Общие сведения. Необходимо с самого начала обратить внимание на пробле' мы ребенка, родители которого нуждаются в консультаД*1 психолога

Необходимо с самого начала обратить внимание на пробле' мы ребенка, родители которого нуждаются в консультаД*1 психолога. Совершенно очевидно, что все дети прошли Яр


ру психолого-медико-педагогического консультирования1.

^6 довательно, родители уже столкнулись и с разного рода

гяозами, и со своими противоречивыми чувствами по по-

ttv того, что их ребенок не такой, как все. Следовательно,

3 нСультационная деятельность психолога разворачивается

же после того, как процесс психологических изменений се-

и уЖе запущен. Это делает специфичным консультацион-

1Й процесс и определяет своеобразие подходов и техноло­гий, основных принципов консультирования семьи.

Следует отметить, что общие принципы взаимоотношений психолога-консультанта с родителями, другими родственника­ми, обратившимися по поводу каких-либо психологических про­блем ребенка, достаточно хорошо и подробно приведены в уже ставшей классической работе В.В. Столина [113]. Из последних работ, посвященных этой проблеме, можно отметить учебное по­собие Г.В. Бурменской с соавторами [27].

Однако большинство работ (как подчеркивают и сами их авторы) ориентировано на ребенка и его семью, имеющих исключительно психологические проблемы. То есть рассмат­ривается ситуация, когда все члены семьи (включая и ребен­ка) не имеют отклонений физического, а тем более психичес­кого характера. Более того, возрастно-психологическое кон­сультирование рассматривается только по отношению к детской проблематике «...в рамках нормативного русла раз­вития, за пределы которого, по определению, вынесены все многообразные расстройства, нарушения и отклонения от нормативного хода развития» [27, 8]. Если учесть современ­ные медицинские данные, а также практический опыт рабо­ты с детьми, то оказывается, что подобных здоровых детей (с точки зрения неврологической, не говоря уже о соматопси-хической норме) практически не существует (по современным Данным менее 5% от всей детской популяции). Тем более ока­зывается невысоким процент семей, замотивированных на по-сеЩение психологической консультации, которая, к сожале-нИю, еще пока ассоциируется с чем-то подобным психиатри­ческой помощи. Хотя следует отметить, что определенный

° Данном случае следует разграничивать саму процедуру психолого-меди-

'Педагогического консультирования, которая определяет рекомендации ро-

елям по тому, какой образовательный маршрут наиболее адекватен их ре-

КУ, и комиссионное решение о направлении ребенка в специальное (кор-

Им ^Ионное) образовательное учреждение того или иного вида. Последнее может

еть место только в результате согласия родителей с рекомендацией ПМПК.


процент семей, посещающих психолога, действительно в альности имеет лишь психологические проблемы с ребенк К процессу консультирования таких семей в полном объ относятся принципы и технологии проведения приведен» ранее пособий, к которым мы и отсылаем заинтересованы читателей.

Большинство родителей (тем более родителей детей, нах дящихся в системе специального образования) обращается психологу в той ситуации, когда существует значительно количество проблем, связанных с отклоняющимся развитием их ребенка, в том числе нарушений психофизического разви тия, наличия знаков неврологического неблагополучия. Это и определяет подход к организации консультационного про­цесса со стороны «ненормы».

В то же время в большинстве руководств работа с родите­лями ребенка с особыми образовательными потребностями сводится лишь к выявлению факта отклонения и направле­нию ребенка к специалистам нужного профиля (педиатру, не­врологу, дефектологу, логопеду и др.)- Вся собственно психо­терапевтическая работа с семьей в этот момент сводится лишь к информированию родителей и в крайнем случае к снятию чувства стыда и тревоги, эмпатии к родителям [27; 40; 7 113]. Связь с семьей уже на уровне первичного приема (од­ного из самых важных этапов консультирования) рассмат­ривается лишь в плане выявления «дефекта» у ребенка (де­виации развития и т. п.), в то время как работа в рамках семейной психотерапии перепоручается специалистам дру­гого профиля (тем же дефектологам, врачам, учителям-ло­гопедам, иногда классным руководителям). Но болыпинст] педагогических работников в такой ситуации тем более в настроены на системную работу с родителями. В то же вре­мя необходимая здесь психотерапевтическая составляющая консультирования является исключительной прерогатив' психолога.

Существуют, на наш взгляд, принципиальные отличия ко] сультирования семьи с ребенка с различными видами откло­няющегося развития от системы возрастно-психологичес] консультирования.

Во-первых, консультирование в рамках стандартного вог стно-психологического подхода предполагает полную добров» ность обращения к специалисту [27; 79; 113]. Это ознаЧ достаточную мотивацию, эмоциональную готовность к веч


елание изложить все, что кажется важным. В ситуации Чв' ультирования ребенка с уже выявленными особенностя-° ли даже отклонениями в развитии картина принципиаль-^Й ная: как правило, семья вынуждена обратиться к психо-S° v в связи с серьезными проблемами в обучении или особен-Л° тями поведения ребенка в школе, многие направлены на s° уЛЬТацию педагогами или воспитателями (как правило, яителям «настойчиво советуют» обратиться к психологу или Р йХиатру). В большинстве случаев это означает отсутствие бровольности и, как следствие, недостаточность собственной отивации. Более того, направление к психологу, необходи­мость дополнительного обследования или, по крайней мере, дополнительной консультации после уже испытанной «бури чувств» на ПМПК вызывает возникновение дополнительных осознаваемых или неосознаваемых опасений родителей по типу: «А не будет ли еще хуже?»

Все это проявляется и в отсутствии эмоциональной готов­ности к консультированию, и в некоторых случаях прямого эмоционального неприятия консультирования. В ряде случа­ев специалисты сталкиваются с тем, что родители продолжа­ют попытки скрыть неблагоприятные особенности в разви­тии ребенка, что представляет дополнительные сложности объективной оценки состояния ребенка.

Во-вторых, стандартное консультирование предполагает возможность для семьи в любой момент прекратить обще­ние со специалистами. Практика консультирования детей с особыми образовательными потребностями показывает, что во многих случаях семья не доводит до конца консультиро­вание или, неудовлетворенная результатами обследования, начинает искать другого, «более удобного» специалиста, ко­торый дал бы более благоприятную информацию, отвечаю­щую потребностям и состоянию родителей. Родители наде­ется, что такую «хорошую» информацию, в свою очередь, °ни могли бы представить в школу и тем самым умень-ить опасения и жалобы педагогов. Подобное поведение еМьи получило название «хождение по кругу врачей» [66]. РезУльтате могут быть потеряны значительные силы, сред-Ва и> что более важно, время, так необходимое для рабо-с ребенком. Такое поведение семьи говорит о недоста-Ности организации консультационного процесса и, в йТн°сти, о необходимости более тщательной и длитель-Психокоррекционной работы с семьей. Поэтому, исхо-

Q


дя из принципа соблюдения интересов ребенка, необхоп ма такая организация процесса консультирования, кот рая позволяет:

• удержать родителей от преждевременного его прерывания;

• получить возможность проведения психокоррекционной рабо­
ты с семьей в полном объеме;

• постараться свести до минимума количества посещений других
учреждений и специалистов в целях снятия или смягчения диаг­
ноза, сохранить время на работу с ребенком;

• достичь максимально возможного адекватного осознания про­
блемы;

• получить согласие родителей на применение адекватных состо­
янию ребенка мер по его воспитанию и обучению.

Основой эффективности такого рода консультирования яв­ляется психологическая готовность родителей воспринимать и усваивать передаваемую информацию. Попытки дать родите­лям нужные сведения, доказать необходимость тех или иных шагов в развитии и воспитании ребенка могут иметь факти­чески нулевой результат из-за того, что семья в это время про­должает переживать свои проблемы на аффективном уровне.

Практика консультативной работы показывает, что часто именно психологу приходится сообщать родителям информа­цию об уровне актуального развития и имеющихся особенно­стях психического развития ребенка, давать подробный про­гноз возможностей его дальнейшего развития и обучения, поскольку, как уже говорилось, другими специалистами это го часто не делается1. В то же время психолог имеет прав» пользоваться лишь собственно психологической терминоло­гией и не имеет юридических прав на постановку какоп либо другого диагноза, помимо психологического.

