Акцентируются те области деятельности семьи, где дела идут хорошо (например, акцентирование чувства собственного достоинства). Когда самооценка занижена, люди обычно проявляют тенденции увеличения неуверенности в своей способности к принятию правильного решения и адекватному поведению. Консультант должен постоянно поощрять родителей, подчеркивая, какие они хорошие люди, как умно могут находить решение своих проблем и т. п.
Одно из общепринятых в таких ситуациях средств психокоррекции - использование так называемых парадоксальных вмешательств [79; 135; 136]. Например, если консультант имев дело с семьей, которая ограничивает не только свои социальны* контакты, но и контакты своего ребенка со сверстниками, так тика вмешательства может принимать такой вид: «Мне К*
1 7Л
что вы делаете все, что можете, и хотите, есте-венно, добра, но ваш ребенок нуждается в... для своего раз-аГпия- Давайте выясним, как мы сможем найти способы йОвлетворения потребностей вашего ребенка».
Подчеркивая, что родители делают все, что могут (хотя ре-льно их деятельность может быть неэффективной и непродуктивной), консультант достигает, по крайней мере, двух целей. Во-первых, выражает эмпатию по отношению к ситуации и проблемам семьи. Во-вторых, то, что говорит консультант, укрепляет самооценку родителей, так как признается, что их усилия более положительны, чем отрицательны. Не говоря, что их усилия бесполезны и не заслуживают внимания (а следовательно, не заслуживают внимания и они сами), консультант указывает на возможность альтернативных и более эффективных способов взаимодействия с ребенком. Раскрытие спектра возможностей семьи может привести к усилению чувства собственного достоинства, позволит родителям укрепиться во мнении, что можно сделать что-то еще.
В связи с проблемами, которые поднимаются в этом разделе, возрастает значимость личностных, профессиональных, этических качеств специалиста, вступающего в контакт с семьей. Зачастую именно установки, способность консультанта как личности к осуществлению эмпатийного диалогического общения, утверждению «другого Я» при сохранении собственного, обеспечивает эффективность консультирования, дает родителям нечто гораздо большее, чем просто профессионально адекватное владение различными техниками и процедурами коррекции, которые являются не более чем «надстройками» к существующим качествам консультанта как личности.
Выслушивая родителей, особенно если их слова откровенны и выстраданны, психолог по-человечески сопереживает им, проникаясь симпатией или антипатией к кому-то из них, к их окружению. Иногда подобная идентификация с одним из родителей может стать очень сильной. Однако действия психолога (или какого-либо другого специалиста, ведущего прием) будут более эффективны в том случае, если он будет Мотивирован не только эмоциональной идентификацией и сочувствием, а стремлением выполнить свою задачу как можно олее профессионально. Недостаточный профессионализм в Рактике консультирования приводит к тому, что консуль-аНт может оказаться не столько союзником, сколько соучаст-И родителей, «эмоциональным донором», подменяющим
профессиональную деятельность растратой чувств и нередко в ущерб собственной жизни и семейным отнощ ниям1.
Подобные соображения присущи и психологическому кон сультированию в целом. В то же время необходимо отметить что консультирование семьи с ребенком с особыми образова тельными потребностями является наиболее профессиональ но сложным и в то же время наиболее благородным. Такой вид консультирования особенно сложен для начинающих психологов.
Поведение консультанта должно носить как можно более гибкий характер. На основании мультифакторной оценки раз-личных сторон жизнедеятельности, статуса и прогноза динамики семьи, получаемых в процессе диагностического обследования ребенка, консультант должен сам принять решение, какую тактику избрать в каждом конкретном случае. Он должен уметь творчески совмещать директивность прямых, конкретных рекомендаций и уклончивость советов. В любом случае необходимо таким образом организовать взаимодействие родителей со специалистами, чтобы семья впоследствии могла вполне осознанно принять решение, в той или иной форме подсказанное консультантом.
Психолог-консультант, проводящий консультирование семьи с проблемным ребенком, должен ясно и четко понимать цели и задачи консультирования, реально оценивать огромную тяжесть подобной работы и ответственность за свою деятельность. Консультант должен осознавать, что психологически правильно построенное обсуждение тревог и опасений семьи может значительно ослабить некоторые из неприятных реакций, повысить эффективность самого консультирования, а психотерапевтически ориентированный процес< консультирования — предотвратить большое количество ненужных страданий людей. В то же время консультант обязан понимать, что его собственная позиция, используемые им так тики консультирования не должны нарушать права родителей (и права ребенка) на определение судьбы ребенка, а в конеч ном итоге — и судьбы семьи.
1 Следует отметить, что в определенных ситуациях (в отдельные фазы п< ходинамики семьи — в особенности на первой или второй фазе, в моМ' шокового состояния или выраженного негативизма, в некоторых случаях на третьей фазе) подобное «эмоциональное донорство» следует считать опр** данным и психотерапевтичным.