Автором психосинтеза является Роберто Ассаджиоли. Психосинтез нацелен в первую очередь на развитие и совершенствование личности, а затем - на гармонизацию ее отношений с "Я". Что бы лучше понять сущность психосинтеза, как метода психокоррекции, вначале целесообразно рассмотреть концепцию личности, которая по Ассаджиоли, состоит из низшего бессознательного, среднего бессознательного, высшего бессознательного, поля сознания, сознательного Я, высшего Я и коллективного бессознательного.
Низшее бессознательное представляет собой наиболее примитивную часть нашей личности. В него входят: простейшие формы психической деятельности, управляющие жизнью тела, основные влечения и примитивные побуждения. Это основание личности, начало.
Среднее бессознательное (предсознательное) - область, где пребывают все психические навыки и состояния. Здесь происходит усвоение полученного опыта, зарождаются и созревают плоды нашего ума.
Высшее бессознательное - область формирования источник вдохновения, творчества, героизма, альтруизма и других высших чувств, духовная энергия. Это резерв развития личности.
|
|
Сознательное Я - это центр нашего сознания, но это не есть осознаваемая нами часть личности, (поле сознания).
Высшее Я - наша истинная сущность.
Коллективное бессознательное - содержит в себе опыт всего человечества и передается из поколения в поколение.
В результате психосинтеза можно стать лучше, совершеннее, но нельзя стать совсем другим - своим антиподом. Следует помнить, что формирование " идеальной модели" происходит из элементов своей собственной личности.
РАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
Основной целью данного вида терапии является формирование новых убеждений, демонстрация логических ошибок, отказ от требований и жестоких иррациональных установок.
В рамках рациональной терапии перед клиентом ставится цель - понять, что именно используемые им обычно суждения (" автоматические мысли ") определяют его состояние, и научиться правильным способом познания, отобрав их на практике. Процедура данного метода включает три этапа. На этапе логического анализа клиент получает критерии обнаружения ошибок суждений, возникающих в определенных ситуациях. На этапе коррекции - отрабатывает приемы соотнесения элементов объективной ситуации с тем, как он ее воспринимает. На этапе переориентации - строит оптимальное осознание собственных действий.