Нельзя судить о человеке с первого взгляда.
Достоинства обычно окутаны покровом скромности,
недостатки прикрыты маской лицемерия.
Ж. Лабрюйер, французский писатель
Успешность делового общения во многом зависит не только от умения говорить, но и от умения слушать собеседника. Представление о том, что «слушать» и «слышать» − это не одно и тоже, зафиксировано в русском языке самим фактом наличия разных слов для обозначения эффективного и неэффективного слушания.
Существует много руководств по поводу того, как надо говорить, но почти нет пособий, посвященных искусству слушания. Отсутствие умения слушать означает не просто узкий уровень культуры общения, а стремление рассматривать межличностные отношения в рамках статуса власти и подчинения и идеализированного представления о себе как о человеке, который всегда прав.
При неумении слушать проявляется невнимание к собеседнику, имеющему более низкий статус (служебный, возрастной), поскольку не ожидается услышать что-либо заслуживающего внимания у младшего по возрасту или служебному положению. К тому же сам по себе процесс слушания требует значительных психологических энергозатрат. При кажущейся простате (некоторые думают, что слушать − значит просто помалкивать) слушание − сложный процесс, требующий определенных навыков и общей коммуникативной культуры.
Тест «Общительны ли Вы?» [13]
Инструкция: На положительный ответ ставьте знак «+», на отрицательный «-». После того, как закончили отвечать на все вопросы, сверьте совпадение знаков ваших ответов с ключом. Число совпадений будет числителем формулы коэффициента общительности «К»: , где С – число совпадений; n = 20 (число вопросов).
1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
2. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное кем-то и; друзей?
3. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?
4. Верно ли, что Вам приятней проводить время за книгами или другими занятиями, чем с людьми?
5. Легко ли Вам устанавливать контакты с людьми старше Вас по возрасту?
6. Трудно ли Вам включиться в новую для Вас компанию?
7. Легко ли Вам удается установить контакты с незнакомыми людьми?
8. Трудно ли Вам осваиваться в новом коллективе?
9. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и пообщаться с новым человеком?
10. Раздражают ли Вас окружающие люди, и хочется ли Вам побыть одному?
11. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
12. Испытываете ли Вы чувство затруднения, стеснения, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
13. Любите ли Вы участвовать в коллективных мероприятиях?
14. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых людей?
15. Полагаете ли вы, что Вам не составляет труда внести оживление в малознакомой для Вас обстановке?
16. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим числом людей?
17. Чувствуете ли Вы себя непринужденно в незнакомом коллективе?
18. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
19. Верно ли, что у Вас много друзей?
20. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
Ключ. Нечетные вопросы имеют знак «+», четные «−».
К = 0,1 – 0,45 У Вас низкий уровень общения.
К = 0,46 – 0,55 Уровень общения ниже среднего.
К = 0,56 – 0,65 Средний уровень общения.
К = 0,6 6 – 0,75 Высокий уровень общения.
К = 0,76 – 1,00 Весьма высокий уровень общения.