Развитие просодики и коррекция ее нарушений

Работа по формированию просодической стороны речи и голоса неразрывно связаны между собой. При развитии мелодико-интонационной стороны речи особое значение имеет навык управления движением голоса вверх-вниз. Поэтому очень важно научить ребенка пользоваться голосом различной высоты. Нужно постепенно формировать умение повышать и понижать голос в пределах звука, слога, слова и фразы.

При формировании мелодико-интонационной стороны речи важным разделом является работа над логическим ударением (выделение слов, наиболее важных по смыслу). Детям предлагается выделять слова, на которые падают ударения, голосом и движением: хлопаньем в ладоши, притоптыванием (Мама мыла Таню... Мама мыла Таню... Мама мыла Таню).

На логопедических занятиях большое внимание уделяется формированию у детей умения пользоваться повествовательной, вопросительной, восклицательной и повелительной интонацией. Совместно с логопедом ребенок проговаривает стихи и тексты с нужной интонацией:

Сказала тетя: - повествовательно

Фи, футбол! - восклицательно, с оттенком брезгливости

Сказала мама: - повествовательно

Фу, футбол! - восклицательно, с оттенком пренебрежения

Сестра сказала: - повествовательно

Ну, футбол! - восклицательно, с оттенком растерянности

А я ответил: - повествовательно

Во, футбол! - восклицательно, радостно.

Кроме того, необходимо развивать у детей естественные интонации, выражающие различные эмоциональные состояния: радость, удивление, испуг. Одним из средств выражения эмоций является произнесение междометий. Их воспроизведение можно сопровождать различными произвольными движениями и мимическими реакциями ребенка:

Ай! – Руки прижать к себе, на лице выражение испуга.

Ай-я-яй! – Укоризненно покачать головой и погрозить пальцем.

Ой! – На лице – радость, всплеснуть руками и поднести их к лицу.

Ой-е-ей! – Покачать головой с сожалением, руки развести в стороны.

Эй! – Радостный окрик, руку вытянуть вверх.

Эй-е-ей! – Радостно крикнуть и приветливо помахать рукой.

Развитию мелодико-интонационной стороны речи, гибкости, модуляций голоса способствуют игры-инсценировки и чтение сказок по ролям.

В процессе развития просодики проводится работа по формированию и коррекции нарушений темпо-ритмических характеристик речи. Ритм организует не только двигательную активность, но и слово, руководит как темпом, так и динамическим особенностями речи. В работе над темпом и ритмом можно использовать такие движения, как отхлопывание и притоптывание. Допускается отстукивание ритма одной или двумя ногами, отхлопывание в ладоши или одной рукой по телу или столу. При этом ударному слогу соответствует более громкий хлопок или удар ногой по полу, неударному - тихий.

Важным разделом работы является восприятие и воспроизведение ритма стихотворений. Необходимо прослушать текст стихотворения, его ритм, отхлопать ритм, затем - проговорить стихотворение сначала с одновременным отхлопыванием ритма, а потом без него. При работе над темпом речи важно проговаривание речевого материала в заданном темпе (от замедленного к убыстренному с постепенным наращиванием).

С детьми дошкольного и школьного возраста развитие дыхания, голоса и просодики можно проводить не только на индивидуальных занятиях, но и на подгрупповых и фронтальных логопедических занятиях (под музыку, счет и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: