Научные основы формирования предметно-пространственной среды: экологическая безопасность жилища

Определяется тремя основными факторами: 1. Психофизиологическими требованиями организма человека. Идет ли речь об этажности здания, его внутренней планировке, о площади и о высоте помещений, о связи квартир с природным и градостроительным окружением через окна или посредством устройства балконов и лоджий — везде важны и психологические, и физиологические аспекты восприятия среды человеком. -Вопросы ощущения оторванности от земли в высотном доме, боязнь высоты при выходе на балкон такого дома, -вопросы эстетики раскрытия внутреннего пространства в квартире и доме, -ощущение «давящего» потолка в жилом помещении, -проблема обзора внешней среды из квартиры через окно малого размера, или большого— все эти аспекты связаны с психологией восприятия пространства, с эстетической оценкой среды. К аспекту психологии примыкают и некоторые важные социально-бытовые аспекты жилища, например, фактор удобства проживания, обеспеченности жилища хранилищами для вещей, одежды, продуктов и т. п. 2. физическими аспектами окружающей среды. В высотном и в малоэтажном домах по-разному формируется микроклимат, тепловой и воздушный режим; внутренняя планировка квартир может или активизировать потоки воздуха (сквозное, угловое проветривание) и тем самым способствовать благоприятной отдаче тепла в жаркие летние дни, или, наоборот, затруднять эти потоки и создавать нежелательные условия перегрева организма, духоты. Высота помещений также влияет на их температурный и воздушный режим; параметры температуры, влажности, солнечной радиации и движения воздуха в жилище зависят от устройства окон, балконов и лоджий. А ведь именно эти параметры среды определяют физиологию человека, его теплоощущение, теплообмен, характер дыхания, сердечно-сосудистую деятельность и, в итоге- здоровье и настроение. 3. элементами городской среды - пропорциями придомового пространства, абсолютными размерами жилых групп дворов, площадей, скверов, ширина улиц и т. п. Всё это непосредственным образом связано и с психологией восприятия архитектуры, и с физиологическими ощущениями человека, находящегося у здания (влияние на организм ветровых потоков и солнечного тепла при разном температурном фоне, шумовые воздействия, влияние зеленых насаждений и др.). Требования гигиенического оптимума в жилище были положены в основу оценки его комфортности. Дискомфорт существующей массовой застройки связан с тем, что при организации придомовых пространств отсутствует четкое функциональное зонирование территории, масштаб и конфигурация пространств часто не соответствует условиям быта и эстетическим запросам населения. В объемно-пространственных решениях домов дискомфорт связан с чрезмерной высотой подъема в квартиры десятого и более этажа, с отсутствием необходимого контакта жилища с внешней окружающей средой, с несоответствием подсобных помещений квартир потребностям проживающих. В специальных исследованиях были вскрыты различия в оценке жилищ в зависимости от их расположения в городе, от градостроительного окружения. Так, оказалось, что жители центральных районов большое значение придают функционально-планировочной организации квартиры, а предпочтительным этажом считают второй или третий. Жители окраинных районов предъявляют повышенные требования к составу подсобных помещений квартиры, благоустройству придомовой территории, а предпочтительным этажом считают, помимо второго и третьего, также первый этаж, частично компенсирующий отсутствие необходимой связи квартир с природным окружением. Проблемы экологии и энергосбережения ориентируют архитекторов на поиски решений, в которых бы сочетались интересы комфорта с повышением тепловой эффективности и использования солнечного тепла. С точки зрения архитектурно-пространственной организации жилища уместно рассмотреть тенденции к повышению компактности архитектурной формы (например, расширение корпуса) и направленности последней, то есть раскрытия формы зданий к благоприятным сторонам горизонта, в частности, на солнце, и защищенность их от неблагоприятных воздействий (ветра, холода) с других сторон.

38. Зарубежный опыт домоведения. типология — это особый вид классификации, который занимается системными объектами и дает системное знание о них. Типология есть учение о типах - больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа, признаков.

Существуют формационный и цивилизационный подходы к делению государств. В основе формационного подхода лежит понятие "общественно-экономическая формация", которая призвана характеризовать тип общества в единстве его базиса и надстройки. Гос-ва классифицируются по их принадлежности к той или иной общественно-экономической формации. Общественно-экономические формации, в свою очередь, классифицируются по способу производства, т.е. сочетанию производительных сил и производственных отношений.

Этот подход разработан в рамках марксистской теории. Исторически выд-ют 5 типов формаций:

1) первобытнообщинная; 2) рабовладельческая; 3) феодальная; 4) буржуазная; 5) коммунистическая.

Оценка теории, достоинства:

а) учет экономического фактора;

б) четкость критерия классификации;

недостаток - упрощенное искажение картины развития гос-ва, недооценка др. факторов.

Цивилизационный подход

Цивилизация — это уровень развития общества. При этом учитываются не только экономический, но и др.факторы: образовательный, этнический, религиозный, культурный, географический и др. В основе цивилизационного подхода лежит понятие "цивилизация". Само это понятие характеризуется по-разному. Например, проф. Венгеров определяет цивилизацию как "социокультурную сис-му, обеспечивающую высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества и вместе с тем поддерживающую его необходимую интеграцию через создание регулируемых духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей".
Вообще основное предназначение термина "цивилизация" видится в том, чтобы обозначить тип культуры. Отсюда и в понимании цивилизации следует исходить из понимания культуры.

Представители: Арнольд Тойнби1, Освальд Шпенглер2, Питирим Сорокин3.

Основные положения: Историю человечества объясняют как историю самобытных цивилизаций, каждая из которых проходит в своем развитии этапы становления, расцвета и гибели.Различают западные и восточные цивилизации, а также западную христианскую, восточную христианскую, мусульманскую, буддийскую цивилизации. Тип гос-ва определяется по типу цивилизации. По отношению гос-ва и личности различают след. виды государств:

а) традиционные — в них народ не явл-ся источником власти, полномочия гос-ва не ограничены;

б) современные (конституционные) — народ явл-ся источником власти, полномочия гос-ва ограничены конституцией, государство признает и гарантирует права и свободы личности.

Оценка: достоинство — системность анализа; недостаток — нечеткость критериев классификации.

2.типология стран по уровню соц.-но-экон.-го развития. Классификации м.б. различными и учитывать уровень социально-экономического развития стран, их политическую ориентацию, степень демократизации власти, включенности в мировую экономику и др. До начала 90-х гг. все страны мира было принято подразделять на три типа:

1. социалистические;

2. развитые капиталистические;

3. развивающиеся.

4. После фактического распада мировой социалистической системы на смену этой типологии пришли другие. Одна из них, подразделяет все страны мира на экономически развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой, т. е. осуществляющие переход от планово-централизованной к рыночной экономике (это, прежде всего, так называемые постсоциалистические страны Восточной Европы и СНГ, а также Китай).
Основным критерием при такой типологии служит уровень социально-экономического развития того или иного государства, выраженный, прежде всего, через показатель валового внутреннего продукта из расчета на душу населения. Учитываются при этом и другие показатели. Государственный департамент США признает 194 независимых государств по всему миру. Экономически развитые станы. ВВП - Валовой внутренний продукт - стоимость всех конечных благ (товаров и услуг), произведенных на территории страны за год. ВВП или ВВП на душу населения - основные, но не единственные, показатели, служащие критериями при выделении тех или иных групп стран.

39. Сущность социальных технологий. Технологизация деятельности современного человека, развития и функционирования общества, всего социального пространства актуализировала вопрос об определении сущности социальных технологий как общественного явления. Как отдельное направление теории управления и социальной инженерии социальные технологии стали развиваться в начале XX в.

Понятие «социальная технология» стало использоваться в науке только в 40-х гг. XX в. Основу данного понятия составляет термин «технология», но технология не в традиционном смысле, связанном с машинами, механизмами, а в более широком — затрагивающем и социальную сферу.

Понятие «социальная технология» в научной литературе используется в следующих основных значениях:

1. Совокупность способов, методов, средств, приемов организации человеческой деятельности с целью воздействия на социальные процессы и социальные системы.

2. Описание способов, методов, средств, приемов организации человеческой деятельности в методиках, которые включают в себя следующие разделы:

• цели, задачи и возможности метода;

• планируемое итоговое состояние социального субъекта;

• применяемые методы и приемы;

• способы, условия и последовательность их применения;

• необходимое время для осуществления данной технологии;

• квалификация работников;

• способы обучения приемам технологии.

3. Область знания, рассматривающая вопросы создания, использования, распространения соответствующих методов и процедур преобразовательной деятельности, т.е. являющаяся научной дисциплиной. Например, общественные науки связаны, прежде всего, с [решением практических задач, обусловленных функционированием и совершенствованием социальных объектов, под которыми в данном случае понимаются не только группы, слои людей, отдельных индивидов, но и социальные явления и процессы.

4. Сама деятельность по целенаправленному преобразованию социальных субъектов. Оптимизация развития и функционирования объектов, субъектов, явлений, социальных процессов настоятельно требует использования технологического подхода к управлению социальной деятельностью, ибо масштаб происходящих изменений, вовлечение людских, материальных, информационных и других ресурсов настолько велики, что спонтанность, стихийности такого движения чрезмерное количество ошибок привели бы к неоправданной растрате сил и средств.

Поэтому формирование политики, определяемой современным f обществом и проводимой современным государством, возможно | только на основе технологизации, предусматривающей максимально эффективное и целесообразное использование ресурсов и средств.

Значение технологизации заключается прежде всего в том, что она придает человеческой деятельности более рациональный характер, отвечает субъективному стремлению человека определить тот естественный алгоритм, который облегчит его деятельность и повысит ее эффективность.

Технологизация социальных процессов включает в себя:

1) разделение процесса на внутренне взаимосвязанные этапы, фазы, операции;

2) поэтапную координацию действий, направленных на достижение искомого результата;

3) однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций*.

Технологизация как разработка и использование определенной совокупности приемов и способов воздействия на объект (процесс) базируется на технологиях, а социальная технологизация — на социальных технологиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: