Организация и проведение экологического аудирования объекта

? Из каких этапов состоит обобщенная процедура программы экологического аудита?

!Любая программа экологического аудирования, независимо от ее конкретных объектов, целей и задач, включает ряд обязательных, логически и организационно взаимосвязанных этапов и видов работ. Обобщенная процедура программы экологического аудита представлена ниже и состоит из пяти основных этапов, где первые четыре этапа составляют собственно программу экологического аудита, а пятый включает различные формы использования материалов аудирования.

1. Этап подготовительных работ (Мотивация – заключение договора);

2. Планирование программы экологического аудита (Предварительный сбор, обобщение и организация исходных данных);

3. Основной этап (Работа на объектах экологического аудирования);

4.Заключительный этап (Организация и представление материалов программы);

5. Использование материалов программы экологического аудита.

? В чем заключается этап подготовительных работ при проведении экологического аудита?

! Этап подготовительных работ программы экологического аудирования включает: определение основных целей, задач и объектов программы экологического аудита; определение бюджета и сроков проведения программы; заключение финансового договора с заказчиком и авансирование программы экологического аудита; формирование группы экологического аудита.

? Какие особенности имеет в нашей стране заключение договора об оказании аудиторских услуг?

! З аключение финансового договора об оказании аудиторских услуг с заказчиком представляет в нашей стране на сегодняшний день определенную сложность. Это связано, во-первых, с отсутствием на многих предприятиях реальных средств для оплаты программы экологического аудита. Но, пожалуй, важна боязнь предприятий использования против них информации, полученной во время проведения аудита (например, попадание ее в органы охраны природы и ухудшения отношений, увеличения платежей, снятия определенных льгот).

Здесь возникает сложный вопрос, решить который может только закон об аудиторской деятельности: должен ли аудитор при выявлении нарушения природоохранительного законодательства, злоупотребления, влекущего уголовную ответственность, сообщать об этом административным и правоохранительным органам? Следуя формально правовому принципу, надо признать, что умолчание о правовых нарушениях равносильно их укрывательству, то есть пособничеству в преступлении, хотя устанавливать факты преступности - задача не аудитора, а правоохранительных органов. С другой стороны, с профессионально-этической точки зрения недопустимо разглашать информацию, полученную в ходе оплачиваемой и независимой аудиторской деятельности (особенно если аудитор имеет дело не с государственной, а с частной собственностью в ее кооперативной, акционерной или иной форме). Ведь конфиденциальность (доверительность), охрана интересов собственника – это один из краеугольных принципов независимого аудита. Во всяком случае, несомненно одно: профессиональная этика аудитора требует, по крайней мере, обязательного сообщения о фактах злоупотребления своему непосредственному заказчику. За выполнение своих обязанностей аудитор несет ответственность в форме и порядке, предусмотренными заключенным с заказчиком договором. Некачественное, неквалифицированное проведение аудита может нанести предприятию материальный ущерб, за что аудитор обязан нести имущественную ответственность, размеры которой следует предусматривать в договоре (с учетом ограничений, установленных законодательством). Заметим, что свою ответственность специалисты по аудиту могут страховать за счет средств аудиторской фирмы, в которой они работают, а индивидуальные аудиторы - за свой счет.

? Почему так важно определение основных целей и задач программы экологического аудита?

!Постановка конкретных целей и задач является ключевой проблемой этапа подготовительных работ любой программы экологического аудита. Цели и задачи в целом должны соответствовать общей стратегии и политике развития конкретного производства или территории. При этом в ряде случаев возможны определенные изменения общей стратегии и политики развития по результатам экологического аудита.

Постановка конкретных целей и задач экологического аудита зависит от вида аудиторской программы, объекта аудирования и пожеланий заказчика. Кроме того, результатом практически любой программы экологического аудита является развитие (инициирование, стимулирование, повышение эффективности, обоснование возможностей и выгод, информационное обеспечение) других видов экологической деятельности, таких как производственный экологический контроль; государственный экологический мониторинг; государственный и общественный экологический контроль; разработка территориальных экологических программ; экологическое образование, просвещение и воспитание и др.

! Конкретизация целей и задач программы экологического аудита может вестись как на качественном, так и на количественном уровне.

? Перечислите типичные примеры качественных задач экологического аудита?

! Типичными примерами качественных задач экологического аудита могут служить:

- анализ фактической ситуации, разработка рекомендаций и предложений по существенному уменьшению «видимого» воздействия на окружающую среду;

- анализ фактической ситуации, разработка рекомендаций и предложений по повышению степени контролируемости, организованности и регулируемости общего воздействия на окружающую среду, и отдельных его составляющих;

- разработка рекомендаций и предложений по повышению существующей эффективности регулирования воздействия на окружающую среду;

- разработка рекомендаций и предложений по существенному уменьшению используемых на данном предприятии или территории чрезвычайно- и высокоопасных веществ и т. п.

В задачах такого типа отсутствуют определенные количественные и временные показатели. Разработка рекомендаций и предложений ведется на качественном уровне, уровне собственно аудиторских наблюдений и оценок с использованием специальных методов и средств.

? Перечислите типичные примеры количественных задач экологического аудита?

! Постановка и решение количественных задач в рамках программ экологического аудита влечет необходимость получения дополнительных исходных данных. Типичными примерами количественных задач экологического аудита являются:

- анализ фактической ситуации, разработка рекомендаций и предложений по уменьшению количества выбросов (сбросов, отходов) определенных загрязняющих веществ по сравнению с предыдущим отчетным периодом;

- анализ фактической ситуации, разработка рекомендаций и предложений по уменьшению удельных выбросов (сбросов, отходов, образования загрязняющих веществ, использования ресурсов) конкретных веществ на определенную величину к определенному времени;

- анализ фактической ситуации, разработка рекомендаций и предложений по достижению конкретных величин нормативов (лимитов) выбросов, сбросов, размещения отходов, использования ресурсов к определенному времени в целом по предприятию или отдельным производствам, загрязняющим веществам, источникам воздействия на окружающую среду и отходам.

? Каким критериям должны отвечать задачи любой программы экологического аудита?

! И качественно, и количественно выраженные задачи любой программы экологического аудита должны отвечать следующим требованиям:

- иметь достаточно определенную и конкретную формулировку;

- легко восприниматься членами группы экологического аудита и заказчиком программы;

- учитывать сложившиеся социально-экономические и экологические приоритеты на локальном и территориальном уровнях;

- обязательно учитывать фактическую экономическую ситуацию и особенности ее развития на различных уровнях.

? В чем заключается второй этап процедуры экологического аудита?

! Второй этап процедуры экологического аудита заключается в предварительном сборе, обобщении и организации исходных данных.

Сбор, обобщение и организация основных исходных данных по объектам аудирования и соответствующая их оценка представляют одну из наиболее важных стадий программы экологического аудита в целом. Как правило, на каждом аудируемом предприятии (территории) накоплены значительные массивы данных о воздействии на окружающую среду, состоянии среды, использовании ресурсов, технологии производства.

Однако зачастую использование этих данных крайне затруднительно из-за их разбросанности по разным владельцам, противоречивости, громоздкости, отсутствия обобщения и систематизации, неудобной формы в виде пространных таблиц и описаний. Часто официальная позиция предприятия или территории по конкретным вопросам (например, характеристики отходов и источников воздействия на окружающую среду) бывает неопределенной.

Учитывая отмеченное, предварительный сбор и обобщение исходных данных для оценки фактического воздействия на среду, разработки эффективных рекомендаций по изменению воздействия должны быть в значительной степени формализованы (вплоть до согласования исходных данных заказчиком программы аудирования). Основной задачей здесь является максимально четкое и ясное обозначение официальной (декларируемой) позиции предприятия (территории) по рассматриваемым вопросам формирования информационной базы для дальнейшей оценки и рекомендаций. Как один из методов сбора, обобщения и организации основных исходных данных программы экологического аудита может использоваться метод «анкетирования».

! В качестве основных исходных данных программы экологического аудита рекомендуется использовать только официально декларируемую информацию, представленную в соответствующей документации.

Все случаи отсутствия необходимых данных или их разночтений специально оговариваются и анализируются. Обобщение и систематизация исходных данных дают возможность предварительно оценить степень их достоверности, выявить отсутствие необходимых данных, определить основные объекты и сформулировать приоритетные вопросы программы экологического аудита.

? Какие документы могут использоваться для формирования основных исходных данных программ экологического аудита?

! Для формирования основных исходных данных программ экологического аудита могут использоваться следующие документы (обычно за последние 3–5 лет деятельности объекта аудита):

- экологические паспорта предприятий;

- тома ПДВ и ПДС;

- паспорта водного хозяйства;

- экологическая статистическая отчетность за несколько лет;

- справки о платежах за использование природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и размещение отходов;

- акты о применении эколого-правовой и эколого-экономической ответственности;

- данные инвентаризации источников воздействия на окружающую среду и отходов;

- лицензии и договоры на специальное и комплексное природопользование;

- территориальные экологические программы и планы;

- проекты районной планировки;

- производственные планы мероприятий по охране окружающей среды и справки об их фактическом выполнении;

- справки о потреблении сырья, реагентов, материалов, объемах производства готовой продукции;

- существующие технологические регламенты по эксплуатации средоохранных технологий и оборудования;

-проекты строительства (реконструкции, технического перевооружения) основных производств, систем очистки сточных вод, отходящих газов, систем размещения и удаления отходов;

- существующие экологические ситуационные планы, карты-схемы и другие картографические материалы.

? В чем заключается третий (основной) этап процедуры экологического аудита?

! Основной этап программы экологического аудирования осуществляется непосредственно на объектах. При выполнении его проводятся:

- определение маршрутов и проведение «обзорных» туров по объектам аудирования;

- ознакомление с рабочей документацией и интервьюирование персонала;

- уточнение и дополнение исходных данных при работе на объектах аудирования.

Основной целью работы на объектах является уточнение, окончательное формирование и организация основных исходных данных программы экологического аудита, получение дополнительной информации для анализа, оценки и прогноза изменения (разработки рекомендаций и предложений) фактического воздействия производства на окружающую среду.

Для получения максимальных результатов в сжатые сроки аудирования работа на объектах должна быть тщательно спланирована и хорошо организована. При этом следует иметь в виду чрезвычайную, как правило, сложность объектов: большие размеры промышленных площадок, разнообразие основных и вспомогательных производств и технологий, множество загрязняющих веществ, источников сброса и выброса, большое количество отдельных видов отходов и мест их размещения, преобладание неконтролируемого, неорганизованного, аварийного и «ночного» воздействия на среду, разнообразие технологических и технических средств регулирования воздействия, плохую организацию производства и экологической службы, низкую квалификацию персонала и т. д.

? В чем заключается четвертый (заключительный) этап процедуры экологического аудита?

! Заключительный этап процедуры экоаудирования включает в себя следующие стадии:

- анализ и оценка полученных данных;

- привлечение дополнительных специалистов в группу экологического аудита в случае необходимости;

- разработка конкретных рекомендаций и предложений по результатам программы экологического аудита;

- организация данных программы;

- представление данных программы и анализ возможностей их использования совместно с заказчиком и другими заинтересованными лицами;

- подготовка, распространение и представление окончательного отчета по результатам аудирования;

- участие в составлении и проверке осуществления плана действий по материалам программы экологического аудита.

? Что рекомендуется осуществлять при организации, анализе и оценке данных программы экологического аудита промышленного производства?

! Общие методические рекомендации по организации, анализу и оценке данных программы экологического аудита промышленного производства включают:

- составление и анализ обобщенных и детализированных материальных балансов приоритетных загрязняющих веществ, компонентов исходного сырья, реагентов и материалов; в том числе, например, составление и анализ обобщенного водного баланса предприятия, включая атмосферные осадки, неорганизованный поверхностный и подземный сток с территории промышленной площадки;

- описание и оценку фактических характеристик приоритетных источников воздействия на окружающую среду (включая неорганизованные, залповые, аварийные и «ночные» источники) и отходов обязательно в сравнении с их декларируемыми характеристиками (или отсутствием таких характеристик!) и установленными лимитами на сброс, выброс, размещение отходов;

- анализ и оценку фактической эффективности работы существующих систем регулирования сбросов и выбросов загрязняющих веществ, систем размещения и удаления отходов в сравнении с их декларируемой эффективностью;

- описание, анализ и оценку эффективности существующей системы производственного экологического контроля, включая локальную систему мониторинга источников воздействия на среду и отходов;

- формирование и обоснование производственной (или территориальной) системы приоритетов в области изменения воздействия на среду, использования ресурсов, состояния среды (приоритетные факторы воздействия, источники выделения загрязняющих веществ и образования отходов, приоритетные источники сброса и выброса, отходы и места их размещения, системы регулирования воздействия, приоритетные экологические цели и задачи, направления деятельности);

- определение локальных критических экологических ситуаций, характеризующихся изменениями среды в зоне влияния предприятий, заболеваниями населения, существенными экономическими ущербами, грубыми систематическими нарушениями природоохранительного законодательства, связанными с определенными факторами и источниками воздействия на среду;

- представление данных программы экологического аудита на экологических ситуационных планах и картах-схемах.

? В чем заключается пятый этап процедуры экологического аудита - использование материалов программы экологического аудирования?

! Пятый этап обобщенной процедуры разработки и реализации процедуры экологического аудирования является последним и может быть представлен в виде следующих стадий:

- авторский надзор и консультирование использования материалов программы;

- участие членов группы в разработке и реализации конкретных проектов и программ с использованием или на основе материалов экологического аудирования;

- участие в процедуре ОВОС плановых предпроектных и проектных решений, разработанных с использованием или на основе материалов программы экологического аудита;

- организация и проведение повторных программ экологического аудита по фактическим результатам деятельности;

- развитие общего, специального и дополнительного профессионального образования сотрудников предприятия.

Дальнейшее использование материалов программы экологического аудита в целях развития и повышения эффективности экологической деятельности может осуществляться заказчиком как самостоятельно, так и с привлечением специалистов из группы экологического аудита.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: