Методика изучения геометрического материала
Истомина Н.Б. Методика преподавания математики в начальных классах. - М.: Less-Press, 1999. стр. 149 - 163
Дополнительные материалы
Предмет геометрия сам по себе настолько серьёзен, что следует считать удачей всякую возможность изложить его хотя бы чуть занимательнее.
Паскаль
Геометрический материал не выделяется в начальной школе в качестве самостоятельного раздела. В учебном процессе изучение элементов геометрии непосредственно связано с изучением арифметических вопросов, алгебры и величин.
Основными задачами изучения являются:
1. формирование у детей представлений и первичных понятий о таких геометрических фигурах, как точка, прямая, кривая, отрезок, ломаная, многоугольник, треугольник, квадрат, круг, окружность, луч, угол;
2. развитие мышления, а именно:
– развитие пространственных представлений;
– формирование умений анализировать, обобщать, абстрагировать;
3. выработка у учащихся практических навыков измерения фигур с помощью инструментов и без них (на глаз, от руки), выработка первичных представлений о точности измерения и построения.
Решение этих задач и будет являться достаточной подготовкой учащихся к дальнейшему изучению геометрии.
Рассмотрим, в какой последовательности рассматривается геометрический материал по программе 1-4.
Геометрическая фигура | Класс, концентр | Изучаемые темы |
1. Точка | 1 класс, «Числа 1-10» | «Точка. Кривая. Прямая. Отрезок» |
2. Линия | 1 класс, «Числа 1-10» | «Ломаная. Звено ломаной» |
3. Отрезок | 1 класс, «Числа 1-10» | «Точка. Кривая. Прямая. Отрезок» |
4. Многоугольник | 1 класс, «Числа 1-10» 3 класс, «Числа 1-100» | «Многоугольник. Его вершины, стороны, углы» «Периметр многоугольника» |
5. Треугольник | 3 класс, «Числа 1-1000» 4 класс, «Числа, которые <1000» | «Виды треугольников» (разносторонние, равнобедренные, равносторонние) «Виды треугольников» (остроугольные, прямоугольные и тупоугольные) |
6. Угол | 2 класс, «Числа 1-100» 4 класс, «Числа которые >1000» | «Прямой угол» «Угол. Виды углов». |
7. Луч | 4 класс, «Числа, которые >1000» | «Луч. Числовой луч» |
8. Прямоугольник | 2 класс, «Числа 1-100» 3 класс, «Числа 1-100» 3 класс, «Числа 1-100» 4 класс, «Числа 1-1000» | «Прямоугольник» «Периметр прямоугольника» «Площадь прямоугольника» «Диагонали прямоугольника» |
9. Квадрат | 2 класс, «Числа 1-1000» 4 класс, «Числа 1-1000» | «Квадрат» «Диагонали квадрата» |
10. Круг. Окружность | 3 класс, «Числа 1-100» | «Круг. Окружность» |
Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является их способность к восприятию формы. Эта способность позволяет ребёнку узнавать, различать и изображать различные геометрические фигуры. Для этого достаточно показать ему геометрическую фигуру и назвать её соответствующим термином.
Например:
Такое знакомство учащихся с геометрическими фигурами позволяет воспринимать их как целостный образ, поэтому, если изменить расположение или размер тех фигур, которые были предложены в образце, дети могут допускать ошибки, например: не узнать отрезок, квадрат.
В связи с этим перед начальной школой стоит проблема формирования геометрических понятий. Прежде чем приступить к формированию понятий необходимо провести подготовительную работу, которая состоит из 4 этапов.
(Н. Ф. Талызина, Формирование начальных понятий и развитие логического мышления учащихся // Начальная школа, 1970 год, №1, стр. 72).