Крайне редко учитывается, что не только сообщение пр1 гноза развития и обучения ребенка, но и сам приход на 4 кую консультацию означает для родителей вступление в н вый этап существования, характеризуемый специфичны** изменениями Я-концепции, особой динамикой развития, X рактерной структурой взаимодействия семьи со специалис ми, с социальным окружением в целом [126; 138].

1 Как ни странно, но правдивое информирование родителей часто не о* ствляется и врачами (психиатрами и неврологами), что должно являться непосредственной задачей. Последнее время, правда, ситуация стала измеЯ ся, и родителям стали сообщать неблагоприятную информацию об их ре"е


сформулировать две группы задач, которые долж-решаться всеми специалистами при консультировании 11 ей с проблемами в развитии.

Первая группа задач — создание психологических усло-Й для адекватного восприятия родителями информации, анной с проблемами в развитии их ребенка, создание у иХ готовности к длительной работе по развитию, коррек­ции и воспитанию [126].

Ко второй группе задач относятся вопросы, связанные с освобождением родителей от чувства вины, преодоления стрес­сового состояния семьи (в первую очередь угнетенного, часто депрессивного состояния матери), созданием и поддержани­ем по возможности нормального климата в семье (хотя бы непосредственно во время консультирования). Решение этих задач напрямую связано с определением психодинамическо­го этапа, на котором находится семья в момент прихода на консультацию [104].

4.2. Психодинамика семьи в процессе консультирования

Одним из первых понятие реабилитации в отношении та­ких семей вводит С. Дэвис (1960). Целью такой реабилитации, по его мнению, является освобождение родителей от психи­ческого стресса, обеспечение их эмоциональной стабильности. Некоторые исследователи разделяют родителей таких детей на группы. Для одних родителей проблема постепенно разре­шается ориентацией семьи непосредственно на вопросы лечения, воспитания, обучения больного ребенка, для других — пробле­мы с таким ребенком создают неразрешимую эмоциональную ситуацию в их дальнейшей жизни. По мнению С. Махони, ро­дители, обладающие исходно высокими показателями соци­альной адаптации, способны быстро преодолевать психогенную ситуацию без выраженной личностной декомпенсации. Для них Уклоняющееся развитие ребенка представляет временное яв-Дение в качестве угрозы их психическому здоровью. В таких сеМьях возникают различной степени выраженности защит-ь*е механизмы, которые оказываются эффективными в пре-Д°лении травмирующей ситуации. Консультативная помощь Этом случае эффективна, если в центре работы окажутся Тересы ребенка при небольшой психологической поддержке Посредственно родителей.


У родителей с исходно низкими показателями социальн психологической адаптации ребенок с отклонениями, да5к незначительными, часто обуславливает хроническую личност ную декомпенсацию. Такие семьи, помимо консультирования нуждаются в проведении интенсивной психотерапевтической работы.

К наиболее важному показателю состояния родителей цпй консультировании (что требует постоянного внимания кон сультанта и пролонгированной оценки на всем протяжении консультации) относится их эмоциональное состояние: те чув­ства, которые они испытывают в данный момент и степень их выраженности. Необходимость подобной оценки влечет з* собой необходимость определения этапа психодинамического процесса, на котором в данный момент находится семья [98; 104; 126]. Правильная оценка этапа позволяет наиболее эф. фективно построить консультационную работу с семьей путем подбора адекватных техник и приемов коррекции, достичь планируемых целей в целом [135; 136].

Эмоциональное состояние семьи в процессе консультиро­вания может быть в наиболее общем виде представлено в виде четырех сменяющих друг друга фаз, которые выражаются в нарастании и затем спаде напряжения, что сопровождается различными по виду и выраженности субъективными симп­томами (чувством тревоги, растерянности, беспомощности и т.п.) и поисками разных способов адаптации (методом проб и ошибок, формированием защитных «семейных ми­фов», переосмыслением ценностей и т.п.). Каждой фазе присущи свои специфические признаки. Длительность от­дельных фаз может варьировать, причем в значительном временном диапазоне.

Первая фаза характеризуется растерянностью, доходяще] порой до страха. Состояние родителей определяется чувство1 собственной неполноценности, ответственностью за судьбу ребенка, ощущением беспомощности и многими другими чув­ствами, которые полностью овладевают родителями и, ест< ственно, влияют на их поведение. Эта сложная гамма чувст и отрицательных эмоций может выбивать людей из привыч­ных рамок жизни, приводить к нарушениям сна, измеЯ нию взаимоотношений между родителями и окружающий их людьми. В основном эта фаза достаточно кратковремеЯ (в определенных ситуациях эта фаза может вообще отсутсР вать или длиться буквально мгновения). Рассматривая с


ответственных за произошедшее, родители испытывают ство вины, если полагают, что сами сделали что-то, обо­стрившее положение.

Нередко такое шоковое состояние трансформируется в не-

тивизм, отрицание реальности выявленных специалистом

облем ребенка. Период негативизма и отрицания рассмат-ается как ВТорая фаза состояния семьи и является важ-

й психологической составляющей поведения семьи в целом, функция отрицания направлена на то, чтобы сохранить опре­деленный уровень стабильности семьи в возникшей ситуации. Таким образом, отрицание может быть своеобразным способом устранения эмоциональной подавленности, тревоги.

Крайней формой негативизма становится отказ от обследо­вания ребенка другими специалистами, отказ от проведения каких-либо коррекционных мероприятий. Некоторые роди­тели, выражая недоверие к консультантам, какими бы ква­лифицированными они ни были, многократно обращаются в разные научные и лечебные центры с целью отменить, устра­нить «неверный диагноз». Именно на этом этапе (фазе) фор­мируется так называемый синдром «хождения по кругу вра­чей» [66]. Порой для достижения этой цели могут тратиться огромные силы и средства, что приносит в дальнейшем лишь еще большее разочарование.

Описанная фаза — негативизм и отрицание — как правило, явление временное, и по мере того как родители начинают принимать диагноз и частично понимать его смысл, они по­гружаются в глубокую печаль. Это состояние подавленности, связанное с постепенным осознанием проблем, характеризу­ет третью фазу. Именно здесь происходит большинство нега­тивных событий в семье: семья прерывает контакты с окру­жающими, мать ребенка может постоянно находиться в по­давленном состоянии, что зачастую влечет за собой ослабление и внутрисемейных связей. Именно в этот период семью чаще всего покидает мужчина. Причем, подчеркнем, глубина и вЬ1раженность эмоционального состояния каждого родителя в Сдельности и семьи в целом зависит не только от реально-сти проблем ребенка, но и от субъективной оценки этих про-Лем самими родителями.

Самостоятельное повторное обращение родителей за по-°Щью к специалисту, особенно к тому, кто выявил и пер- Рассказал об имеющихся у ребенка проблемах, знамену-

собой четвертую фазу, называемую иногда «реконвалес-


ценцией». Этот этап характеризуется выходом семьи из бокого эмоционального кризиса, началом социально-психо логической адаптации семьи. В это время родители уже состоянии достаточно адекватно оценить ситуацию, начать руководствоваться непосредственно интересами ребенка, ус танавливать адекватные эмоциональные контакты со специа­листами и достаточно разумно следовать их советам.

Анализ того, на какой фазе психоэмоционального состоя­ния находится семья, обязательно должен быть проведен при консультировании. Подобная задача может быть частично решена путем тщательной, выверенной организации самого процесса консультирования семьи на всех этапах, включая первый контакт с семьей (например, по телефону).

4.3. Этапы работы с семьей

На каждом этапе консультационного процесса (подготов­ки к консультации, первого сеанса, диагностики развития ребенка, заключительной беседы с семьей - выдачи инфор­мации, этапе принятия семьей решений) психолог должен руководствоваться специфичной для данного этапа струк­турой психологической коррекции, присущими этому эта­пу методами и приемами психологической работы с семьей [68; 126].

Рассмотрим этапы и особенности работы психолога-кон­сультанта на каждом их них.

Первый этап

(Подготовка к консультации. Первый контакт с семьей)

Независимо от того, вызваны ли были родители к специ­алисту или пришли сами, характер первого контакта имеет особое значение. Запись на прием осуществляется либо по телефону, либо при личной встрече одного из членов семьи с психологом. Родителю (родителям) сообщают, какая инфор­мация или документы необходимы, а также согласуют с ним дату и время консультации. Желательно, чтобы уже в это1 момент родители могли задать интересующие их вопросы # получить комментарии в отношении предполагаемой консул* тации. Это позволяет внести некоторую ясность в их ожиДа" ния. Доверительным отношениям могут также способствовав

1KR


которые справочные сведения о специалистах, фамилия и галии консультанта, к которому они записаны, и т.п. Психолог, со своей стороны, сможет при первом контакте нать о социально-бытовой ситуации в семье, ее составе и труктуре, именах и отчествах ее членов. Подобная информа-йЯ в значительной степени вызывает уважение родителей, повышает эффективность консультирования начиная уже с первых его этапов1.

Второй этап

(Сеанс консультации)

Сеанс консультации является центральным моментом, на котором происходит непрерывный встречный поток инфор­мации от родителей и консультанта.

Эффективность проведения этого сеанса во многом зави­сит от возможностей и навыков специалистов, ведущих при­ем. В основном это те способности, которые создают доверие и облегчают общение с консультируемыми, — эмпатическое сочувствие, понимание, уважение, позитивное отношение, искренность и конкретность. В одном ряду с вышеперечис­ленными стоят выявление и понимание переживаний роди­телей, а также, что в данном случае немаловажно, способ­ность донести до членов семьи понимание их переживаний. Позитивное отношение — это способность консультанта вы­разить уважение и признание права на наличие выражае­мых чувств, право самим принимать решение.

Особенностью консультационной работы психолога обра­зования в такой ситуации является то, что практически од­новременно с консультированием родителей он должен оце­нивать характер проблем и уровень актуального развития ребенка. Ведь родители пришли на консультацию в первую очередь, чтобы узнать, что с их ребенком. И отсрочить ни консультацию, ни, тем более, диагностику и анализ состоя­ния ребенка невозможно. Оба эти процесса накладываются °Дин на другой и порой работу с родителями, видя их состо­яние, приходится начинать задолго до того, как проведена

связи с этим в некоторых консультациях, ППМС-центрах подобная °та ведется не только в регистратуре, но и сам психолог как бы случайно азывается рядом во время записи семьи на прием, тем самым лично осу-ествляя первичный контакт.


углубленная диагностика и можно что-либо определен^ сказать о состоянии ребенка1.

Одним из важных компонентов психотерапевтической ра боты на этом этапе является способность к конфронтации Консультант должен указывать родителям на непоследовя тельность в их восприятии, системе ценностей и т.п. В то время как способность к эмпатийному сочувствию связана с первоначальными шагами консультирования, конфронтация идет дальше — она показывает консультирующимся то, чТо консультант отметил и осознал противоречивость. Здесь не­обходимо ввести такое важное для консультирования поня­тие, как фазы коммуникации.

Консультант должен взаимодействовать с семьей в опреде­ленной последовательности, не пропуская и не преуменьшая значения каждой фазы (этапа), причем на каждом этапе об­щения родители должны сами определять свои страхи и опа­сения, осознавать свой взгляд на сложившуюся ситуацию.

а) Первоначально необходимо выявить уровень понима­
ния родителями характера трудностей ребенка и уровень адап­
тации семьи к этому. Это должно быть выявлено до того, как
родители начнут задавать консультанту вопросы. В том слу­
чае, если родители не могут высказываться четко, консуль­
танту необходимо самому задавать вопросы, демонстрируя
уверенность, что он понимает и разделяет их опасения.

б) Внесение ясности в факты. На этом этапе (фазе) родите­
ли освещают факты семейной жизни и развития ребенка (пусть
даже в виде семейного «мифотворчества» [136]). Эти факты
анализируются консультантом и как бы накапливаются, для
того чтобы потом убедить родителей. Важным моментом этого
этапа является также разъяснение родителям необходимое!1]
подобной работы (такого рассказа), что заставляет их тщательно
обдумывать то, что они говорят о ребенке.

в) Информирование семьи консультантом. На этом этап*
происходит не только передача информации семье, но и про­
верка того, что и как осознали родители на предыдущих ф*"
зах (встречный поток информации). Нельзя подавать инфор
мацию, не убедившись в том, что родители поняли позиций
консультанта, его взгляд на проблемы семьи.

1 К счастью, такие ситуации достаточно редки. В основном родители, к' правило, ждут окончания работы с их ребенком, чтобы выслушать мнев профессионала.


Обратная связь от консультанта семье включает наблюде­те за вербальными и невербальными реакциями, контроль моДИЙ, купирование нежелательных реакций.

Следует отметить, что вся структура процесса консультиро-ания — этапы и связанные с ними фазы коммуникации — находятся в тесной связи с динамикой эмоционального состоя­ния родителей, социально-психологической адаптации семьи в целом.

В зависимости от выраженности и продолжительности той или иной фазы эмоционального состояния родителей должна изменяться и длительность этапов и фаз коммуникации. Так, фаза информирования семьи, как правило, проходит перед этапом принятия решения, но тесно связана с состоянием ро­дителей. Все это, как правило, приходится на четвертую фазу состояния — реконвалесценцию, когда родители в состоянии наиболее адекватно воспринимать эту информацию, хотя в некоторых случаях передача полной информации возможна уже на третьей фазе психодинамики семьи, по крайней мере, в ее конце. Это является более действенной стимуляцией для выхода матери из депрессивного состояния. В данной ситуа­ции многое зависит от квалификации специалиста, его спо­собности оценить и правильно построить процесс консульти­рования1.

Третий этап

(Этап принятия решения)

Это основной этап всего консультирования. Насколько адекватно принято решение, насколько оно осознано семьей и насколько родители будут следовать ему в дальнейшем, определяет эффективность консультирования в целом. Не­обходимо, чтобы родители поняли, что это решение повлия­ет на их жизнь, что им придется жить, опираясь на свое собственное решение. Их точка зрения (пока лишь деклари­руемая) должна быть интегрирована в концепцию чувства ответственности.

Консультант часто оказывается одним из немногих людей, °торому родители могут открыться, и единственным, кто мо-

с ь°лее подробно особенности консультативной и психокоррекционной работы й проблемного ребенка будут рассмотрены в отдельном пособии.


жет повлиять в этот момент на их нереалистические фантази Обычная практика поведения специалиста, заключающаяся том, что родителям просто сообщается, что они ничего не с дед, ли такого, что должно вызывать чувство вины, отсутствие ко» ментария о переживаемых ими чувствах, либо беседа о том, ч*. люди, подобные им, часто ощущают вину при наличии цр0 блемного ребенка, часто оказывается неконструктивной.

Эффективное вмешательство должно быть основано в пеь вую очередь на точной оценке преобладания у родителей чув ства вины или стыда. Необходимо идентифицировать преоб ладающее состояние, его качество и уровень, готовность се-мьи к различным реакциям, а также потребность семьи в том или ином виде поддержки.

Таким образом, первоначальная стратегия консультанта приводящая к уменьшению чувства вины или стыда, — это помощь родителям в свободном выражении своего мнения по поводу той проблемы, которая привела их на консульта­цию.

Вмешательство консультанта в этот этап признания или во­обще пропуск его в работе приводит к снижению эффективнос­ти последующих вмешательств. Часто так случается, что кон­сультант, используя одну из имеющихся в его арсенале тактик (например, тактику нормализации, о которой речь пойдет ниже), опережает консультирующегося, говоря: «...Многие люди в ва­шем положении чувствуют вину в том, что у них такие про­блемы... вам нужно знать, что вы ничего не сделали, чтобы быть причиной этого...» В случае, когда такое заявление пред­шествует высказываниям родителей, эффективность консуль­тирования может значительно снизиться.

Вина включает в себя важные когнитивные элементы, в т время как стыд является аффективным состоянием. Таким о разом, когнитивно ориентированные вмешательства могут быть более эффективны при облегчении вины, чем стратегии, разр* ботанные для обеспечения аффективного облегчения. В то время комментарии консультанта, направленные на аффект] ную систему людей, могут быть более пригодны для снятия чув­ства стыда.

Приведем некоторые тактики коррекционной работы, кот рые могут считаться основными методами, используемыми протяжении всего процесса консультирования независимо этапов и периодизации, и которые хорошо зарекомендов себя в работе с родителями. Практика консультативной Де


в различных учреждениях образования показала, что тель

5ные методы и приемы коррекционнои работы с родителя-

прИменимы к самым различным ситуациям консультиро-

ния родителей с детьми с различными видами отклоняюще-

ся развития. При этом полнота использования данных под-

пов определяется лишь особенностями субъективного

осприятия родителями своего ребенка, а также описанными

выше феноменами.

Приемы работы с чувствами вины и стыда

Для работы с чувством вины показали свою эффектив­ность следующие приемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: