Тема Ресурсное обеспечение инновационной деятельности

14.1 Правовое и нормативно-методическое обеспечение

14.2 Финансовое обеспечение инновационной деятельности

14.3 Информационное обеспечение инновационной деятельности

14.1 Правовое и нормативно-методическое обеспечение инновационной деятельности

Правовое обеспечение системы менеджмента основано на законодательных и нормативных актах по различным вопросам разработки, функционирования и развития системы, принятых на государственном и региональном уровне. К этим актам относятся действующие законы РК, постановления правительства и других органов управления, государственные стандарты. Правовое обеспечение системы менеджмента осуществляется по следующим направлениям:

- правовые вопросы функционирования экономики страны;

- законы и нормативные акты по системам стандартизации, метрологии, сертификации товаров и ус­луг, защиты прав потребителей, антимонопольной политики, управления качеством продукции,
безопасности и охраны труда;

- законы и нормативные акты по регулированию безопасности и взаимозаменяемости товаров, ресур­сосбережению, развитию производства, социальному развитию коллективов, охране окружающей природной среды;

- правовое регулирование формирования и функционирования организации.

Основное место в системе правового обеспечения инновационной деятельности и предпринима­тельства занимает принятая в 1995 году Конституция Республики Казахстан. Гражданским кодексом Республики Казахстан введены в действие основополагающие положения предпри­нимательской деятельности.

Постановлением Правительства РК от 17.05.2003 г. утверждена «Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 гг.», в которой определены основные направле­ния государственной инновационной политики. Для реализации стратегии созданы специальные институты, занимающиеся исследованием, разработкой, финансированием инновационных проектов.

Для развития инновационного предпринимательства большое значение имеет реализация закона "О государственной поддержке инновационной деятельности» от 03.2006 г. Данным законом регулируются отношения между субъектами научно-технической деятельности и потребителями научно-технической продукции (работ, услуг), определен порядок формирования и реализации государственной научно-технической политики, основными целями которой являются развитие, рациональное размещение и эффективное использова­ние научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики Казахстана. В законе также определены полномочия органов государственной власти Республики Казахстан в области формирования и реализации научно-технической политики страны. В соответствии с законом, основным принципом инновационной политики государства определяется стратегическая ориентация экономики на инновационный путь развития, поддержка инновационных программ и проектов, направленных на решение важнейших социально-экономических задач, участие государства в развитии инновационной инфраструктуры и подготовке кадров.

Важное значение в повышении эффективности инновационной деятельности имеет законодательство в области обеспечения и сертификации качества (закон "О защите прав потреби­телей", закон "О стандартизации", закон "О сертификации продукции и услуг").

Стандартизация как деятельность по установлению норм, правил и характеристик осуществляет­ся в целях обеспечения:

- безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

- технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции;

- качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

- единства измерений;

- экономии всех видов ресурсов;

- безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных ка­тастроф и других чрезвычайных ситуаций;

- обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Сертификация как деятельность по подтверждению соответствия продукции, услуг объ­ектов осуществляется в целях:

- создания условий для деятельности хозяйствующих субъектов различных форм собственности на едином товарном рынке Казахстана, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

- содействия потребителям в компетентном выборе продукции;

- защиты потребителя от недобросовестности изготовителя;

- контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

- подтверждения показателей качества и продукции.

Одним из направлений правового обеспечения инновационной деятельности является защита интеллектуальной собственности, под которой понимается совокупность авторских и других прав на результаты деятельности, охраняемые законодательством государства.

Материально-вещественную основу интеллектуальной собственности составляет интеллектуаль­ный продукт как результат творческих усилий его создателей (отдельной личности или научного кол­лектива), выступающий в различных формах:

- научные открытия и изобретения;

-результаты научно-исследовательских, конструкторских, технологических и проектных работ;

- образцы новой продукции, техники и материалов, полученных в НИОКР, а также оригинальные научно-производственные услуги;

- оригинальные консалтинговые услуги научного, технического, экономического, управленческого, маркетингового характера;

- новые технологии, патенты.

Учитывая разнообразие объектов интеллектуальной собственности и требований по их охране, правовое регулирование подразделяется на ряд самостоятельных функциональных сфер: авторское право, промышленная собственность, научная собственность.

Авторское право представляет собой совокупность норм права, регулирующих правоотношения, связанные с созданием и использованием определенного интеллектуального продукта. Авторское право предусматривает исключительное право автора оригинальных научных, лите­ратурных, художественных и других произведений размножать их любыми методами и продавать. Авторское право принадлежит автору пожизненно и действует не менее 50 лет после его смерти. Авторское право распространяется на любые творческие результаты, независимо от формы, на­значения и достоинств интеллектуального продукта. Это могут быть: технические описания, книги и брошюры, инструкции по эксплуатации, программная продукция, фирменные обозначения, т.е. все то, что подлежит защите против возможного недобросовестного использования и конкуренции.

Согласно авторскому праву объекты интеллектуальной собственности в различных формах (па­тентные права, ноу-хау, программная продукция и т.д.) являются предметом купли-продажи, а также могут служить паевым вкладом или частью уставного капитала организаций (финансово-инвестиционных корпораций).

Все теоретические, методические и практические вопросы по разработке, функционированию и развитию системы инновационного менеджмента должны быть обоснованы и изложены в соответст­вующих нормативно-методических документах межгосударственного (международного), государственного, регионального, либо организационного уровня. Документы ни­жестоящего уровня не должны противоречить документам вышестоящего уровня.

Нормативно-методические документы могут быть таких видов:

- нормативные акты;

- стандарты;

- методики, положения, инструкции.

В свою очередь стандарты могут быть следующих видов: международный стандарт, европейский стандарт, государственный стандарт стран СНГ, государственный стандарт Республики Казахстан, региональный стан­дарт, отраслевой стандарт, стандарт организации.

14.2 Финансовое обеспечение инновационной деятельности

Ключевым вопросом ресурсного обеспечения инновационного менеджмента является финанси­рование инновационной деятельности. Финансовое обеспечение любого хозяйствующего субъекта охватывает денежные отношения ор­ганизации с другими хозяйствующими субъектами и банками по оплате научно-технической продук­ции, контрагентских работ, поставок спецоборудования, материалов и комплектующих изделий, расче­тов с учредителями, трудовым коллективом и государственными органами управления. Система финан­сирования выполняет две функции: распределительную и контролирующую.

Мировая практика выделяет следующие источники финансирования инноваций:

1) государственные ассигнования;

2) собственные средства промышленных организаций, высших учебных заведений;

3) средства некоммерческих организаций;

4) кредитные ресурсы, частные сбережения населения и иностранный капитал.

Внебюджетное финансирование. По мере развития рыночных отношений внебюджетные методы мобилизации финансовых ресурсов играют все более значительную роль.

Государство активно использует имеющиеся в его распоряжении полномочия исполнительной власти, создавая внебюджетные фонды, опреде­ляя порядок их формирования и учета, направления и контроль за расходованием средств, государство в то же время не контролирует осуществление научных и инновационных программ и проектов. Приоритетные направления фонда определяются задачами целевых программ государственного, регио­нального и отраслевого уровней. Для осуществления поддержки инновационных программ в фонде формируется соответствующая инфраструктура, способствующая продвижению на рынок перспективных разработок.

Кредитование инвестиционных и инновационных программ осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором кредитной организации и фондом.

Собственные средства. Во всех развитых странах собственные средства организаций предпринимательского сектора (технологических, иссле­довательских и промышленных организаций) по объему и удельному весу занимают лидирующее место, причем наблюдается их постоянное возраста­ние. Именно они как товаропроизводители и заинтересованы в получении законченных научно-исследовательских разработок, на основе которых мо­жет быть развернуто производство новых видов техники и материалов.

Источниками финансирования в данном случае являются прибыль, накопленный амортизационный фонд и уставный капитал. К основным на­правлениям, финансируемым за счет источников можно отнести:

1. Работы и исследования, направленные на поддержание конкурентоспособности и сокращение сроков окупаемости действующего капитала, т.е. на развитие производства;

2. Работы и исследования, направленные на изыскание новых прибыльных сфер приложения капитала, т.е. на поиски новой продукции и технологии

3. Научно-исследовательские работы общепроблемного, базисного характера, призванные обеспечить перспективное поле деятельности для изысканий прикладного характера.

К перспективным источникам финансирования относят лизинг и венчурное (рисковое) финансирование.

Лизинг - это особая форма аренды, связанная с передачей в пользование машин, оборудования, иных материальных средств и имущества. В ши­роком значении под лизингом следует понимать весь комплекс возникающих имущественных отношений, связанных с передачей имущества во временное пользование на основе его приобретения и последующей сдачи в долгосрочную аренду (включает договор лизинга", договор купли-продажи, до­говор займа).

Фактически, лизинг -это нечто среднее между арендой и кредитом, рассрочкой и прокатом. Существенной особенностью этой формы предпри­нимательской деятельности является разделение функций собственности, а именно - отделение использования имущества от владения им.

Лизинг как источник финансирования имеет ряд отличительных особенностей. Во-первых, лизинг обычно не требует авансовых платежей, что немаловажно для новых и развивающихся организаций. Во-вторых, лизинг способствует быстрой замене старого оборудования на более современное, сокращает риск морального износа. В-третьих, лизинг часто является более гибким, так как лизинговые соглашения содержат гораздо меньше ограничительных статей, чем обыч­ные кредитные соглашения.

Венчурное финансирование можно представить как источник долгосрочных инвестиций, предоставляемых обычно на 5-7 лет вновь создающим­ся или функционирующим в составе крупных корпораций организациям для их модернизации и расширения.

Венчурный капитал представляет собой товарищество с ограниченной ответственностью, формируемое за счет личных средств состоятельных партнеров, средств пенсионных и благотворительных фондов, страховых организаций, свободных средств крупных корпораций.

Основной принцип деятельности заключается в финансировании сравнительно небольших и несвязанных между собой проектов в расчете на окупаемость инвестиций с высокой нормой прибыли на инвестированный капитал без каких-либо гарантий или обеспечения. По этой причине такое финансирование носит название рискованного, так как инвесторы берут на себя все риски, характерные для ссудного капитала. Венчурное финансиро­вание осуществляется в расчете не на процент и не на регулярные доходы на инвестированный капитал, а на развитие самих рисковых организаций и их инноваций, доход от повышения цены акций или массового выпуска новых акций успешных инновационных организаций и размещение их через фондовые биржи.

14.3 Информационное обеспечение инновационной деятельности

Информационное обеспечение инновационной деятельности в Республике Казахстан регулируется «Приказом Национального Агентства по статистике РК» от 17.06.2003 г. в соответствии с которым, ведется статистика инноваций путем анкетирования. Анкета № ИН – 001 исследования тенденций развития инновационной деятельности промышленных предприятий и строительных организаций. 11.11.2003 г. утверждена Форма статистического наблюдения №1 – инновация «Сведения об инновационной деятельности организации».

Государственная система научно-технической информации - совокупность научно-технических библиотек и организаций - юридических лиц независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, специализирующихся на сборе и обработке научно-технической информации и взаи­модействующих между собой с учетом принятых на себя системных обязательств. Цель создания ГСНТИ - обеспечение формирования и эффективного использования государст­венных ресурсов научно-технической информации (НТИ), их интеграции в мировое информационное пространство и содействие созданию рынка информационной продукции и услуг.

К государственным органам НТИ и научно-техническим библиотекам, обеспечивающим формиро­вание, ведение и организацию использования государственных информационных фондов, баз и банков по различным видам источников НТИ и направлениям науки и техники, относятся: информационные центры Министерств и ведомств, агентств; АО «Центр маркетиногово-аналитических исследований»; АО «Центр инжиниринга и трасферта технологий»; информационные центры институтов развития: холдинга «Казына», БРК, ИФ, НИФ.;научные библиотеки; отраслевые библиотеки.

По СНГ ведется статистика науки и инноваций, основанная по инициативе ОЭСР в 1989 г., разработанная на единых международных подходах и стандартах.

Международные стандарты в статистике науки и инноваций - комплекс рекомендаций ведущих международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающих методологию их системного описания в условиях рыночной экономики и признанных в качестве международных стандартов по статистики. Необходимость стандартизации статистики науки и ликвидации националь­ных различий в практике учета показателей первоначально возникла в процессе интеграции мирового хозяйства промышленно развитых стран, развития экономического и научно-технического сотрудниче­ства. Быстрый рост ресурсов, выделяемых ими на научные исследования и разработки, потребовал раз­вертывания работ по сбору и анализу соответствующей информации.

Активную роль в создании новых и уточнении существующих международных стандартов по статистике науки и инноваций играет Евростат - Статистическая служба Евросоюза. В 1969 году Евростатом была разработана первая редакция номенклатуры для анализа и сопоставления научных про­грамм и бюджетов (в настоящее время действует редакция 1992 года), являющаяся основой для сбора данных о бюджетных ассигнованиях на научные исследования и разработки по социально-экономическим целям в странах - членах Евросоюза, их обобщения и подготовки ежегодных докладов о государственном финансировании науки в ЕС.

Система статистических показателей, характеризующих инновационную деятельность промыш­ленных предприятий, строится по следующим разделам: инновационная активность предприятий; источники информации об инновациях; цели инновационной деятельности; затраты на технологические инновации; исследования и разработки; количество совместных проектов по выполнению исследований и разработок; технологический обмен; методы поддержания и увеличения конкурентоспособности продукт-, процесс-инноваций; результаты инновационной деятельности; факторы, препятствующие инновациям; анализ правовой обоснованности проектов и государственной поддержки инновационной деятель­ности; анализ финансового и материально-технического обеспечения организации.

До 2015 г. в Казахстане будет создана Единая информационная система инновационного развития «Виртуальный Технопарк» - многоуровневая база данных, отображающая услуги институтов развития и других задействованных в инновационном развитии организаций. В рамках данной информационной системы будет создана карта научно-технического потенциала страны и электронная база данных, которая могла бы быть использована при формировании, реализации государственной индустриально-инновационной политике, ее мониторинге, а также в работе исследователей, предпринимателей, зарубежных инвесторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: