Необходимо с самого начала обратить внимание на пробле' мы ребенка, родители которого нуждаются в консультаД*1 психолога. Совершенно очевидно, что все дети прошли Яр
ру психолого-медико-педагогического консультирования1.
^6 довательно, родители уже столкнулись и с разного рода
гяозами, и со своими противоречивыми чувствами по по-
ttv того, что их ребенок не такой, как все. Следовательно,
3 нСультационная деятельность психолога разворачивается
же после того, как процесс психологических изменений се-
и уЖе запущен. Это делает специфичным консультацион-
1Й процесс и определяет своеобразие подходов и технологий, основных принципов консультирования семьи.
Следует отметить, что общие принципы взаимоотношений психолога-консультанта с родителями, другими родственниками, обратившимися по поводу каких-либо психологических проблем ребенка, достаточно хорошо и подробно приведены в уже ставшей классической работе В.В. Столина [113]. Из последних работ, посвященных этой проблеме, можно отметить учебное пособие Г.В. Бурменской с соавторами [27].
|
|
Однако большинство работ (как подчеркивают и сами их авторы) ориентировано на ребенка и его семью, имеющих исключительно психологические проблемы. То есть рассматривается ситуация, когда все члены семьи (включая и ребенка) не имеют отклонений физического, а тем более психического характера. Более того, возрастно-психологическое консультирование рассматривается только по отношению к детской проблематике «...в рамках нормативного русла развития, за пределы которого, по определению, вынесены все многообразные расстройства, нарушения и отклонения от нормативного хода развития» [27, 8]. Если учесть современные медицинские данные, а также практический опыт работы с детьми, то оказывается, что подобных здоровых детей (с точки зрения неврологической, не говоря уже о соматопси-хической норме) практически не существует (по современным Данным менее 5% от всей детской популяции). Тем более оказывается невысоким процент семей, замотивированных на по-сеЩение психологической консультации, которая, к сожале-нИю, еще пока ассоциируется с чем-то подобным психиатрической помощи. Хотя следует отметить, что определенный
° Данном случае следует разграничивать саму процедуру психолого-меди-
'Педагогического консультирования, которая определяет рекомендации ро-
елям по тому, какой образовательный маршрут наиболее адекватен их ре-
КУ, и комиссионное решение о направлении ребенка в специальное (кор-
Им ^Ионное) образовательное учреждение того или иного вида. Последнее может
еть место только в результате согласия родителей с рекомендацией ПМПК.
|
|
процент семей, посещающих психолога, действительно в альности имеет лишь психологические проблемы с ребенк К процессу консультирования таких семей в полном объ относятся принципы и технологии проведения приведен» ранее пособий, к которым мы и отсылаем заинтересованы читателей.
Большинство родителей (тем более родителей детей, нах дящихся в системе специального образования) обращается психологу в той ситуации, когда существует значительно количество проблем, связанных с отклоняющимся развитием их ребенка, в том числе нарушений психофизического разви тия, наличия знаков неврологического неблагополучия. Это и определяет подход к организации консультационного процесса со стороны «ненормы».
В то же время в большинстве руководств работа с родителями ребенка с особыми образовательными потребностями сводится лишь к выявлению факта отклонения и направлению ребенка к специалистам нужного профиля (педиатру, неврологу, дефектологу, логопеду и др.)- Вся собственно психотерапевтическая работа с семьей в этот момент сводится лишь к информированию родителей и в крайнем случае к снятию чувства стыда и тревоги, эмпатии к родителям [27; 40; 7 113]. Связь с семьей уже на уровне первичного приема (одного из самых важных этапов консультирования) рассматривается лишь в плане выявления «дефекта» у ребенка (девиации развития и т. п.), в то время как работа в рамках семейной психотерапии перепоручается специалистам другого профиля (тем же дефектологам, врачам, учителям-логопедам, иногда классным руководителям). Но болыпинст] педагогических работников в такой ситуации тем более в настроены на системную работу с родителями. В то же время необходимая здесь психотерапевтическая составляющая консультирования является исключительной прерогатив' психолога.
Существуют, на наш взгляд, принципиальные отличия ко] сультирования семьи с ребенка с различными видами отклоняющегося развития от системы возрастно-психологичес] консультирования.
Во-первых, консультирование в рамках стандартного вог стно-психологического подхода предполагает полную добров» ность обращения к специалисту [27; 79; 113]. Это ознаЧ достаточную мотивацию, эмоциональную готовность к веч
елание изложить все, что кажется важным. В ситуации Чв' ультирования ребенка с уже выявленными особенностя-1С° ли даже отклонениями в развитии картина принципиаль-^Й ная: как правило, семья вынуждена обратиться к психо-S° v в связи с серьезными проблемами в обучении или особен-Л° тями поведения ребенка в школе, многие направлены на s° уЛЬТацию педагогами или воспитателями (как правило, яителям «настойчиво советуют» обратиться к психологу или Р йХиатру). В большинстве случаев это означает отсутствие бровольности и, как следствие, недостаточность собственной отивации. Более того, направление к психологу, необходимость дополнительного обследования или, по крайней мере, дополнительной консультации после уже испытанной «бури чувств» на ПМПК вызывает возникновение дополнительных осознаваемых или неосознаваемых опасений родителей по типу: «А не будет ли еще хуже?»
Все это проявляется и в отсутствии эмоциональной готовности к консультированию, и в некоторых случаях прямого эмоционального неприятия консультирования. В ряде случаев специалисты сталкиваются с тем, что родители продолжают попытки скрыть неблагоприятные особенности в развитии ребенка, что представляет дополнительные сложности объективной оценки состояния ребенка.
Во-вторых, стандартное консультирование предполагает возможность для семьи в любой момент прекратить общение со специалистами. Практика консультирования детей с особыми образовательными потребностями показывает, что во многих случаях семья не доводит до конца консультирование или, неудовлетворенная результатами обследования, начинает искать другого, «более удобного» специалиста, который дал бы более благоприятную информацию, отвечающую потребностям и состоянию родителей. Родители надеется, что такую «хорошую» информацию, в свою очередь, °ни могли бы представить в школу и тем самым умень-ить опасения и жалобы педагогов. Подобное поведение еМьи получило название «хождение по кругу врачей» [66]. РезУльтате могут быть потеряны значительные силы, сред-Ва и> что более важно, время, так необходимое для рабо-с ребенком. Такое поведение семьи говорит о недоста-Ности организации консультационного процесса и, в й „Тн°сти, о необходимости более тщательной и длитель-Психокоррекционной работы с семьей. Поэтому, исхо-
|
|
Q
дя из принципа соблюдения интересов ребенка, необхоп ма такая организация процесса консультирования, кот рая позволяет:
• удержать родителей от преждевременного его прерывания;
• получить возможность проведения психокоррекционной рабо
ты с семьей в полном объеме;
• постараться свести до минимума количества посещений других
учреждений и специалистов в целях снятия или смягчения диаг
ноза, сохранить время на работу с ребенком;
• достичь максимально возможного адекватного осознания про
блемы;
• получить согласие родителей на применение адекватных состо
янию ребенка мер по его воспитанию и обучению.
Основой эффективности такого рода консультирования является психологическая готовность родителей воспринимать и усваивать передаваемую информацию. Попытки дать родителям нужные сведения, доказать необходимость тех или иных шагов в развитии и воспитании ребенка могут иметь фактически нулевой результат из-за того, что семья в это время продолжает переживать свои проблемы на аффективном уровне.
Практика консультативной работы показывает, что часто именно психологу приходится сообщать родителям информацию об уровне актуального развития и имеющихся особенностях психического развития ребенка, давать подробный прогноз возможностей его дальнейшего развития и обучения, поскольку, как уже говорилось, другими специалистами это го часто не делается1. В то же время психолог имеет прав» пользоваться лишь собственно психологической терминологией и не имеет юридических прав на постановку какоп либо другого диагноза, помимо психологического.
|
|
Крайне редко учитывается, что не только сообщение пр1 гноза развития и обучения ребенка, но и сам приход на 4 кую консультацию означает для родителей вступление в н вый этап существования, характеризуемый специфичны** изменениями Я-концепции, особой динамикой развития, X рактерной структурой взаимодействия семьи со специалис ми, с социальным окружением в целом [126; 138].
1 Как ни странно, но правдивое информирование родителей часто не о* ствляется и врачами (психиатрами и неврологами), что должно являться непосредственной задачей. Последнее время, правда, ситуация стала измеЯ ся, и родителям стали сообщать неблагоприятную информацию об их ре"е
сформулировать две группы задач, которые долж-решаться всеми специалистами при консультировании 11 ей с проблемами в развитии.
Первая группа задач — создание психологических усло-Й для адекватного восприятия родителями информации, анной с проблемами в развитии их ребенка, создание у иХ готовности к длительной работе по развитию, коррекции и воспитанию [126].
Ко второй группе задач относятся вопросы, связанные с освобождением родителей от чувства вины, преодоления стрессового состояния семьи (в первую очередь угнетенного, часто депрессивного состояния матери), созданием и поддержанием по возможности нормального климата в семье (хотя бы непосредственно во время консультирования). Решение этих задач напрямую связано с определением психодинамического этапа, на котором находится семья в момент прихода на консультацию [104].
4.2. Психодинамика семьи в процессе консультирования
Одним из первых понятие реабилитации в отношении таких семей вводит С. Дэвис (1960). Целью такой реабилитации, по его мнению, является освобождение родителей от психического стресса, обеспечение их эмоциональной стабильности. Некоторые исследователи разделяют родителей таких детей на группы. Для одних родителей проблема постепенно разрешается ориентацией семьи непосредственно на вопросы лечения, воспитания, обучения больного ребенка, для других — проблемы с таким ребенком создают неразрешимую эмоциональную ситуацию в их дальнейшей жизни. По мнению С. Махони, родители, обладающие исходно высокими показателями социальной адаптации, способны быстро преодолевать психогенную ситуацию без выраженной личностной декомпенсации. Для них Уклоняющееся развитие ребенка представляет временное яв-Дение в качестве угрозы их психическому здоровью. В таких сеМьях возникают различной степени выраженности защит-ь*е механизмы, которые оказываются эффективными в пре-Д°лении травмирующей ситуации. Консультативная помощь Этом случае эффективна, если в центре работы окажутся Тересы ребенка при небольшой психологической поддержке Посредственно родителей.
У родителей с исходно низкими показателями социальн психологической адаптации ребенок с отклонениями, да5к незначительными, часто обуславливает хроническую личност ную декомпенсацию. Такие семьи, помимо консультирования нуждаются в проведении интенсивной психотерапевтической работы.
К наиболее важному показателю состояния родителей цпй консультировании (что требует постоянного внимания кон сультанта и пролонгированной оценки на всем протяжении консультации) относится их эмоциональное состояние: те чувства, которые они испытывают в данный момент и степень их выраженности. Необходимость подобной оценки влечет з* собой необходимость определения этапа психодинамического процесса, на котором в данный момент находится семья [98; 104; 126]. Правильная оценка этапа позволяет наиболее эф. фективно построить консультационную работу с семьей путем подбора адекватных техник и приемов коррекции, достичь планируемых целей в целом [135; 136].
Эмоциональное состояние семьи в процессе консультирования может быть в наиболее общем виде представлено в виде четырех сменяющих друг друга фаз, которые выражаются в нарастании и затем спаде напряжения, что сопровождается различными по виду и выраженности субъективными симптомами (чувством тревоги, растерянности, беспомощности и т.п.) и поисками разных способов адаптации (методом проб и ошибок, формированием защитных «семейных мифов», переосмыслением ценностей и т.п.). Каждой фазе присущи свои специфические признаки. Длительность отдельных фаз может варьировать, причем в значительном временном диапазоне.
Первая фаза характеризуется растерянностью, доходяще] порой до страха. Состояние родителей определяется чувство1 собственной неполноценности, ответственностью за судьбу ребенка, ощущением беспомощности и многими другими чувствами, которые полностью овладевают родителями и, ест< ственно, влияют на их поведение. Эта сложная гамма чувст и отрицательных эмоций может выбивать людей из привычных рамок жизни, приводить к нарушениям сна, измеЯ нию взаимоотношений между родителями и окружающий их людьми. В основном эта фаза достаточно кратковремеЯ (в определенных ситуациях эта фаза может вообще отсутсР вать или длиться буквально мгновения). Рассматривая с
ответственных за произошедшее, родители испытывают ство вины, если полагают, что сами сделали что-то, обострившее положение.
Нередко такое шоковое состояние трансформируется в не-
тивизм, отрицание реальности выявленных специалистом
облем ребенка. Период негативизма и отрицания рассмат-ается как ВТорая фаза состояния семьи и является важ-
й психологической составляющей поведения семьи в целом, функция отрицания направлена на то, чтобы сохранить определенный уровень стабильности семьи в возникшей ситуации. Таким образом, отрицание может быть своеобразным способом устранения эмоциональной подавленности, тревоги.
Крайней формой негативизма становится отказ от обследования ребенка другими специалистами, отказ от проведения каких-либо коррекционных мероприятий. Некоторые родители, выражая недоверие к консультантам, какими бы квалифицированными они ни были, многократно обращаются в разные научные и лечебные центры с целью отменить, устранить «неверный диагноз». Именно на этом этапе (фазе) формируется так называемый синдром «хождения по кругу врачей» [66]. Порой для достижения этой цели могут тратиться огромные силы и средства, что приносит в дальнейшем лишь еще большее разочарование.
Описанная фаза — негативизм и отрицание — как правило, явление временное, и по мере того как родители начинают принимать диагноз и частично понимать его смысл, они погружаются в глубокую печаль. Это состояние подавленности, связанное с постепенным осознанием проблем, характеризует третью фазу. Именно здесь происходит большинство негативных событий в семье: семья прерывает контакты с окружающими, мать ребенка может постоянно находиться в подавленном состоянии, что зачастую влечет за собой ослабление и внутрисемейных связей. Именно в этот период семью чаще всего покидает мужчина. Причем, подчеркнем, глубина и вЬ1раженность эмоционального состояния каждого родителя в Сдельности и семьи в целом зависит не только от реально-сти проблем ребенка, но и от субъективной оценки этих про-Лем самими родителями.
Самостоятельное повторное обращение родителей за по-°Щью к специалисту, особенно к тому, кто выявил и пер- 1М Рассказал об имеющихся у ребенка проблемах, знамену-
собой четвертую фазу, называемую иногда «реконвалес-
ценцией». Этот этап характеризуется выходом семьи из бокого эмоционального кризиса, началом социально-психо логической адаптации семьи. В это время родители уже состоянии достаточно адекватно оценить ситуацию, начать руководствоваться непосредственно интересами ребенка, ус танавливать адекватные эмоциональные контакты со специалистами и достаточно разумно следовать их советам.
Анализ того, на какой фазе психоэмоционального состояния находится семья, обязательно должен быть проведен при консультировании. Подобная задача может быть частично решена путем тщательной, выверенной организации самого процесса консультирования семьи на всех этапах, включая первый контакт с семьей (например, по телефону).
4.3. Этапы работы с семьей
На каждом этапе консультационного процесса (подготовки к консультации, первого сеанса, диагностики развития ребенка, заключительной беседы с семьей - выдачи информации, этапе принятия семьей решений) психолог должен руководствоваться специфичной для данного этапа структурой психологической коррекции, присущими этому этапу методами и приемами психологической работы с семьей [68; 126].
Рассмотрим этапы и особенности работы психолога-консультанта на каждом их них.
Первый этап
(Подготовка к консультации. Первый контакт с семьей)
Независимо от того, вызваны ли были родители к специалисту или пришли сами, характер первого контакта имеет особое значение. Запись на прием осуществляется либо по телефону, либо при личной встрече одного из членов семьи с психологом. Родителю (родителям) сообщают, какая информация или документы необходимы, а также согласуют с ним дату и время консультации. Желательно, чтобы уже в это1 момент родители могли задать интересующие их вопросы # получить комментарии в отношении предполагаемой консул* тации. Это позволяет внести некоторую ясность в их ожиДа" ния. Доверительным отношениям могут также способствовав
1KR
которые справочные сведения о специалистах, фамилия и галии консультанта, к которому они записаны, и т.п. Психолог, со своей стороны, сможет при первом контакте нать о социально-бытовой ситуации в семье, ее составе и труктуре, именах и отчествах ее членов. Подобная информа-йЯ в значительной степени вызывает уважение родителей, повышает эффективность консультирования начиная уже с первых его этапов1.
Второй этап
(Сеанс консультации)
Сеанс консультации является центральным моментом, на котором происходит непрерывный встречный поток информации от родителей и консультанта.
Эффективность проведения этого сеанса во многом зависит от возможностей и навыков специалистов, ведущих прием. В основном это те способности, которые создают доверие и облегчают общение с консультируемыми, — эмпатическое сочувствие, понимание, уважение, позитивное отношение, искренность и конкретность. В одном ряду с вышеперечисленными стоят выявление и понимание переживаний родителей, а также, что в данном случае немаловажно, способность донести до членов семьи понимание их переживаний. Позитивное отношение — это способность консультанта выразить уважение и признание права на наличие выражаемых чувств, право самим принимать решение.
Особенностью консультационной работы психолога образования в такой ситуации является то, что практически одновременно с консультированием родителей он должен оценивать характер проблем и уровень актуального развития ребенка. Ведь родители пришли на консультацию в первую очередь, чтобы узнать, что с их ребенком. И отсрочить ни консультацию, ни, тем более, диагностику и анализ состояния ребенка невозможно. Оба эти процесса накладываются °Дин на другой и порой работу с родителями, видя их состояние, приходится начинать задолго до того, как проведена
связи с этим в некоторых консультациях, ППМС-центрах подобная °та ведется не только в регистратуре, но и сам психолог как бы случайно азывается рядом во время записи семьи на прием, тем самым лично осу-ествляя первичный контакт.
углубленная диагностика и можно что-либо определен^ сказать о состоянии ребенка1.
Одним из важных компонентов психотерапевтической ра боты на этом этапе является способность к конфронтации Консультант должен указывать родителям на непоследовя тельность в их восприятии, системе ценностей и т.п. В то время как способность к эмпатийному сочувствию связана с первоначальными шагами консультирования, конфронтация идет дальше — она показывает консультирующимся то, чТо консультант отметил и осознал противоречивость. Здесь необходимо ввести такое важное для консультирования понятие, как фазы коммуникации.
Консультант должен взаимодействовать с семьей в определенной последовательности, не пропуская и не преуменьшая значения каждой фазы (этапа), причем на каждом этапе общения родители должны сами определять свои страхи и опасения, осознавать свой взгляд на сложившуюся ситуацию.
а) Первоначально необходимо выявить уровень понима
ния родителями характера трудностей ребенка и уровень адап
тации семьи к этому. Это должно быть выявлено до того, как
родители начнут задавать консультанту вопросы. В том слу
чае, если родители не могут высказываться четко, консуль
танту необходимо самому задавать вопросы, демонстрируя
уверенность, что он понимает и разделяет их опасения.
б) Внесение ясности в факты. На этом этапе (фазе) родите
ли освещают факты семейной жизни и развития ребенка (пусть
даже в виде семейного «мифотворчества» [136]). Эти факты
анализируются консультантом и как бы накапливаются, для
того чтобы потом убедить родителей. Важным моментом этого
этапа является также разъяснение родителям необходимое!1]
подобной работы (такого рассказа), что заставляет их тщательно
обдумывать то, что они говорят о ребенке.
в) Информирование семьи консультантом. На этом этап*
происходит не только передача информации семье, но и про
верка того, что и как осознали родители на предыдущих ф*"
зах (встречный поток информации). Нельзя подавать инфор
мацию, не убедившись в том, что родители поняли позиций
консультанта, его взгляд на проблемы семьи.
1 К счастью, такие ситуации достаточно редки. В основном родители, к' правило, ждут окончания работы с их ребенком, чтобы выслушать мнев профессионала.
Обратная связь от консультанта семье включает наблюдете за вербальными и невербальными реакциями, контроль моДИЙ, купирование нежелательных реакций.
Следует отметить, что вся структура процесса консультиро-ания — этапы и связанные с ними фазы коммуникации — находятся в тесной связи с динамикой эмоционального состояния родителей, социально-психологической адаптации семьи в целом.
В зависимости от выраженности и продолжительности той или иной фазы эмоционального состояния родителей должна изменяться и длительность этапов и фаз коммуникации. Так, фаза информирования семьи, как правило, проходит перед этапом принятия решения, но тесно связана с состоянием родителей. Все это, как правило, приходится на четвертую фазу состояния — реконвалесценцию, когда родители в состоянии наиболее адекватно воспринимать эту информацию, хотя в некоторых случаях передача полной информации возможна уже на третьей фазе психодинамики семьи, по крайней мере, в ее конце. Это является более действенной стимуляцией для выхода матери из депрессивного состояния. В данной ситуации многое зависит от квалификации специалиста, его способности оценить и правильно построить процесс консультирования1.
Третий этап
(Этап принятия решения)
Это основной этап всего консультирования. Насколько адекватно принято решение, насколько оно осознано семьей и насколько родители будут следовать ему в дальнейшем, определяет эффективность консультирования в целом. Необходимо, чтобы родители поняли, что это решение повлияет на их жизнь, что им придется жить, опираясь на свое собственное решение. Их точка зрения (пока лишь декларируемая) должна быть интегрирована в концепцию чувства ответственности.
Консультант часто оказывается одним из немногих людей, °торому родители могут открыться, и единственным, кто мо-
с ь°лее подробно особенности консультативной и психокоррекционной работы й проблемного ребенка будут рассмотрены в отдельном пособии.
жет повлиять в этот момент на их нереалистические фантази Обычная практика поведения специалиста, заключающаяся том, что родителям просто сообщается, что они ничего не с дед, ли такого, что должно вызывать чувство вины, отсутствие ко» ментария о переживаемых ими чувствах, либо беседа о том, ч*. люди, подобные им, часто ощущают вину при наличии цр0 блемного ребенка, часто оказывается неконструктивной.
Эффективное вмешательство должно быть основано в пеь вую очередь на точной оценке преобладания у родителей чув ства вины или стыда. Необходимо идентифицировать преоб ладающее состояние, его качество и уровень, готовность се-мьи к различным реакциям, а также потребность семьи в том или ином виде поддержки.
Таким образом, первоначальная стратегия консультанта приводящая к уменьшению чувства вины или стыда, — это помощь родителям в свободном выражении своего мнения по поводу той проблемы, которая привела их на консультацию.
Вмешательство консультанта в этот этап признания или вообще пропуск его в работе приводит к снижению эффективности последующих вмешательств. Часто так случается, что консультант, используя одну из имеющихся в его арсенале тактик (например, тактику нормализации, о которой речь пойдет ниже), опережает консультирующегося, говоря: «...Многие люди в вашем положении чувствуют вину в том, что у них такие проблемы... вам нужно знать, что вы ничего не сделали, чтобы быть причиной этого...» В случае, когда такое заявление предшествует высказываниям родителей, эффективность консультирования может значительно снизиться.
Вина включает в себя важные когнитивные элементы, в т время как стыд является аффективным состоянием. Таким о разом, когнитивно ориентированные вмешательства могут быть более эффективны при облегчении вины, чем стратегии, разр* ботанные для обеспечения аффективного облегчения. В то время комментарии консультанта, направленные на аффект] ную систему людей, могут быть более пригодны для снятия чувства стыда.
Приведем некоторые тактики коррекционной работы, кот рые могут считаться основными методами, используемыми протяжении всего процесса консультирования независимо этапов и периодизации, и которые хорошо зарекомендов себя в работе с родителями. Практика консультативной Де
в различных учреждениях образования показала, что тель
5ные методы и приемы коррекционнои работы с родителя-
прИменимы к самым различным ситуациям консультиро-
ния родителей с детьми с различными видами отклоняюще-
ся развития. При этом полнота использования данных под-
пов определяется лишь особенностями субъективного
осприятия родителями своего ребенка, а также описанными
выше феноменами.
Приемы работы с чувствами вины и стыда
Для работы с чувством вины показали свою эффективность следующие приемы.