Интенсивные методы возникли в начале 20 века. Они происходят от прямых методов (без использования родного языка). Возникли следующие интенсивные методы: аудиолингвальный, аудиовизуальный, гипнопедия (60-е гг), релаксопедия, суггестопедия.
Аудиолингвальный и аудиовизуальный не являются сугубо интенсивными, т.к. исключают опору на родной язык и слишком много имитации, заучивания наизусть. Релаксопедия и гипнопедия в основном направлены на запоминание языкового материала и не обеспечивают владение речью.
Основа интенсивных методов – суггестивный метод Георгия Лозанова (психотерапевт, йог). Сначала он использовал этот метод для врачебной практики, создавая группы по интересам. А изучение языка было лечебным приемом. В своей лечебной практике он наблюдал резервные возможности человека.
Существуют следующие характеристики этой суггестивной системы:
1. Раскрытие резервов памяти, интеллектуальной активности.
2. Положительные эмоции, переживания, снятие чувства утомления. Лозанов определил понятие «суггестопедия» как науку об освобождении скрытых способностей человека. Эффективность данной системы обучения заключается в направленности на комплексное развитие личности обучаемого (эмоции, интеллект, мотивационные стороны). При этом методе должен быть большой авторитет преподавателя. Он и ученики должны работать творчески, должно быть эмоциональное взаимодействие учащихся и учителя. Эффективность данного метода также – в усвоении большого количества речевых единиц, выработка способности учащихся активно использовать речевой материал в общении и понимании иностранной речи, создание мощной мотивации обучения, снятие психологических барьеров, страха, стеснения, скованности.
|
|
Некоторые понимают суггестопедию узко, просто как ускоренный месячный курс. Однако суггестопедия имеет большую перспективу в обучении многих предметов, т.к. активизируется мыслительная деятельность, самостоятельность, ориентация в большом объеме информации. Сейчас эти методики направлены на оптимизацию запоминания материала. Методика Лозанова начала использоваться в СССР в 70-ых годах; на базе ее созданы варианты российских методик. Существует около тридцати кафедр и лабораторий, работающих по интенсивным методикам.
Основными методиками являются следующие:
1. Эмоционально-смысловой метод И. Шехтера. Основной прием – ролевая игра. Опора на смыслообразование, на вдумчивое соединение лексики. Основа – коммуникативные задания. Состоит из 3 циклов:
· грамматика не изучается, домашнее задание отсутствует, читают тексты, заучивают лексику и фразы. Объем - 1400 единиц.
|
|
· использование монологической речи, делового общения, последовательного перевода, изучается грамматика, начало письменной речи. Основное средство – деловые игры, проблемные ситуации.
· специализация, специальные тексты, деловая документация.
2. Л. Гегечкори. Сущность – чередование устных циклов с циклами языковой подготовки. Также состоит из 3 циклов, но сначала устная речь. Особенно здесь – сознательное усвоение языкового материала в языковых циклах.
3. Метод В.В. Петрусинского «Суггестокибернетический метод» - основан на гипермнезии (повышенное запоминание на базе аудиовизуальных технических средств). Этот метод без преподавателя. Преподаватель – только для составления материала и для контроля умений и навыков. Дается большой объем материала 1 раз в день, но повторяется через определенное количество дней. Материал дается большими порциями для целостного запоминания, но повторяется в разные дни обучения. Этот метод напоминает курс погружения (метод), но сфера применения шире.
4. Метод, разработанный институтом русского языка им. Пушкина: краткосрочные курсы и трехнедельный начальный интенсивный курс для студентов – иностранцев.
5. Метод активизации резервных возможностей личности обучаемых. Метод Г.А. Китайгородской. Она прошла в 70 годах обучение у Георгия Лозанова в Софии. Сначала она создала метод «Активизации личности» на базе французского языка. Они используют следующие принципы:
· принцип организации личностного общения;
· принцип поэтапной концентрической организации обучения;
· принцип речевой игры;
· принцип организации коллективного общения.
Метод – это совокупность приемов, основанных на едином теоретическом подходе и обеспечивающих оптимальный процесс обучения. Основная теория метода активизации – это самореализация личности.
А.А. Леонтьев и И.А Зимняя имеют психологическое обоснование методов в своих работах. Таким образом, метод решает проблему управления отношений преподаватель – коллектив – отдельный учащийся, а также проблему общения. Основные приемы – это групповые формы. Основное здесь – ролевые игры.