Требования к личности психотерапевта

Оказание психологической помощи имеет свои особенности. Основная из них заключается в том, что клиент (пациент) должен полностью доверять психотерапевту. Для налаживания между ними открытых и защищенных отношений разработана система организации психотерапевтического взаимодействия, которая основывается на следующих принципах:

1. Конфиденциальность. Ни один клиент не хотел бы, чтобы его личные проблемы обсуждали посторонние люди, особенно когда речь идет об интимных аспектах отношений и бытия. Кроме того, возможное злоупотребление полученной информацией лицами, к которым она попала случайно или они специально овладели ею. Профессиональный психотерапевт нигде и никогда не разглашает фамилий своих клиентов. Даже в собственных заметках он должен пользоваться сокращениями или псевдонимами, которые делают невозможным идентификацию личности. Приводя примеры в лекциях или статьях, также следует придерживаться этого принципа. Профессиональные ассоциации и объединения исключают из своего состава психотерапевтов, которые возбудили его,

2. Безоцінність. Человека, который обращается за помощью, нельзя воспринимать как интеллектуально ограниченного, неполноценного или больного, относиться к ней предвзято. Ведь психотерапевтическая помощь - это услуга, которую специалист предоставляет за деньги, а клиент - лицо, которое не обладает определенными навыками психической саморегуляции. Большинство клиентов опасаются, что открытость перед терапевтом неизбежно приведет к обесцениванию их личности, покажет их слабость. Тревога и чувство вины, которые сопровождают обращение к психотерапевту, хотя и имеют иррациональный характер, но от этого не уменьшаются. Поэтому на первой встрече терапевт должен заверить посетителя в своей полной безоцінності. Среди клиентов встречаются злые, жестокие, развращенные люди, которые также нуждаются в помощи, а их отрицательные качества - следствие личностных проблем и неблагополучия. Психотерапевт не обвиняет, не оценивает и не судит - он помогает.

3. Эмпатия. Эту способность можно рассматривать и как базовую установку, и как профессионально необходимое качество терапевта.Эмпатия - умение чувствовать и переживать чувства и состояния другого, эмоциональное понимание, когнитивная децентрованість. Она является одним из важнейших в психотерапии умений. Без емпатійного понимания трудно реализовать экзистенциально-гуманистический подход или дазейн-анализ, оно играет важную роль в гештальттерапии, роджеріанстві.

4. Внимание, доброжелательность и терпение. Эти установки характеризуют как общее отношение терапевта к клиенту, так и эмоциональная окраска его поведения во время психотерапевтического взаимодействия.

Базовые терапевтические установки формируют кодекс этики психотерапевта. их соблюдение не только облегчает для пациента общение с незнакомым человеком (психотерапевтом) в сложной жизненной ситуации, но и служит гарантией профессионального отношения к проблемам личности, обратившейся за помощью.

Среди требований к терапевту важнейшей является аутентичность (греч. аuthentikos - подлинный) - способность быть собой, не изменять своей истинной сущности, учитывая конъюнктуру. Настоящий специалист должен быть уверенным в себе настолько, чтобы не прибегать к манипуляциям, хитрых стратегий самопрезентации, не создавать эффекта всемогущего мудреца. Он всегда самототожний и искренний, настоящий и откровенный, потому что именно этих качеств не хватает его клиентам. Невозможно учить других тому, чего не умеешь сам, потому что клиенты всегда замечают слабые места терапевта. А потерянное доверие подрывает профессиональную репутацию.

Необходимое качество - конгруэнтность (лат.congruentia - соответствие) - способность правильно и точно реагировать на слова и действия клиента, "отражать" его стремления и намерения. Она проявляется в умении задавать точные вопросы, не спешить и не отставать с интерпретациями, своевременно поддерживать клиента или, наоборот, вступать в конфронтацию с его действиями и мыслями. Эта черта основывается на емпатійності и толерантности. Важную роль в профессиональной деятельности играют речевые навыки. Как утверждает отечественный психолог Александр Бондаренко, эффективность речи психотерапевта обеспечивают: понятность, красноречие, семантическая насыщенность, личностная заинтересованность, ритмичность, влиятельность. Эмоционально нестабильные, невротические клиенты за помощью терапии надеются достичь уравновешенности и гармонии. Поэтому психотерапевт должен быть гармоничной личностью. Это касается внешности, костюма, движений, стиля общения, интерьера кабинета, где он осуществляет терапию.

Врач должен придерживаться классического стиля в одежде, не злоупотреблять косметикой, украшениями и бытовыми гаджетами. Оформление кабинета должно свидетельствовать о надежности, уверенность в себе и профессионализм специалиста, который там работает. На столе не должно быть лишних вещей, особенно личных (фотографии близких, сувениры с надписями и тому подобное). Кое-кто вывешивает на стенах награды и дипломы - это дурной тон. Если терапевт имеет на столе компьютер, то зона, в которой он разговаривает с клиентами, должна быть отграничена. Недопустимо вести беседу, когда между аналитиком и пациентом стоит монитор или ноутбук; эти приборы можно включать только тогда, когда сеанс закончился и клиент вышел из кабинета. Диктофонную запись сессий происходит по обоюдному согласию. Желательно иметь песочные часы на 55 минут (это классическая продолжительность сессии, предложенная 3. Фрейду), но он должен стоять перед аналитиком, а пациент может взглянуть на него только после окончания. Можно использовать и обычный настенный часы, размещен по тому же принципу.

Значительную роль играет также возраст психотерапевта: такой специалист не может быть молодым. Даже очень успешных и старательных юношей и девушек клиенты не воспринимают в этой роли, если им меньше тридцати. Обычные люди считают, что только после сорока лет человек имеет достаточный опыт для того, чтобы помогать другим.

Однако возраст не должен быть помехой для работы. На Западе стандарты профессиональной подготовки психотерапевта предусматривают обучение и стажировку в течение 10-15 лет - значит, специалист начинает самостоятельно работать в 30-32 года. Отечественные молодые специалисты могут начинать свою деятельность по тренинговой работы, работать в социальных службах или с подростками, вести группы личностного развития, постепенно накапливая опыт.

Итак, образцовый психотерапевт - это спокойный, уравновешенный специалист среднего возраста (или старше), который имеет основательную профессиональную подготовку, придерживается этических принципов психотерапии. Такому человеку свойственны правдивость, аутентичность и внутренняя гармония. Она классически одевается, ведет себя почтенно, в совершенстве владеет языком и производит впечатление интеллектуальной респектабельности.

№8 кататимное переживание образов Х. Льойнера

Кататимный - это слово греческого происхождения («ката» - соответствующий, зависящий и «тимос» - душа), которое может быть переведено как «зависящие от души». То, как пациент во время сеанса представляет тот или иной мотив, зависит от его внутреннего состояния.Это метод диагностики и лечения в психотерапии. В состоянии релаксации пациенту предъявляются и внушаются определенные образы, которые служат стимулом для проекции бессознательных конфликтов (в духе подсознательного обучения во сне). Пациент подробно описывает эти образы. При помощи специальной методики психотерапевт анализирует полученный материал. Все символы и образы интерпретируются с точки зрения глубинной психологии.Различают три стадии восприятия кататимных образных переживаний. На первой стадии применяются стандартные мотивы, например, пациенту предлагается представить луг, реку, гору, дом или опушку леса.Механизм кататимных образных переживанийСуществует немало различных методик, основанных на кататимных образных переживаниях, которые помогают людям, страдающим неврозами. Самые популярные - это выше описанный метод и дополнительный анализ. Другой метод - это обучение. В этом случае пациент проходит те же три ступени, фантазирует на заданные мотивы, но психотерапевт не интерпретирует его образы. Пациент фантазирует на заданный мотив и свободно интерпретируе

№9 Понятие психотерапии.Види.Основные модели псих-и.

Психотерапия направлена на глубинное проникновение в личность и осуществления прогрессивных сдвигов в ее взаимодействии с миром через изменение само- и мировосприятия и предусматривает создание условий для полноценного становления личности.

Цель психотерапии — содействие в становлении полноценной личности, способной занимать активную и творческую позицию относительно себя и своей жизнедеятельности, справляться с травмирующими ситуациями и переживаниями, принимать решения и продуктивно, нешаблонно и достойно действовать в соответствующих социально-культурных условиях.

Виды:

групповая и индивидуальная психотерапия

Групповая психотерапия - психотерапевтический метод, специфика которого заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, т.е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и группового психотерапевта, в лечебных целях.

индивидуальная- это диалог между психотерапевтом и клиентом для оказания психологической помощи последнему.

Модели психотерапии

Психологическая - Исходит из научных представлений о природе и сущности явлений, представленных в индив.опыте.

Соотношение теории и практики - практ., как сомостоятельная ценность и деятельность формирующая теоретические модели.

Интерпритация человека(пациета, клиента) - исходит из представлений о человеке, как о целостности, выражающей себя через направляющие развитие,переживания, которые определяют пути и способы совладания с внешними и внутр. конфликтами.

Психотерапия направлена на - разрешение внутр.проблем, индивидуальное развитие, оптимизацию качества жизни, личностный рост.

Фокус внимания терапевта - на индивидуальных проблемах, жизненных смыслах.

Диагноз - психологический, эксперементальный, вероятностный.

Отношения "Терапевт - пациент" - "Я - Ты" партнерсво, включенность.

Фокусировка отношений на - ресурсах и потенциях, процессе и включений сторон на взаимодействие.

Основная роль психотерапевтического метода - структурирование психтерапевтического процесса.

Основные критерии эффективности - субьективная оценка внутреннего состояния и разрешенности. Улучшение качества жизни, вероятностная оценка метода.

№ 10 Терапевтическая метафора

Техника метода состоит в умении рассказывать поучительные истории, «психотерапевтические сказки» — метафоры. По сути, каждый опытный психотерапевт (и не только он), имеющий богатый жизненный опыт и некоторую способность сочинять, фантазировать, владеет метафорой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: