Нарушения мышления и интеллекта

Слабоумие - выраженное стойкое снижение интеллекта. При слабоумии у человека снижается способность отделять главное от второстепенного, отсутствует критическое отношение к своим выс­казываниям, поведению, ослабевает память, уменьшается запас зна­ний, представлений. Больные не воспринимают отвлеченные поня­тия, не способны к обобщениям.

Таким образом, слабоумие представляет собой совокупность взаимосвязанных симптомов утраты познавательной деятельности. Различают два вида слабоумия:

►врожденное {олигофрения);

►приобретенное (деменция).

В основе олигофрении (в переводе с греч. «малоумие») ле­жит недоразвитие головного мозга в результате генетических на­рушений, внутриутробных повреждений (сифилис, тиф, алкогольная интоксикация) или заболеваний раннего детского возраста (ме­нингит, энцефалит).

Различают три степени тяжести олигофрении:

1. Дебильность — легкая степень тяжести олигофрении. При дебильности наблюдается снижение умственных способностей, на­ходчивости и сообразительности. В то же время больные способ­ны приобрести определенные знания, которые дают им возмож­ность работать. Обычно больные не понимают тех тонких взаимо­отношений, которые складываются между людьми. Им трудно уло­вить в окружающей действительности существенное, главное. Боль­ные с трудом пользуются абстракцией обобщением, их мышление не выходит за рамки конкретных представлений. Безынициативны, отношение к себе недостаточно критично. Многие из них пере­оценивают свои возможности и очень обижаются, если им делают замечания. Некоторые больные отличаются повышенной внушаемо­стью, могут легко стать участниками преступлений.



2. Имбецильность — средняя степень недоразвития интеллекта.

Больные усваивают только названия окружающих предметов и наиболее употребительные слова, часто отмечаются большие де­фекты в произношении слов. Речь бедна и косноязычна.

Практически необучаемы. Иногда больных удается обучить чте­нию, элементарному счету, но многие не могут сосчитать даже пальцы на руках. Больных можно научить выполнять какую-либо несложную работу, но они всегда нуждаются в контроле и руко­водстве.

3. Идиотия - тяжелая степень олигофрении. Членораздельная речь и психика практически отсутствуют. Обу­чить каким-либо навыкам их не удается. При идиотии часто встре­чаются разнообразные физические уродства: аномалия строения че­репа, лишние пальцы на руках, на ногах, аномалия внутренних ор­ганов. Больные обычно умирают от присоединившихся соматичес­ких заболеваний (инфекций).

Приобретенное слабоумие (деменция) - является следствием органического поражения головного мозга в более позднем возра­сте, чаще всего при прогрессивном параличе, старческом слабоумии, атеросклерозе сосудов головного мозга, травмах головного мозга. Больные утрачивают способность логически мыслить, анализи­ровать, обобщать, терять критику к своему поведению, высказыва­ниям, не могут оценить окружающую обстановку.

В основе слабоумия лежат грубые органические изменения клеток головного мозга, что приводит к тяжелым расстройствам высшей нервной деятельности.

Речь

Речь — специфически человеческая норма психической дея­тельности, использующая средства языка.

Речь — наиболее распространенный и совершенный способ общения людей друг с другом, способ выражения мысли.

Речь является основой мышления.

В речевой деятельности участвует весь головной мозг челове­ка. Речь — сильное средство воздействия на человека, на его эмоциональное состояние, а через него на деятельность внутрен­них органов.

Медработники всегда должны помнить о разящей и исцеляю­щей силе слова. «Слово лечит, слово — ранит».

Речь и язык не тождественны. Язык является более общим по­нятием. Это система кодов, обозначающих объекты и их отноше­ния. Речь представляет собой индивидуальное пользование языком.


Различают внешнюю и внутреннюю речь.

Внешняя речь подразделяется на устную и письменную. Речь, произносимая вслух, называется устной и служит целям общения. В устной речи, в ее содержании, темпе, ритме, плавности отражает­ся личность человека.

Устная речь бывает в виде монолога и диалога (монологиче­ская и диалогическая). Она так же делиться на пассивную (слуша­ние) и активную, или экспрессивную (говорение).

Развитие письменной речи связано с развитием самого рече­вого процесса. В процессе жизни появляются индивидуальные особенности письма - почерк. Он зависит от типа личности, пола, эмоционального состояния, от заболевания.

Письменная речь подразделяется на чтение и письмо. При па­тологии могут страдать как все виды речи, так и какой-нибудь один из них.

Внутренней речью называется речь «про себя», которая проис­ходит в процессе мышления, при чтении, в период подготовки к экспрессивной речи и письму, при общении с самим собой. Она осуществляется беззвучно и в более сжатом виде.

В основе речи лежит координирующая работа нервных клеток коры больших полушарий мозга, где находятся три центра речи: слуховой, двигательный и зрительный. Они локализуются в доми­нантном полушарии (у правшей - слева).

Слуховой центр (центр Вернике) расположен в левой височ­ной доле (первая височная извилина). Он обеспечивает правиль­ное понимание речи других людей, узнавание слов. Его наруше­ние приводит к сенсорной афазии, недоразвитие - в сенсорной алалии. Слуховой центр формируется первым в процессе развития речи и является доминирующим в отношении других центров.

Двигательный центр (центр Брока) находится в нижней лобной извилине. Нарушение его функций приводит к моторной афазии, потере способности произносить слова при сохранности понимания речи. Его недоразвитие у детей вызывает моторную алалию.

Письменная речь может функционировать при участии теменно-височно-затылочных отделов коры левого полушария. При их по­вреждении нарушается возможность узнавать буквы, читать тексты, осуществлять графическое обозначение звуков (алексия, аграфия).

Для правильного развития и функционирования речи имеют значение, кроме сохранности центров речи, множество других фак­торов. В частности, необходимыми являются определенный уро­вень мышления и интеллекта, правильное развитие зубочелюстно-

го и артикуляционного аппарата, отсутствие поражения бульбар-ной группы черепно-мозговых нервов.

Речь имеет свои свойства.

Содержательность речи определяется количеством выражен­ных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности.

Понятность речи достигается синтаксически правильным по­строением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.

Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщен­ностью. По своей выразительности она может быть яркой, энер­гичной или, наоборот, вялой, бледной.

Воздейственность речи заключается в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Речь выполняет определенные функции:

Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, а, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяют возможности общения.

Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к действию.

Функция обозначения состоит в способности человека посред­ством речи давать предметам и явлениям окружающей действитель­ности присущие только им названия.

Функция сообщения состоит в обмене мыслями между людь­ми посредством слов, фраз.

Для медработника речь больного является главным источни­ком огромного объема информации. Прежде всего, это данные о развитии заболевания и о том, что больного беспокоит в данный момент. Объем словарного запаса, построение фраз, точность вы­ражений могут дать представление об интеллекте и образовании пациента; темп и интонация речи - об эмоциональном состоянии или темпераменте; четкость произношения - о функционировании артикуляционного аппарата и др.

Вместе с тем предъявляются и определенные требования к речи медработника. Прежде всего он должен обладать умением слу­шать. Кроме того, он должен направлять беседу с целью получе­ния наибольшей информации и коррекции эмоционального со­стояния больного или неправильного отношения к своему само­чувствию.


Вопросы должны задаваться в понятной для больного форме. При этом желательным является минимизация отвлеченности от темы со стороны медработника и использование невербального общения (положительный язык поз, жестов, мимики; взгляд и визуальный контакт; адекватное изменение высоты и интонации голоса и т.д.).

Речь является важным фактором межличностного общения. Основные требования при этом следующие: сохранять доброжела­тельное, уважительное отношение к собеседнику; проявлять умест­ную в данной ситуации вежливость; не ставить в центр внимания собственное «Я»; тема разговора и форма выражения мыслей дол­жны быть понятны для собеседника и уместны в данной ситуа­ции. Следует говорить о том, что интересует вашего собеседника и избегать «барьеров общения».

Расстройства речи

Причины нарушения речи различны и связаны с нарушением памяти, внимания, мышления.

Афония - временная функциональная потеря голоса. Афазия - расстройства речи. Выделяют виды афазии:

сенсорная афазия - нарушается восприятие обращенной речи;

моторная афазия - неспособность или заметно сниженная способность произносить слова. Нарушается связь слов. Речь краткая, телеграфная, с малым запасом, с повторением слов.

амнестическая афазия - забывание названия предметов. На­рушается процесс называния видимых или нарисованных пред­метов.

Аграфия - расстройства письменной речи. Алексия - расстройство чтения.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое ощущение?

2. Что такое восприятие?

3. Назовите нарушения восприятий.

4. Какие типы памяти вы знаете?

5. Что такое внимание?

6. Какие расстройства речи вам известны?

7. Перечислите основные виды мыслительных операций и дайте им краткое определение.




Контрольные задания в тестовой форме

Выберите правильный ответ 1. Отсутствием памяти называется:

1) амнезия; 3) парамнезия.

2) гипомнезия;

2. Афазия относится к расстройствам:

1) речи; 3) внимания.

2) памяти;

3. Деменция переводится как слабоумие:

1) врожденное; 2) приобретенное.

4. Понижение чувствительности называется:

1) анестезией; 3) гиперстезией.

2) гипеостезией;

Воля

Воля способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовать все свои силы на достижение поставлен­ных целей. Воля человека проявляется в действиях (поступках), вы­полняемых с заранее поставленной целью. Воля как характеристика сознания и деятельности возникла вместе с возникновением обще­ства, трудовой деятельности. Воля сложилась как качество психики, сознательно направленное на преодоление препятствий. Она явля­ется важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.

Все действия человека могут быть поделены на непроизволь­ные и произвольные.

Непроизвольные действия совершаются импульсивно, в резуль­тате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений и т.д.).

Произвольные действия совершаются сознательно и имеют цель.

Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при преодо­лении препятствий, при осуществлении действия.

Особенностями воли (волевых действий) являются:

1. Сознательная целеустремленность.

2. Связь с мышлением. Достичь чего-то и мобилизовать себя ради этого человек может только в том случае, если он все хо­рошо обдумал и спланировал.


3. Связь с движениями. Для реализации своих целей человек всегда двигается, изменяет формы активности.

Волевые действия бывают простые и сложные, имеют свою струк­туру и особенности.

К простым волевым действиям относятся те, при которых чело­век без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно чего и ка­ким путем он будет добиваться, т.е. побуждение к действию пере­ходит в само действие почти автоматически.

Для сложного волевого действия характерны определенные этапы.

Началом формирования является влечение, оно означает не­сознательное стремление. Влечения возникают на базе инстинк­тов - пищевого, полового, обонятельного, осязательного и др. Когда влечение достаточно оформлено в сознании, выяснены пути и спо­собы его удовлетворения, тогда оно носит название «желание». Желание - это осознанное стремление к какой-либо цели.

Волевой акт представляет собой сложный процесс.

Побуждение к совершению волевого действия. В роли по­будительных сил конкретных волевых действий выступают оп­ределенные потребности и мотивы человека. Они могут быть самими различными. Но в любом случае заставляют активно работать мышление человека, принуждают его оценивать моти­вацию будущего поведения, ставить перед собой определенные цели.

Представление и осмысление цели действия. В результате возникает борьба мотивов (т.е. процесс определения наибо­лее значимого стимула волевого действия), которая служит по­казателем способности человека устанавливать связи, понимать, выбирать желания, обусловленные нужными мотивами, и пре­вращать их в цель. С другой стороны, борьба мотивов показы­вает способности человека напрягаться, прилагать усилия, зас­тавляет задумываться об ответственности за последствия, свя­занные с достижением или недостижением поставленной цели, т.е. проявлять волю. В ходе борьбы мотивов оформляется цель деятельности, осмысливается ее основная специфика.

Представление средств, необходимых для достижения на­меченной цели. Обычно осмысливается не только цель воле­вого действия, но средства и способы ее достижения, от пра­вильного использования которых зависит достижение конкрет­ного результата.




Намерение осуществить данное действие. В ходе борьбы мотивов, осмысления цели деятельности и выборов способов ее достижения человек принимает решение. Сделать это -значит отграничить одно желание от других и таким образом создать идеальный образ цели. Но чтобы принять решение, нужно и мобилизовать себя на его выполнение. Для этого требуется волевое усилие. Оно характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного дей­ствия или удержание от него. Первоначально же свои воле­вые усилия человек должен осознать и решиться на них.

Выполнение принятого решения. Человек затем приступает к практическому осуществлению принятого решения. Он строит свое поведение таким образом, чтобы имеющийся в сознании замысел воплотился в вещи, предмете, движении, трудовом, ум­ственном навыке, поступке. Однако человек не только действует, он проявляет волю, контролирует и корректирует свои действия./ В каждый момент он сличает получаемый результат с идеаль­ным образом цели, который был создан заранее.

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: решительность, настойчивость, целеустремленность, самостоятельность, смелость, выдержку, дисциплинированность и др.

Решительность - это умение принимать своевременные и твер­дые решения без ненужных колебаний.

Смелость — способность человека преодолевать чувство стра­ха и растерянности. Настойчивость заключается в умении доби­ваться поставленных целей. Самостоятельность - это способность принимать решения и выполнять намеченные цели, не поддаваясь чужому влиянию.

Слабость волевых функций (в частности, склонность к внуше­нию и подражанию) может играть ведущую роль в формировании алкоголизма, наркомании, табакокурения. Наличие же настойчивос­ти помогает пациентам преодолеть болезнь или адаптироваться к новым условиям жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: