Народный гуманизм эпохи Возрождения

В противовес возрождению языческих нравов в верхах церковной иерархии, среди феодальных и интеллектуальных кругов, у народных масс этой эпохи явно прослеживается стремление к «подлинному благочестию», поиску живого контакта с Богом, которое поддерживается многими рядовыми священнослужителями. В XIV —XV вв. религиозное самосознание и религиозный опыт европейцев достигли напряженности и остроты, неведомой ни Средним векам, ни Новому времени. Простые люди горячо обсуждали тонкости вероучения. Из города в город ходили толпы флагеллантов (бичующихся, крещенных кровью - братство XIII —XV вв., стремившееся истязаниями тела искупить грехи).

В период позднего Средневековья в Европе появляется множество христианских сект, обличавших неправедность Ватикана и духовенства, а также требовавших изменения отношений собственности. Ограничимся их кратким перечислением. Амальрикане представляли ад в виде человеческого невежества, существующего в настоящее время на земле, а рай - в виде знаний и образованности. Спиритуалы осуждали всю современную церковь; особенно резко отзывались о папах, которые как бы распяли Святого Франциска Ассизского, искореняя насажденную им евангельскую бедность, видели в папах орудия Антихриста. Фратичелли (Братья бедной жизни) идеализировали нищету, считая, что Христос и апостолы не имели имущества и не стремились к этому. Беггарды (бегинки) проповедовали бедность, общность имущества, безбрачие, отвергали церковную и светскую власть, считали, что человек еще при жизни может стать совершеннее Христа, и в этом случае ему нет необходимости выполнять церковные каноны. Лолларды отрицательно относились к католической церкви и подвергались преследованиям. «Братья общей жизни» добровольно отказывались от имущества в пользу своей общины и селились сообща, но продолжали мирской образ жизни. Они критиковали моральный упадок клира, и утверждали возможность «праведного пути» христианина на основе благочестивой, нравственно чистой жизни мирян, ведущих привычную повседневную трудовую деятельность. Они ухаживали за больными, проявляли большую заботу о воспитании детей, об устройстве латинских школ и городских библиотек, улучшении преподавания, переписке книг, а позже — о книгопечатании. Создавали благоприятные условия для восприятия идей гуманизма. В Девентерской школе "Братьев общей жизни" учились Николай Кузанский и Эразм Роттердамский. Братья свободного духа отвергали церковные таинства, обрядность, духовенство, проповедовали собственное нравственное совершенство. Для испытания и демонстрации добродетели они практиковали нудизм, что дало основания их оппонентам обвинять их в распутстве. Как видим, в противоположность церковному стяжательству основные еретические секты выступали против католичества и феодализма. Их критика богатства и призывы к бедности были направлены против того и другого. В народных массах призыв Христа к духовному совершенствованию находит широкую поддержку, которая выливается с создание многочисленных еретических сект, ставящих во главу угла борьбу за торжество духа над материальными благами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: