Задача 1. Рассмотрим составление циклограммы работы пасса- жирского лифта в следующей последовательности: вызов с 1-го этажа на 8-ой, спуск на 6-ой, 4-ый этажи, подъем на 5-ый, спуск на 1-ый этаж.
1. Общий вид лифта представлен на рис.3.1.
2. Составление релейно-контакторной схемы управления и си- ловой части.
Релейно-контакторная схема управления включает:
KM В – контактор подъема кабины лифта;
KM Н – контактор спуска кабины лифта; KM Зк – контактор закрытия дверей; KM От – контактор открытия дверей;
KT 1 – реле времени, создает выдержку времени при закрытии дверей;
KT 2 – реле времени, создает выдержку времени при открытии дверей;
KL – промежуточные реле;
SQ 1 – SQ 8 – этажные конечные выключатели;
SQ Зк – конечный выключатель, контролирующий закрытие дверей;
SQ П – конечный выключатель в полу кабины, контролирующий наличие в кабине пассажиров.
Силовая часть включает:
М 1 – двигатель подъема и спуска кабины лифта, управляемый контакторами KM В и KM Н;
М 2 – двигатель открытия и закрытия дверей кабины, управляемый контакторами KM Зк и KM От.
|
|
Схема управления электроприводом лифта приведена на рис.4.5. Данная схема обеспечивает следующие перемещения механизма: вызов кабины с 1-го этажа на 8-ой, спуск на 6-ой этаж, спуск на 4-ый этаж, подъем на 5-ый этаж, спуск на 1-ый этаж.
Рис 4.5. Схема управления электроприводом лифта
3. Описание работы схемы
При нажатии кнопки SB 8 (кнопка вызова на 8 этаж), если двери кабины закрыты, подаётся питание на катушку KL 8 и замыкается кон-
такт в цепи контактора KM В. Силовые контакты KM В подают пита-
ние на двигатель M 1, кабина лифта поднимается. Достигнув 8 этажа кабина воздействует на SQ 8, который размыкает свой контакт в цепи KM В и кабина останавливается. Катушка контактора KM От получает питание, так как контакты KM В и KM Н в её цепи замкнуты, а контакт KT 2 ещё не разомкнулся (выдержка времени достаточна для открыва- ния двери). Силовые контакты KM От включают двигатель M 2 на от- крытие дверей кабины. Через некоторое время KM От отключается и M 2 останавливается. При нажатии пассажиром в кабине лифта кнопки SB 6, включается промежуточное реле KL 6. Подается питание на KM Зк, который своими силовыми контактами включит M 2 на закры- тие дверей. После закрытия дверей SQ Зк разомкнет свой контакт в цепи KM Зк и замкнет в цепи KM Н. Двигатель М2 остановиться, на M 1 подаётся питание и кабина начнет движение вниз. Дальнейшее пере- мещение кабины происходит аналогично. Когда кабина достигнет 1 этажа и все пассажиры выйдут, SQ П замкнет свой контакт в цепи KT 1, через некоторое время контакт KT 1 замкнется в цепи KM Зк и двери закроются.
4. Построение циклограммы работы механизма (см. п.4.3). Приведем циклограмму работы механизма в следующей после-
|
|
довательности: вызов лифта с 1 этажа на 8, спуск на 6 этаж, спуск на 4
этаж, подъем на 5 этаж, спуск на 1 этаж.
Такт 1: Нажимаем SB 8 и в конце такта срабатывает KL 8.
Такт 2: KL 8 замыкает контакты в цепи KM В и в конце такта он сраба- тывает.
Такт 3: KM В включает M 1 и кабина начинает движение вверх, в кон- це такта размыкается SQ 1 и включается KT 2.
Такт 4: Кабина достигла 4 этажа, срабатывает SQ 4.
Такт 5: Кабина достигла 5 этажа, срабатывает SQ 5.
Такт 6: Кабина достигла 6 этажа, срабатывает SQ 6.
Такт 7: Кабина достигла 8 этажа, срабатывает SQ 8, в конце такта от- ключается KM В и KL 8.
Такт 8: KM В размыкает контакт в цепи KT 2 и контакты в цепи KM От.
Такт 9: KM От включает M 2, двери начинают открываться и в конце такта отключается SQ Зк.
Такт 10: Через время достаточное для открытия дверей KT 2 размыка- ет контакт в цепи KM От.
Такт 11: Пассажир заходит в лифт, срабатывает SQ П.
Такт 12: Нажимают SB 6, в конце такта срабатывает KL 6.
Такт 13: KL 6 замыкает контакт в цепи KM В и KM Зк. В конце такта
KM Зк получает питание и срабатывает.
Такт 14: KM Зк включает M 2, двери начинают закрываться. В конце такта срабатывает SQ Зк.
Такт 15: SQ Зк размыкает контакт в цепи KM Н и отключает KM Зк.
Такт 16: KM Н включает двигатель M 1 и кабина начинает движение вниз. в конце такта размыкается SQ 8 и включается KT 2.
Такт 17 – Такт 49: Аналогично.
Такт 50: Все люди выходят из кабины, отключается SQ П, замыкается контакт в цепи KT 1.
Такт 51: Через некоторое время контакт KT 1 замыкает цепь питания
KM Зк.
Такт 52: KM Зк включает M 2, двери начинают закрываться. В конце такта срабатывает SQ Зк.
Такт 53: SQ Зк размыкает контакты в цепи питания KM Зк и KT 1.
Такт 54: KM Зк и KT 1 отключаются.
Рис.4.6. Циклограмма работы лифта
Задача 2. Рассмотрим циклограмму работы грузового подъем- ника (рис. 4.7). Грузовой подъемник с тележкой от подачи кратковре- менной команды кнопкой SB (пуск) идет вверх [кнопка SB включает контактор "Вперед" КМ 1 (SB→КМ 1 ), после чего отключается (такт 1)]. В начале движения отключается нижний конечный выключатель SQ 2 (такт 2). После достижения крайнего верхнего положения кабина воздействует на верхний конечный выключатель SQ 1, который дает команду на отключение КМ 1 (такт 3, SQ 1 →КМ 1 ). Контактор КМ 1 от- ключается (такт 4). После выката тележки отключается конечный вы- ключатель SQ 3 (такт 5) и включается контактор "Назад" КМ 2, подъ- емник идет вниз (такт 6, SQ 3 → КМ2), отключается SQ 1 (такт 7). После воздействия внизу на нижний конечный выключатель SQ 2 от- ключается КМ 2 (такт 8, SQ 2 →КМ 2 ), кабина останавливается (такт 9).
Рис. 4.7. Циклограмма работы грузового подъемника
4.6. Составление таблицы состояний (табл.4.2)
Задача 3. Подъемник перемещается с одного уровня на другой реверсивным приводом, включаемым исполнительными элементами контакторами КМ 1 и КМ 2. Пуск подъемника осуществляется по ко- манде от этажных кнопок SB 1, SB 2, SB З, SB 4. Аварийные ситуации предотвращаются реле перегрузки, конечными выключателями SQ 1 и SQ 2 и контролем закрытия дверей шахты SQ 3, SQ 4. Все командные переменные сведены к четырем: пуск вверх ПВ — нажаты кнопки "Вверх" SB 1, SB З на первом или втором этаже; пуск вниз ПН — нажа- ты кнопки "Вниз" SB 2, SB 4 на первом или втором этаже; есть разре- шение двигаться вверх РВ — закрыты все двери, не нажат конечный выключатель SQ 1, нет перегрузки; есть разрешение двигаться вниз РН — закрыты все двери, не нажат конечный выключатель SQ 2, нет перегрузки.
Число возможных состояний три: 1 — движение вверх, 2 — дви- жение вниз, 3 — кабина неподвижна.
Таблица состояний (табл. 4.2) содержит три строки и 24 = 16
столбцов. Число столбцов равно числу комбинаций командных пере- менных.
В первой строке исходным является состояние 1 (движение
|
|
вверх), поэтому во всех клетках, соответствующих действию РВ, про- ставляется 1. При отсутствии разрешения на движение вверх (отсут- ствует РВ) кабина не движется, в этих клетках ставится 3. Аналогич- но заполняется вторая строка, т.е. где есть РН — ставится 2, а в остальных — 3.
В третьей строке указывается исходное состояние кабины 3, по- этому 3 проставляется: в клетках 1—4, так как нет РВ и РН; в клетках
8, 9, 16, так как нет вызова (отсутствуют ПВ и ПН); в клетках 5 и 15,
так как здесь разрешение противоречит вызову (есть ПВ, нет РВ и на- оборот). В клетках 7,10 ставится 1, а в клетках 12, 13 - 2, так как раз-
решение соответствует вызову. Состояние командных органов для
клеток 6, 11, 14 нереально при нормальной эксплуатации (есть одно- временно два вызова: вверх и вниз). В такой ситуации кабина может оставаться неподвижной, т.е. ставится 3.
Таблица состояний подъемника
Таблица 4.2.
ЛИТЕРАТУРА
1. Автоматизация типовых технологических процессов и установок/А.М.Корытин, Н.К.Петров, С.Н.Радимов, Н.К.Шапарев. – М.: Энергоатомиздат, 1988.
2. Вальков В.М., Вершин В.Е. Автоматизированные систе- мы управления техноолгическими процессами. – Л.: По- литехника, 1991.
3. Родионов В.Д., Терехов В.А., Яковлев В.Б. Технические средства АСУ ТП. – М.: Высшая школа, 1989.
4. Ключев В.И., Терехов В.М. Электропривод и автомати-
зация общепромышленных механизмов. – М.: Энергия, 1980.