Следует учитывать, что поступающая к Вам информация может быть:
1) доведена как дезинформация прямо Вам или данному источнику информации;
2) искажена источником преднамеренно;
3) изменена - произвольно или непроизвольно - в ходе ее передачи.
Устные сообщения, циркулирующие по горизонтальным и неформальным каналам, менее подвержены искажениям и направленному дезинформирующему воздействию (хотя и слухи могут запускаться с целью дезинформирования).
Запомним и то, чтоинформация, предназначенная для руководителей (организации, региона, государства), тоже искажается: обычно приукрашивается из-за извечного желания угодить начальству, получить вознаграждение, избежать наказания.
Хотя бывает и наоборот (чтобы «подставить» коллегу, начальника): информация намеренно обрисовывает ситуацию как просто предельно паршивую.
Как анализировать информацию для выявления искажений и дезинформации?
Возможно использование следующих критериев.
При намеренной дезинформации (которую уже получили) чаще всего применяют как заведомую ложь, так и утонченную полуправду, исподволь подталкивающую воспринимающих к ложным суждениям, решениям, к тем действиям, которые нужны дезинформатору, манипулятору.
|
|
Наиболее распространенными приемами дезинформации, используемой в манипулировании, являются:
1) прямое сокрытие фактов;
2) тенденциозный подбор данных;
3) нарушение логических и временных связей между событиями;
4) правдивое информирование, но в таком контексте (с добавлением ложного факта или намека), чтобы она воспринималась как ложь;
5) изложение важнейших данных на ярком фоне отвлекающих внимание сведений;
6) смешивание разнородных мнений и фактов;
7) сообщение информации такими словами, которые можно истолковывать по-разному;
8) сокрытие ключевых деталей факта.
Искажения, возникающие в процессе ретрансляции исходной информации, чаще всего происходят из-за:
1) передачи только части сообщения;
2) пересказа услышанного своими словами ("испорченный телефон");
3) пропуска фактуры через призму субъективно-личностных отношений.
Для успешности противостояния намеренной дезинформации следует:
а) различать факты и мнения;
б) задавать себе вопрос: «Способен ли данный источник информации по своему положению иметь доступ к сообщаемым фактам?»;
в) учитывать субъективные (самомнение, фантазии) характеристики источника и его предполагаемое отношение к выдаваемому сообщению;
г) обязательно использовать дублирующие каналы получения информации;
д) исключать все лишние промежуточные звенья передачи информации;
е) помнить, что особенно легко, с доверием воспринимается та дезинформация, которую Вы предполагали или очень хотели бы получить.