Экспертиза товаров по договорам

Экспертиза товаров по договорам — оценка экспертом соблюдения требований качества, установленных договорами.

Эксперты могут приглашаться для проведения товаровед ной экспертизы по договорам купли-продажи, комиссии и хранения. Чаще всего основанием для такой экспертизы служат разногласия между сторонами, заключившими договор.

Наиболее распространенный вид договоров — договор ку­пли-продажи. Он может заключаться не только с юридически ми лицами, но и с физическими, в том числе с потребителями.

Правовая база проведения экспертизы по договорам купли-продажи между юридическими лицами совпадает с приемочной экспертизой по количеству и качеству, так как по сути это одни и те же виды экспертизы.

Правовая база по договору купли-продажи, возникающему при реализации товара продавцом покупателю (потребителю), основывается на Федеральном законе “О защите прав потреби­телей” (гл. I и II, ст. 1—26), правилах продажи товаров, в кото­рых регламентированы ответственность продавца и права по­требителей при продаже товаров.

Необходимость в товароведной экспертизе чаще всего воз­никает, когда возможности решить разногласия продавцом и потребителем исчерпаны. При этом зачастую перед экспертом стоит сложная проблема — оценить качество товара, иногда уже после достаточного срока эксплуатации. При этом эксперт должен диагностировать не только дефекты, но и причины их возникновения, решить, могли ли быть эти дефекты при реали­зации, являлись ли они явными или скрытыми.

Объективность эксперта при таких экспертизах очень важ­на. Девиз “Покупатель всегда прав” не должна приниматься во внимание и влиять на результаты экспертизы.

Если дефект носит технологический характер — явный, но не замеченный продавцом и покупателем, или скрытый,' про­явившийся при хранении, то товар либо подлежит обмену, либо уценке, если дефекты не критические и не влияют на безопас­ность потребления, либо возврату продавцу с выплатой его пол­ной стоимости.

Если дефекты, вызвавшие ухудшение качества, возникли вследствие нарушения установленных правил эксплуатации и/ или условий хранения, то покупатель должен доказать, что все установленные правила или условия им соблюдались. В задачу эксперта входит оценить обоснованность этих доказательств.

Договор хранения заключается между юридическими лицами или юридическими и физическими (например, в камера хранения). При этом одна сторона обязуется обеспечить сохранность и возврат товаров, переданных ей на хранение, а другая оплатить затраты на хранение.

Необходимость в проведении товароведной экспертизы появляется в случае возникновения количественных потерь сверх установленных норм или снижения качества, а также при полной утрате товаров.

Для выявления причин, вызвавших повышенные количественные и качественные потери при хранении, эксперт, про изводящий экспертизу товаров после длительного хранения должен знать процессы, наиболее характерные для товаров определенной группы, а также факторы, влияющие на интенсивность этих процессов, а, следовательно, и на размер потерь,

Для многих потребительских товаров, если им присуща естественная убыль, общим процессом, ее вызывающим, является усушка или испарение воды. Другие процессы — утруска (распыл), розлив, улетучивание; дыхание — характерны только для товаров определенных групп в зависимости от их консистенции, состава или биологической природы.

Количественные потери — убыль массы товаров в процессе хранения или подготовки к реализации. Определить их можно только по разнице между исходной и конечной массой, для чего применяется косвенный метод измерения этих потерь.

При возникновении качественных потерь товар не исчеза­ет, изменяется его качественное состояние. Недоброкачествен­ный товар можно отсортировать и отдельно завесить, т. е. в этом случае применяется прямой метод измерения продукции.

Снижение качества товаров при хранении происходит вследствие следующих процессов: микробиологических (загнивание, плесневение, брожение и т. п.), биологических (повреждение

насекомыми, грызунами, птицами), физических (бой, деформация, раздавливание и т. п.), химических (коррозия метал­лов, прогоркание жиров, выцветание красителей и др.), физи­ко-химических (старение материалов, белков, полимеров и т.п.), биохимических (дыхание, физиологические заболевания товаров — живых объектов).

В результате протекания указанных процессов ухудшается качество товаров. Довольно часто снижение качества можно обнаружить по органолептическим показателям. Появление не­свойственного внешнего вида, неприятных оттенков вкуса и за­паха служит косвенным признаком снижения качества, при этом эксперт самостоятельно принимает решение о необходимости исследования товара в испытательных лабораториях измери­тельными методами.

Процессы, снижающие качество товаров при хранении, изменяют и их градацию качества. При утрате безопасности товар относится к отходу и подлежит уничтожению, вследст­вие чего качественные потери становятся и количественными.

Если снижение качества произошло за счет малозначитель­ных и значительных дефектов, то товар признается условно пригодным и может быть реализован по сниженным ценам или отправлен на промпереработку. В этом случае количественные потери не возникают.

Независимо от причин возникновения качественные поте­ри списываются по актам. Акт на списание товаров подписыва­ют эксперты, руководитель и материально ответственные лица. Нормы списания товаров за счет снижения качества отсутст­вуют.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: