Тема 5: Общение как инструмент этики и психологии деловых отношений

Нельзя судить о человеке с первого взгляда.

Достоинства обычно окутаны покровом скромности,

недостатки прикрыты маской лицемерия.

Ж. Лабрюйер, французский писатель

Успешность делового общения во многом зависит не только от умения говорить, но и от умения слушать собеседника. Представление о том, что «слушать» и «слышать» − это не одно и тоже, зафиксировано в русском языке самим фактом наличия разных слов для обозначения эффективного и неэффективного слушания.

Существует много руководств по поводу того, как надо говорить, но почти нет пособий, посвященных искусству слушания. Отсутствие умения слушать означает не просто узкий уровень культуры общения, а стремление рассматривать межличностные отношения в рамках статуса власти и подчинения и идеализированного представления о себе как о человеке, который всегда прав.

При неумении слушать проявляется невнимание к собеседнику, имеющему более низкий статус (служебный, возрастной), поскольку не ожидается услышать что-либо заслуживающего внимания у младшего по возрасту или служебному положению. К тому же сам по себе процесс слушания требует значительных психологических энергозатрат. При кажущейся простате (некоторые думают, что слушать − значит просто помалкивать) слушание − сложный процесс, требующий определенных навыков и общей коммуникативной культуры.

Тест «Общительны ли Вы?» [13]

Инструкция: На положительный ответ ставьте знак «+», на отрицательный «-». После того, как закончили отвечать на все вопросы, сверьте совпадение знаков ваших ответов с ключом. Число совпадений будет числителем формулы коэффициента общительности «К»: , где С – число совпадений; n = 20 (число вопросов).

1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?

2. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное кем-то и; друзей?

3. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?

4. Верно ли, что Вам приятней проводить время за книгами или другими занятиями, чем с людьми?

5. Легко ли Вам устанавливать контакты с людьми старше Вас по возрасту?

6. Трудно ли Вам включиться в новую для Вас компанию?

7. Легко ли Вам удается установить контакты с незнакомыми людьми?

8. Трудно ли Вам осваиваться в новом коллективе?

9. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и пообщаться с новым человеком?

10. Раздражают ли Вас окружающие люди, и хочется ли Вам побыть одному?

11. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?

12. Испытываете ли Вы чувство затруднения, стеснения, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

13. Любите ли Вы участвовать в коллективных мероприятиях?

14. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых людей?

15. Полагаете ли вы, что Вам не составляет труда внести оживление в малознакомой для Вас обстановке?

16. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим числом людей?

17. Чувствуете ли Вы себя непринужденно в незнакомом коллективе?

18. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

19. Верно ли, что у Вас много друзей?

20. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

Ключ. Нечетные вопросы имеют знак «+», четные «−».

К = 0,1 – 0,45 У Вас низкий уровень общения.

К = 0,46 – 0,55 Уровень общения ниже среднего.

К = 0,56 – 0,65 Средний уровень общения.

К = 0,6 6 – 0,75 Высокий уровень общения.

К = 0,76 – 1,00 Весьма высокий уровень общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: