03.2000 Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации № 2-1886-6 от 24.12.2001 об использовании рабочего времени педагога-психоло! образовательного учреждения [76]; Приказ Минобразования России £ 01.03.2004 за № 945; Инструктивное письмо Министерства образования Р сийской Федерации за № 27/2967-6 от 14.07.2003 и др.
|
|
циальных (коррекционных) образовательных учреждениях различного вида, психолого-медико-педагогических комиссиях, образовательных центрах для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, в том числе в классах VII вида на базе общеобразовательных школ, дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного вида.
• Как рабочая (текущая), так и отчетная документация не должна
быть чрезмерно громоздкой, требовать излишних затрат време
ни, но должна в полном объеме представлять информацию обо
всей деятельности педагога-психолога.
Основными видами документации следует считать:
• текущую (рабочую) документацию;
• отчетную документацию.
Каждый их этих видов, в свою очередь, содержит различные единицы и формы.