Зороастризм. Зороастризм был религией, которая разорвала языческий круг материальных и чувственных представлений

Зороастризм был религией, которая разорвала языческий круг материальных и чувственных представлений. В этой религии необычайно сильно духовное начало. Ярко выраженный дуализм разделяет силы зла и добра непреодолимой стеной. Зороастрийцы отождествляют добро и свет с одной стороны и тьму со злом с другой, между которыми идет непримиримая и непрекращающаяся борьба, составляющая основу мирового процесса как на земле, так и вне ее.

Великий бог Ахура-Мазда создал весь материальный и духовный мир: небесные светила, людей, животных, но он не несет ответственности за существование в мире зла, оно исходит от злобного Ангро-Майнью, в самой природе которого заложено насилие и разрушение. Это он создал демонов, правит в аду и изначально противостоит благому богу. Мир является ареной битвы между силами добра и зла, а человечество создано богом, чтобы помочь ему в этой битве. По этой причине древние маздеидские божества стали олицетворяться высокими понятиями справедливости, благочестия, благомыслия. Заратустра обращался к человеку с призывами помочь благородным небесным силам в их непримиримой борьбе, став с этой целью лучше, честнее, чище и сосредоточив все свои старания и чаяния на том, чтобы одолеть мир зла. Гимны Авесты призывают людей быть доброжелательными, умеренными в помыслах и страстях, готовыми жить в мире и дружбе, помогать ближнему. Восхваляются честность и верность, осуждается воровство, злословие, преступление. Основой этической доктрины зороастризма стал тезис о том, что истина и добро, равно как и страдание и зло, зависят от самих людей, которые могут и должны быть активными творцами собственной судьбы. Зороастр призывает избавиться от злых мыслей, злых слов и злых дел. Зороастризм делает человека помощником бога в его борьбе со злом, а добродетель становится его главной чертой угодной Всевышнему. Можно сказать, что это религия добродетельности.

Зороастрийские идеи о борьбе добра со злом переродились в манихейство, в котором возникает демократическое направление. Его сторонники считают, что борьба со злом включает и борьбу с социальным неравенством. Последователь Мани Бундос (или Зардушт) еще в III веке отождествлял борьбу с силами зла с борьбой против богачей-эксплуататоров.

В V веке Маздак попытался придать идеям Бундоса организованный характер и воплотить их в жизнь. Ему удалось заручиться поддержкой шаха Кавада (или Кобада). Суть его социальных экспериментов вытекала из учения манихеев о необходимости высвобождения смешанных с тьмой частиц света и создания на этой основе справедливого общества. В отличие от Мани, Маздак призывал ускорить наступление Царства света, для чего необходимо было немедленно установить всеобщее равенство и уравнительное распределение жизненных благ. В том числе провозглашена общность жен, что привело к губительным последствиям. Шах предал Маздака и он был убит.

Идея Маздака о том, что для победы света (добра и порядка) над тьмой (случайностью и хаосом) необходимо искоренить социальное неравенство, имела необычайное для религии радикальное значение, которое намного раньше предвосхитила коммунистические взгляды. Под лозунгами Маздака проходили народные восстания Муканны (Ср. Азия VIII в), Бабека (Азербайджан IX в.) и др. Само манихейство оказало сильнейшее влияние на возникновение христианских ересей, многие из которых выражали протест против социальной несправедливости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: