Религии и животные

Индуизм, буддизм, джайнизм

До настоящего времени вопрос взаимоотношения с животны­ми составляет важную часть религий мира, многие люди и те­перь верят в мистическое родство между человеком и животны­ми.

Наиболее древние религии возникли в Азии, и одна из самых ранних — индуизм. Высокое духовное развитие общества в Ин­дии: развитые философия и принципы морали — позволило Ин­дии стать первой страной, в которой религиозно-нравственные принципы запрещали потребление мяса и жестокое обращение с животными. Согласно религиозным воззрениям индусов, все животные: четвероногие, пернатые, покрытые чешуей — счи­тались братьями и сестрами человека, общим отцом которых был Бог. Индийские Веды — религиозно-философские и науч­ные труды, созданные в I-II вв. до н. э., — утверждали моно­теизм и необходимость гуманного отношения с животными. Все живое на земле считалось одной семьей. Из этих представлений вытекала необходимость вегетарианства, как одно из следствий принципа непричинения вреда. Этот принцип — "ахимса" — проповедовали все святые, мудрецы и пророки Индии. Защита животных была важной частью нравственных норм индуса, исповедывавшего индуизм. Ахимса — это и неубийство, и позитив­ная любовь. Это отношение к миру, которое необходимо, чтобы душа совершенствовалась.

Верующий индус воспринимает свои поступки по отношению к животному как ступеньки на пути к спасению. Если это отно­шение в определенной степени снижает нравственную ценность добрых поступков индуса, то с другой стороны, религиозный ха­рактер предписаний быть милостивым с животными делает их доступными для каждого и обязательными; наименее развитая часть населения, которая обычно относится к животным плохо, в Индии ведет себя иначе; и, желая себе добра, люди делают добро животным.

Гуманное отношение к животным считалось более высокой формой этики поведения; в санскритских рукописях этот прин­цип назывался "сарва — бхута — хита", что означает "доброта ко всем существам", в противоположность более ограниченной морали — "лока — хита", предполагавшей доброту только к своему виду, т. е. к человеку. Согласно Ведам, первый из прин­ципов включает и второй, и поэтому последователям ведических традиций рекомендовалось следовать первому, более всеобъем­лющему принципу.

Индусские семьи часто держат домашних животных, птиц. Но в отличие от жителей западных стран, они почитают своим религиозным долгом заботиться о животных, которых они счи­тают членами своей семьи. Индус сначала утром кормит свое животное, а потом принимается за дела.

Индуизм подчеркивает родственную близость человека с при­родой, со всеми животными, а это делает невозможным враждеб­ное или даже безразличное отношение к животным, с которым человек образует единство.

Идея перевоплощения — реинкарнации, — т. е. переход ду­ши человека или животного в других существ после его смер­ти, также укрепляла убеждение верующих в недопустимости жестокого обращения с животными, поскольку в последующих воплощениях человек мог превращаться в животного и стано­виться жертвой такого же насилия, какое совершал ранее он. Идея реинкарнации уравнивала человека с другими существа­ми, потому что он не знал, кем он может стать в своем другом рождении; с другой стороны, она была для человека также гроз­ным предупреждением о последствиях жестокости. В ведических документах прямо говорилось, что те люди, которые совершали насилие по отношению к безвинным животным, доверившимся им, будут караться после смерти. Те животные, которых они убили, пожрут их в их следующем рождении. Ведические тек­сты, разрешавшие жертвоприношения, напоминали тому, кто это жертвоприношение совершал, что он сам со временем бу­дет принесен в жертву. Идея кармы, заключающаяся в том, что каждое действие рождает противодействие, также поддержива­ла убеждение в необходимости доброго отношения к животным, так как всякий жестокий поступок по отношению к ним, в част­ности поедание мяса животных, по мнению верующих, приводит к тяжелым последствиям для того, кто эти поступки совершает.

Великие основатели религий в Индии, безусловно, сделали колоссально много для защиты животных, для осознания их прав. Они опередили нравственное сознание Европы и других Континентов мира на тысячелетия; те идеи, которые с великим трудом пытаются донести до сознания западного человека ве­дущие гуманисты нашего века, уже несколько тысячелетий как стали достоянием народов на Востоке, ими руководятся в жизни. Особое место среди других животных в индийских религиоз­ных традициях занимает корова — то самое существо, которое не вызывает ни сострадания, ни внимания к себе в западных странах. Люди, считающие себя весьма гуманными и больши­ми любителями животных, спокойно потребляют мясо — и, в первую очередь, говядину. В соответствии с ведическими тра­дициями считалось, что Праматерь — корова дала человеку драгоценные продукты, необходимые ему для жизни: творог, мо­локо, масло, мочу и навоз. Навоз служит не только удобрением, но выделяющийся из него газ метан используется как источник тепла для обогревания дома и приготовления пищи, кроме того, навоз считается очищающим средством. Таким образом, корова играет важную роль в экономике и сельском хозяйстве инду­сов и занимает центральное место в идеале "простой жизни и возвышенного мышления", предлагаемого Ведами.

Вегетарианство в Индии опирается не только на ведическое отношение к корове, весьма влиятельным является также культ бога Кришны, в котором проповедуется строгое вегетарианство и благоговейное отношение к священной корове. Бог Кришна, имеющий другое имя — Бог Говинда, — изображается в виде пастушка, окруженного животными. В настоящее время культ Кришны стал распространяться далеко за пределы Индии; в частности в нашей стране создано общество "Сознания Криш­ны", члены которого проповедуют ненасилие по отношению к животным и вегетарианство.

Менее известной из восточных религий, также проповедую­щих вегетарианство, был зороастризм. Основатель этой рели­гии Заратустра (по-гречески Зороастер) жил в Персии пример­но 600 лет до н. э., был известным защитником животных. По­следователи его религии, спасаясь от преследований исламских владык, бежали в Индию, где религия была гораздо ближе к их собственной. Их современные потомки в Индии называются парсами; всего зороастрианцев сейчас 200000 человек.

Современный Далай Лама (14-й) Тензин Джайтсо, которого следует считать одним из важнейших религиозных деятелей Во­стока, пишет: "Неважно, принадлежат ли они (живые существа) к более высоким формам, таким, как человек, или более низким, таким, как животные, все существа, в первую очередь, ищут ми­ра, покоя и безопасности. Жизнь так же дорога безгласному со­зданию, как и человеку. Даже самое ничтожное насекомое стре­мится защитить себя от угрожающей ему опасности. Так же, как каждый из нас хочет счастья и боится боли, так же, как ка­ждый из нас хочет жить и не хочет умирать, так хотят этого и другие существа" ("Анимальс Адженда", окт. 90 г. с. 25).

Современный индуизм, который стал менее жестко предпи­сывать вегетарианство, тем не менее, продолжает проповедо­вать принцип ахимсы, доброты ко всем существам. Несмотря на отход некоторой части индуистов от вегетарианства, число вегетарианцев, исповедующих индуизм, составляет сейчас более 700.000.000 человек, т. е. 83% населения Индии.

Другой величайшей религией мира, возникшей в Индии, был буддизм. Буддизм возник как религиозное движение, которое отличалось от индуизма непризнанием ведических текстов и жертвоприношений животных. Основатель этого движения Буд­да жил с 563 по 483 г. до н. э. и считается современником основа­теля джайнизма Махавиры. Как и джайнизм, буддизм не счита­ет мир сотворенным богом. Смена жизней, согласно буддизму, существовала всегда. Высшим достижением человека являет­ся нирвана — освобождение от всех привязанностей, которую можно достичь с помощью медитации. Буддизм исповедует ве­ру в перевоплощение: каждое существо может родиться в виде животного, голодного духа, адского существа, демона, человека или бога. Поскольку животные постоянно страдают, рождение животным является наказанием за прошлые грехи. Эта вера за­ставляет человека постоянно помнить о том, что он может тоже оказаться на месте животного. В поучительных историях, рас­сказанных Буддой, он рисует себя в прошлых рождениях кроли­ком, лебедем, рыбой, птицей, обезьяной, слоном, оленем.

Буддизм последовательно придерживается принципа ахимсы, ненасилия по отношению к другим существам. Однако буддизм распространился широко за пределы Индии: в Яйонию, Китай, Бирму, Тибет, Камбоджию, Вьетнам, Таиланд, и в этих стра­нах он претерпел некоторые изменения. Буддизм, как его исповедуют сейчас вне Индии, допускает отступление от принципа ахимсы и от вегетарианства, таким образом, буддизм утратил в этих странах роль религии, защищающих животных от же­стокости. Например, в Японии, хотя и потребляется мало мяса, широко используется в пищу рыба. Только в монастырях, испо­ведующих дзен-буддизм, строго соблюдается вегетарианство и другие принципы исконного буддизма.

Третьей ведущей религией Индии является джайнизм. Эта религия довела до полного логического развития идеи ахимсы и наиболее бескомпромиссно защищает все формы живых су­ществ. Джайнизм был основан святым Махавирой (VI век до н. э.), получил значительное распространение в Индии и в на­стоящее время насчитывает более 4 миллионов последователей. Джайнисты не только строгие вегетарианцы, но они также не считают возможным убивать любое живое существо, вплоть до насекомого. Центральной в этом учении является доктрина, что все сущее разделяется на живое и неживое. Живые существа классифицируются в иерархическом порядке в соответствии с количеством ощущений (чувств), которыми они обладают. Чер­ви обладают чувством осязания и вкуса, жуки, муравьи име­ют чувство осязания, вкуса и обоняния. Моль, пчелы и мухи, кроме того, имеют чувство зрения. Змеи, помимо этих чувств, имеют чувство слуха, а звери, рыбы и человек имеют шесть чувств: зрения, вкуса, слуха, обоняния, осязания и мышления. Таким образом, человек попадает в одну категорию с рыба­ми и зверями. Чтобы предотвратить свою карму — неизбеж­ность судьбы, — джайнист должен очищать себя от скверны; он принимает зароки, важнейшим из которых является клят­ва непричинения зла другому — принцип ахимсы. Все джайнисты не потребляют алкоголь, мед и некоторые виды фиг, по­тому что в них содержится много жизненных форм. Ахимса предписывает обуздывать ум, язык, быть осторожным на до­рогах, а также есть при свете (чтобы в пищу не попали насе­комые). Ограничения для монахов-джайнистов особенно стро­ги; они должны скудно питаться, воздерживаться от половой жизни и отказаться от всего имущества, они не должны ко­пать землю, зажигать или тушить огонь, не принимать ван­ну.

Последователи джайнистской религии известны тем, что организуют по стране больницы для животных. Хотя адепты буд­дизма сделали колоссально много для защиты животных, джайнисты оказались наиболее последовательными в своих веровани­ях и поступках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: