Система контроля включает в себя текущий и промежуточный контроль. Текущий контроль осуществляется по отдельным темам дисциплины в ходе практических занятий в форме устного опроса или путем организации работы в группе по схеме кооперативных стратегий. Формой его проведения является коллоквиум. Контроль проводится четыре раза в семестр.
Промежуточный контроль предполагает оценку результатов усвоения дисциплинарного курса.
6.1. Темы рефератов
6.1.1. Темы рефератов (1 семестр)
1. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции.
2. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей.
3. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам.
4. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт.
5. Формирование науки как профессиональной деятельности.
6. Исторические формы научной картины мира.
7. Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания.
8. Формирование первичных теоретических моделей и законов.
9. Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории.
10. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.
11. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры.
12. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.
13. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности.
14. Научные сообщества и их исторические типы.
15. Историческое развитие способов трансляции научных знаний.
16. Предпосылки и этапы формирования эволюционной эпистемологии.
17. Возникновение и развитие категории веры в социально-гуманитарном познании (Л. Витгенштейн, К. Ясперс и др.).
18. Развитие концепции истины в классической и неклассической науке.
19. Историческое развитие объекта и предмета социальных наук.
20. Динамика естественнонаучного знания в социокультурном контексте.
6.1.2. Темы рефератов (2 семестр)
1. Наука – ведущая форма культуры XX века.
2. Современное научное знание: общее представление.
3. Развитие классификации наук от Аристотеля до Гегеля.
4. Развитие классификации наук с XIX века до современности.
5. Периодизация науки: классический этап.
6. Периодизация науки: неклассический этап.
7. Периодизация науки: постнеклассический этап.
8. Формирование эволюционно-синергетического этапа развития науки.
9. Эмпиризм как одна из основных философско-методологических программ в науке Нового времени.
10. Рационализм как одна из основных философско-методологических программ в науке Нового времени.
11. Естествознание XVI-XIХ веков – создание классической науки (физика).
12. Естествознание XVI-XIХ веков – создание классической науки (химия).
13. Естествознание XVI-XIХ веков – создание классической науки (геология).
14. Естествознание XVI-XIХ веков – создание классической науки (биология).