Дополнительные материалы

Методика изучения геометрического материала

Истомина Н.Б. Методика преподавания математики в начальных классах. - М.: Less-Press, 1999. стр. 149 - 163

Дополнительные материалы

Предмет геометрия сам по себе настолько серьёзен, что следует считать удачей всякую возможность изложить его хотя бы чуть занимательнее.

Паскаль

Геометрический материал не выделяется в начальной школе в качестве самостоятельного раздела. В учебном процессе изучение элементов геометрии непосредственно связано с изучением арифметических вопросов, алгебры и величин.

Основными задачами изучения являются:

1. формирование у детей представлений и первичных понятий о таких геометрических фигурах, как точка, прямая, кривая, отрезок, ломаная, многоугольник, треугольник, квадрат, круг, окружность, луч, угол;

2. развитие мышления, а именно:

– развитие пространственных представлений;

– формирование умений анализировать, обобщать, абстрагировать;

3. выработка у учащихся практических навыков измерения фигур с помощью инструментов и без них (на глаз, от руки), выработка первичных представлений о точности измерения и построения.

Решение этих задач и будет являться достаточной подготовкой учащихся к дальнейшему изучению геометрии.

Рассмотрим, в какой последовательности рассматривается геометрический материал по программе 1-4.

Геометрическая фигура Класс, концентр Изучаемые темы
1. Точка 1 класс, «Числа 1-10» «Точка. Кривая. Прямая. Отрезок»
2. Линия 1 класс, «Числа 1-10» «Ломаная. Звено ломаной»
3. Отрезок 1 класс, «Числа 1-10» «Точка. Кривая. Прямая. Отрезок»
4. Многоугольник 1 класс, «Числа 1-10» 3 класс, «Числа 1-100» «Многоугольник. Его вершины, стороны, углы» «Периметр многоугольника»
5. Треугольник 3 класс, «Числа 1-1000» 4 класс, «Числа, которые <1000» «Виды треугольников» (разносторонние, равнобедренные, равносторонние) «Виды треугольников» (остроугольные, прямоугольные и тупоугольные)
6. Угол 2 класс, «Числа 1-100» 4 класс, «Числа которые >1000» «Прямой угол» «Угол. Виды углов».
7. Луч 4 класс, «Числа, которые >1000» «Луч. Числовой луч»
8. Прямоугольник 2 класс, «Числа 1-100» 3 класс, «Числа 1-100» 3 класс, «Числа 1-100» 4 класс, «Числа 1-1000» «Прямоугольник» «Периметр прямоугольника» «Площадь прямоугольника» «Диагонали прямоугольника»
9. Квадрат 2 класс, «Числа 1-1000» 4 класс, «Числа 1-1000» «Квадрат» «Диагонали квадрата»
10. Круг. Окружность 3 класс, «Числа 1-100» «Круг. Окружность»

Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является их способность к восприятию формы. Эта способность позволяет ребёнку узнавать, различать и изображать различные геометрические фигуры. Для этого достаточно показать ему геометрическую фигуру и назвать её соответствующим термином.

Например:

Такое знакомство учащихся с геометрическими фигурами позволяет воспринимать их как целостный образ, поэтому, если изменить расположение или размер тех фигур, которые были предложены в образце, дети могут допускать ошибки, например: не узнать отрезок, квадрат.

В связи с этим перед начальной школой стоит проблема формирования геометрических понятий. Прежде чем приступить к формированию понятий необходимо провести подготовительную работу, которая состоит из 4 этапов.

(Н. Ф. Талызина, Формирование начальных понятий и развитие логического мышления учащихся // Начальная школа, 1970 год, №1, стр. 72).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: