Мировоззрение – духовно-нравственная основа личности

Каждая семейная пара, ожидая на свет первенца, задумывается или, во всяком случае, должна думать, о том, как она его будет воспитывать. Ответ на этот вопрос подразумевает дополнительные, что значит воспитывать и чему воспитывать?

Если каждый немного поразмышляет, то придет к выводу, что воспитание заключается в приучении маленького человека жить без конфликтов с окружающими и доброжелательно к ним относиться. Прежде всего, к папе и маме, а затем и другим людям, которых по мере его взросления будет становиться все больше и больше. На вопрос, к чему должно сводиться воспитание, российский учёный-педагог И.П. Подласый отвечает, что: «Воспитанный человек отличается от невоспитанного лишь одной, но главнейшей особенностью, - духовностью… Определяющей характеристикой человека воспитанного есть сформированность духовной культуры». [121]

Воспитание «доброжелательного» отношения к другим людям зависит от наличия у человека позитивного мировоззрения. Философский энциклопедический словарь так определяет значение этого слова: «Мировоззрение – система взглядов на мир и место человека в этом мире, во многом определяющая отношение человека к этому миру, другим людям, себе самому и формирующая его личностные структуры.

Мировоззрение определяет социальное самочувствие, самосознание личности, её ценностные ориентации, оценки и поведение.

В системе мировоззрения слиты воедино мысли и чувства, побуждение (воление) и действие, сознательное и бессознательное, слово и дело, объективное и субъективное. Идеи и идеалы лишь завершают, рационализируют, интегрируют мировоззрение, придают ему осознанный характер.

Мировоззрение возникает в раннем возрасте …на основе обобщения первичного социального опыта, под влиянием воспитания формируется специфическая внутренняя схема, структура поведения, особая его программная матрица.

Система мировоззрения как социальное «ядро» личности обусловливает её целостность, ответственность, рациональную и адекватную ориентацию в обществе». [106] Из настоящего определения вытекает, что под влиянием мировоззрения формируется духовное содержание личности, а самое главное её отношение к людям, то есть нравственный облик. Мировоззрение может укреплять нравственную позицию человека, а может наоборот разрушать.

Великий русский писатель и философ Лев Николаевич Толстой неразрывно связывал мировоззрение человека с его религиозной верой. Вот, что он написал сто лет назад: «Каждый человек непременно как-нибудь представляет себе своё отношение к миру, потому что разумное существо не может жить в мире, окружающем его, не имея какого-либо отношения к нему. А так как отношений к этому миру человечеством до сих пор выработано и нам известно только три, то всякий человек неизбежно держится одного из трёх существующих отношений и – хочет или не хочет того принадлежит к одной из трёх основных религий, между которыми распределяется весь род человеческий.

И потому весьма распространённое утверждение людей культурной толпы христианского мира о том, что они поднялись на такую высоту развития, что уже не нуждаются ни в какой религии и не имеют её, в сущности означает только то, что люди эти, не признавая религии христианской, той единственной религии, которая свойственна нашему времени, держатся низшей – или общественно-семейно-государственной или первобытной языческой религии, сами не сознавая этого». [122]

Для общества особенно важно мироощущение людей его составляющих, кем человек считает себя – миротворцем или завоевателем, созидателем или разрушителем, а если быть более конкретными, то в мировоззрении главным является отношение человека к выполнению законов общечеловеческой нравственности.

В современной науке существует обширнейшая типология мировоззрения. Но чаще всего встречаются упоминания о научном и не научном мировоззрении, в котором главным является отношение человека к вере в Бога. Если не верит – мировоззрение научное, а верит то ненаучное, но эта типология кажется устаревшей, поэтому для нашего времени было бы более ценным делить мировоззрение на нравственное или безнравственное, гуманистическое или антигуманистическое. Замечательный российский философ Спиркин А.Г. подразделял мировоззрение на два типа: оптимистическое и пессимистическое. [123]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: