· Целесообразность использования свободных мощностей
· Желания посредников закупать товары широкого ассортимента
· Целесообразность использования побочных продуктов производства
Задача руководства в том, чтобы учитывая эти факторы обеспечить соответствие ассортимента запросам потребителей. Это достигается благодаря управлению ассортиментом.
Управлять товарным ассортиментом значит постоянно предлагать рынку такой ассортимент товаров, который удовлетворяет покупателей с точки зрения следующего:
Широты – развивать ассортимент за счет изготовления товаров новых ассортиментных групп.
Глубины – можно увеличивать количество ассортиментных позиций в одних ассортиментных группах и уменьшать в других.
Насыщенности – можно развивать ассортимент за счет увеличения общего числа ассортиментных позиций.
Гармоничности – фирма может добиваться большей или меньшей гармоничности между товарами различных ассортиментных групп.
При принятии решения об управлении товарным ассортиментом нужно определять, насколько выпускаемая продукция соответствует запросам потребителей, и на основе этого принять решение:
· О снятии с производства устаревших товаров
· О модификации изготовляемых товаров
· О разработке новых товаров
Большинство средних и крупных предприятий предлагают рынку широкий набор товаров, которые имеют различные по продолжительности ЖЦТ и находятся на разных этапах. С течением времени номенклатура товаров фирмы изменяется, какие-то товары снимаются с производства, разрабатываются новые.
Изменения товарной номенклатуры могут происходить за счет изменения количества представленных ассортиментных групп или за счет изменений в рамках отдельной ассортиментной группы.
В первом случае возможно появление нового ассортиментного ряда (расширение товарной номенклатуры фирмы) или удаление старого (сужение товарной номенклатуры фирмы). Если фирма стремится к завоеванию позиции в какой-то одной сфере, то она может целенаправленно добиваться большей гармоничности между различными ассортиментными группами. Если производитель стремится действовать сразу в нескольких сферах, то гармоничность, наоборот, будет меньшей. Для описания действий производителей в этой области следует рассмотреть принципы формирования ассортимента, используемые производителями и торговыми организациями.
Изменения, которые происходят внутри ассортиментной группы, также происходят в двух направлениях: за счет изменения длины ряда (наращивание или сокращение ассортиментного ряда) и его насыщенности.
Чтобы управлять товарным ассортиментом, необходимо владеть методами анализа для обоснования любых действий производителя в этой области.
Принципы формирования ассортимента производителем |
Ориентация на проблему Ориентация на материал Ориентация на технологию |
Принципы формирования ассортимента торговой организацией |
Ориентация на одну ассортиментную группу Ориентация на происхождение товара Ориентация на определенный уровень цен Ориентация на самообслуживание Ориентация на комплексное решение проблемы потребителя |