Часть первая

В.Т. Мануйлов, В.В. Мороз

ЛОГИКА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Курск

ББК 87.4 Я73

М24

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Курского государственного университета

М24 Мануйлов В.Т., Мороз В.В. Логика:Учебно-методическое пособие. Часть первая. Изд. 3-е, перераб. и доп. – Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2009. – 126 с.

1SBN

В третьем издании первой части учебно-методического пособия подверглись переработке темы: «Основные семантические категории языка логики Фреге-Расселовского типа», «Понятие»; дополнена новым материалом тема «Предмет и значение логики». Как и в предыдущих изданиях, основное внимание уделяется применению методов современной символической логики для решения задач традиционной логики. Вместе с тем достаточно подробно излагается теоретический материал, относящийся к современной символической логике: принципы построения формальных языков логики, синтактика и семантика языков логики высказываний и логики предикатов.

Учебно-методическое пособие ориентировано на студентов гуманитарных специальностей высших учебных заведений; однако оно может быть использовано и студентами естественно-научных и технических специальностей.

ББК 87.4 Я73

Рецензенты: профессор кафедры логики философского факультета

МГУ им. М.В, Ломоносова,

доктор философских наук Ю.В. Ивлев;

профессор кафедры философии КГУ,

доктор философских наук В.И. Колядко

1SBN

Ó Мануйлов В.Т., Мороз В.В., 2000

Ó Мануйлов В.Т., Мороз В.В., 2004

Ó Мануйлов В.Т., Мороз В.В., 2009

Ó Курский государственный университет, 2009

СОДЕРЖАНИЕ  
Предисловие ………...…………………………………….....  
Содержание курса……………………………………………  
Примерное распределение учебного времени…………...  
Методические указания, теоретический материал, образцы решения задач, примеры и упражнения………………..  
Тема 1. Предмет и значение логики……………………....  
Законы логики……………………………………..  
Принципы построения символических формализованных языков логики………………………….  
Тема 2. Основные семантические категории языка логики Фреге-Расселовского типа (ЯЛФРТ)……...  
Стандартные символы ЯЛФРТ…………………..  
Язык-объект и метаязык………………………….  
Синтактика ЯЛФРТ……………………………….  
Общие семантические правила ЯЛФРТ…………  
Язык логики высказываний и язык логики предикатов……………………………………………..  
Семантика ЯЛП1=…………………………………  
Логическая форма…………………………………  
Примеры решения задач………………………….  
Тема 3. Понятие………………………………………........  
Виды понятий……………………………………...  
Отношения между понятиями……………………  
Действия с понятиями…………………………….  
Примеры решения задач………………………….  
Заключение ………….. …………...…………………………  

ПРЕДИСЛОВИЕ

Необходимым условием гуманитаризации современного образования является воспитание культуры логического мышления, что невозможно осуществить без изучения курса логики в высших учебных заведениях. Особое значение приобретает логика в структуре учебных курсов тех специальностей, для которых знание и использование логических процедур является необходимым элементом профессиональной квалификации. К таким специальностям традиционно относятся философия, психология, юриспруденция, педагогика, естественно-научные специальности. В последнее время в связи с компьютеризацией научной и педагогической деятельности этот круг значительно расширяется; так, если первое издание «Handbook of Philosophical Logic» в серии монографий журнала «Synthese», осуществленное между 1983 и 1989 годами, состояло из 4-х томов, то второе издание, предпринимаемое в настоящее время издательством «Kluwer», предполагается увеличить до 18-и томов, причем отдельные темы будут посвящены логике для программистов, для медиков, для юристов и т.д. Вместе с тем имеется общая база всех прикладных логик, существенной особенностью которой является использование формализованных языков логики. В данном третьем издании учебно-методического пособия* сохраняется повышенное внимание к проблемам употребления языков логики при решении традиционных формально-логических задач. Одновременно увеличено число примеров решения задач, контрольных заданий, внесены уточнения в теоретический материал и расширен его объем. Цель учебно-методического пособия – ознакомить будущих выпускников гуманитарных специальностей высших учебных заведений с современными методами логического анализа текста и выработать навыки применения этих методов для решения конкретных задач в их профессиональной деятельности.

В пособии сохранено традиционное деление курса логики на темы; однако при рассмотрении классических проблем логики используются методы логико-семиотического аппарата современной символической логики. Материал пособия соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ. Учебно-методическое пособие ориентировано на студентов гуманитарных специальностей высших учебных заведений; однако оно может быть использовано и студентами естественно-научных и технических специальностей.

Третье издание первой части учебно-методического пособия включает содержание курса логики, примерное распределение учебного времени по темам, методические указания, теоретический материал, образцы решения задач, примеры по темам «Предмет и значение логики», «Основные семантические категории языка логики Фреге-Расселовского типа (ЯЛФРТ)», «Понятие». По сравнению с первым изданием изменен список рекомендованной литературы, дополнены теоретическим материалом темы «Предмет и значение логики», «Основные семантические категории языка логики Фреге-Расселовского типа (ЯЛФРТ)»; тема «Понятие» снабжена теоретическим материалом. Исправлены опечатки и ошибки, допущенные в первом издании; уточнены определения логических терминов, увеличено число примеров.

Мануйлов В.Т., Мороз В.В.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: