Лекционные занятия (1 семестр)
Неделя
семестра
| Раздел дисциплины, темы лекций и их содержание
| Объем в часах
|
| Тема № 1. Специфика научного познания.
Предмет философии науки. Фундаментальные отличительные признаки науки и ее цель. Наука как процесс познания и как социальный институт. Генезис и эволюция науки: проблема европоцентризма. Различные подходы к определению науки. Эпистемология. Многообразие когнитивных практик.
Научные сообщества и их исторические типы: дисциплинарные и междисциплинарные сообщества, научные школы и направления. Наука и образование. Университетское образование как форма воспроизводства и расширения знания. Наука и экономика, наука и власть, наука и идеология.
|
|
| Тема № 2. История формирования науки как специфического способа познания
Традиционная (классическая) эпистемология: скептицизм, фундаментализм и субъектоцентризм. Субъект как «чистое сознание». Трансцендентальная философия как основа классической эпистемологии. Понимание истины в качестве точной репрезентации. Содержание «нормального дискурса» традиционной эпистемологии: рефлексия, ментализм, аналитический метод (редукция), детерминизм. Классическая эпистемология и классическая наука. Пределы гносеологического фундаментализма. Социокультурная автономность научного знания и методологического стандарта научности. Научное знание как продукт рациональной деятельности, которому присущи доказательность, системность, открытость для критики и проверки, интерсубъективность, предметная определенность и наличие собственного языка. Универсальность научного знания и ее границы. Нефундаменталистская эпистемология (Манхейм, Куайн, Кун, Фоллмер). Неклассическая эпистемология как гносеологический релятивизм. Неклассические гносеологии и неклассическая наука.
|
|
| Тема № 3. Логика и методология науки
Аналитическая эпистемология: взаимосвязь между истиной, языком и реальностью. Логический атомизм (Г. Фреге, Б. Рассел). Семантическая теория истины (А. Тарский). Достоверность и «языковые игры» (Л. Витгенштейн). Нагруженность факта теорией: концептуальные каркасы, «неопределенность перевода», онтологическая относительность (Р. Карнап, У. Куайн). «Миф данного», язык как граница мира (У. Селларс, Н. Гудмен). Новый верификационизм (Д. Дэвидсон, М. Даммит). А. Айер: в защиту эмпиризма. Научная вера. Относительный характер научных истин. Попытки отказа от использования понятия истины в философии науки и их мотивация. Истина как характеристика суждений, как оценка знания и как культурная ценность.
|
|
Итого
|
|