Цель и предмет изучения учебно-исследовательской работы

Введение.

В настоящее время педагогический процесс в любых видах спорта, физической культуре, адаптивной физической культуре не может считаться полноценным, если реализующие его специалисты не знают или не используют полученные при обучении в Высшей школе принципы и методы биомеханики. Однако иметь даже высокий уровень этих знаний для специалистов недостаточно. Необходимы умения по творческому их использованию в зависимости от применяемых комплексов физических упражнений и особенностей человека как сложной самоуправляемой системы. Такие умения формируются у студентов при выполнении обязательного вида самостоятельной учебной деятельности - учебно-исследовательской работы. Такая работа выполняется в ЧГИФК на втором курсе во внеучебное время и ее представление является непременным условием для допуска студентов к экзамену по биомеханике.

Цель и предмет изучения учебно-исследовательской работы.

Целью предлагаемых методических указаний является помощь в формировании у студентов умений по творческому применению полученных в процессе обучения те­оретических знаний современной биомеханики, в дальнейшей практической деятельности педагога итренера, преподавателя физической культуры, специалиста в области адаптивной физической культуры.

Биомеханика как наука изучает движения многозвенных систем тела человека (биосистемы) на основе законов механики. Эти движения рассматриваются в виде перемещения всей биосистемы целиком и в виде ее деформации, т.е. перемещения одних частей тела относительно других. Для изучения движений частей тела человека необходимо определять их пространственные, временные, кинематические характеристики. При осуществлении таких перемещений необходимы силы как источники любого механического движения. Величина, направление, суммарных эффект действия сил определяются силовыми характеристиками. Оценка эффективности приложенных сил при выполнении движений человека является главной задачей биомеханики.

Принципиально важным при изучении движений человека является понятие «Двигательное действие», которое представляет собой систему движений как средство достижения осознаваемой поставленной цели (результата действия). Компонентами такой системы являются подсистемы: временные, кинематические, динамические, биологические, психологические. Изучение всех основных компонентов двигательного действия является основой для биомеханического обоснования двигательного действия. Под этим термином понимается не только такой научный метод, как анализ, применяемый в виде средства установления состава действия, его подсистем. Не менее важное значение имеет применение метода синтеза в виде установления структуры действия, способа его организации из суставных движений частей тела в подсистемы и в целостную систему движений.

Но это еще не все. Двигательное действие осуществляется посредством решания двигательной задачи (по выражению Н.А.Бернштейна) на основе представления в сознании человека еще до его непосредственного построения. В живом организме вследствие неопределенности передачи движений, изменений в формировании системы сил при их передаче по нетвердому телу человека появляется непредсказуемость конечного результата. Поэтому в процессе двигательных действий решание двигательной задачи продолжается. Все это позволило известному специалисту в области биомеханики Д.Д.Донскому сформулировать понятие «Психобиомеханика», которое подразумевает неразделимый синтез психической деятельности человека и процесса построения систем механических движений для его тела.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: