Общее представление о психол-м общении.Функции,механизмы,средства, структура общения как наука

Общение -процесс передачи и приема сообщ-й с помощью вербальных и невербальных средств,вкл-й обратную связь в рез-те чего осущ-ся обмен инф-й между уч-ми общ-я.Цель-то,ради чего у чел-ка возникает данный вид активности. Виды общения по содержанию: 1)Матер-ное-обмен предметами и продуктами деят-ти 2)Когнитивное-обмен знаниями 3)Деятельное-обмен действиями,навыками, умениями и опер-ми 4)Кондиционная-обмен физиолог-ми и психол-ми сост-ми 5)Мотивационное-обмен целями,побужд-ми, интересами,мотивом.По целям:биолог-е,соц.По средствам:непоср-ное,опосред-ное,прямое, косвен.

Функции общения: 1)Инф-но-коммун-ая-передача и прием инф-ии как некое сообщение(элементы:текст,отн-е к нему чел-ка коммуникатора) 2)Регуляционно-коммун-ая-направлена на орг-ю вз-я между людьми,на коррекцию чел-ка своей деят-ти или состояния. 3)Аффективно-коммун-ая-предст-ет собой процесс внесения изменений состояний людей при целенаправленном или при непроизвольном воздействии,в этом случае сознание и эмоции изм-ся под влиянием внушения,убеждения.

Социально-психологические механизмы общения: Внушение -это целенаправленное, неаргумент-ное возд-е 1 чел-ка на др или на группу.К осн-м усл-м эф-сти внушения: авторитетность источника инф-и; доверие к нему; отсутствие сопротивления к внушающему возд-ю. Подражание - социально-психол-й механизм общ-я, обеспеч-й воспр-во одним чел-м опр-х образцов поведения (манер,действий кот. имеют некую эмоц-ную окраску. Виды подражания: логич-е и внелогич-е; внутр-е и внешнее. Заражение -это особый способ воздействия, опр-м образом объед-й большие группы людей. Феномен заражения имеет многообразные проявления, н-р танцев, спорт-о азарта, ситуациий паники. Заражение осущ-ся передачей псих-го настроя, обладающего сильным эмоц-м зарядом, накалом чувств и страстей. Убеждение - социально-психол-й механизм общения, процесс и рез-т программно-целевого воздействия. При убеждении некоторая инф-я превр-ся в систему установок и принципов личности. Убеждение достигается соц-психол-м воздействием на личность. Различие между убежд-м и внуш-м сост в том,что внушение не нуждается в доказ-ве и логике. Убеж-е рассчитано на то,что чел-к, приним-й инф-ю, согласится с ней.При этом приним-й инф-ю вывод делает сам-но.

Вербальные и невербальные средства общения. К вербальным отн-ся:устная и письменная речь.Различают 4 вида речевой деят-ти:1)Передача инф-ии- говорение(35% раб.времени); написание(9%) 2)Восприятие инф-и-слушание, чтение. Искусство общ-я предп-ет: 1.Безупречное владение письменным языком 2.Хорошее владение устным языком 3.Умение правильно устан-ть оптим-сть отн-я устного и письменного языка для каждой ситуации. Невербальные средства общ-я: необх-мы для регулир-я процесса об-я создают псих.контакт,также помогает выражать эмоции.

3 группы неверб.общ: 1.Визуальные(кинесика,выражение глаз,лица) 2.Аккустические (звуковые)-интон-я,тембр,паузы,смех,3.Тактильные-прикосн-е(ведение слеп за руку, такерика-нажатие руки).

Структура общения: Коммун-ная- обмен инф-ей между общающ-ся инд-ми. Интерактивная -орг-я вз-я между общ-ся инд-ми,т.е.в обмене не только знаниями и идеями,но и действиями. Перцептивная- прцесс восприятия и познания друг друга партнерами по об-ю и устан-е на этой основе взаимоотн-я.

Коммуникативные барьеры- психол-е препятствия на пути адекватной передачи инф-ии между партнерами. Барьеры понимания:1) б-ры фонет-го непоним-я 2)симатические(смысловые)-1слово-разный смысл.3)стилистические 4)логический. Б-ры соц-культ-го развития: нац-ые,соц,полит,религ, проф. Б-ры отношения:чисто псих.феномен возник.в процессе общ-я(чув-во недоверия).

Механизмы межличностного восприятия:Эмпатия- понимание на уровне чувств, стремление эмоц-го откликнуться на проблеме др.чел-ка,при этом ситуация др.чел-ка не столько предумывается,ск-ко прочувств-ся. Рефлексия -логическая форма познания личн-х особен-й себя и др людей,осознание индивидом того,как он восприн-ся партнером по об-ю,т.е.как др понимает меня Идентефикация -уподобление себя др чел-ку.Чел-к ставит себя на место др и опр-т как бы он действовал в подобной сит-и. Эф-ты межлич-го воспр-я:Эф-т ореола- закл-ся в склонности делать выводы и обобщение о людях на основе не многих полож или отриц-х хар-к. Эф-т первичност -сост в том,что в опр-х усл-х восприятия и понимания чел-ка чел-ком более сильное влияние на образ чел-ка оказ-ет инф-я о нем, кот.поступает в нач-ый период общ-я с ним.

61. Профессиональное общение. Взаимосвязь общения с учетом индивидуальных особенностей человека. Роль и место общения в структуре взаимодействия. Профессиональное общение - речевое взаимодейтсвие специалистас др. специалистами и клиентами организации в ходе осуществления проф. деят-ти.

Составляющие проф.общения: Знание терминологии,умение устан-ть связи между известными ранее и новыми терминами, умение использовать научные понятия и термины в практическом анализе производственных ситуаций, знание особенностей стиля проф.речисост-ют лингвистическую компетенцию в проф.общении.

Психологические типы собеседников: 1) Вздорный человек-нетерпеливый, несдержанный и возбужд-й соб-ник.Хар-ой чертой яв-ся-он часто отклоняется от темы разговора. 2) Позитивный -добродушный, трудолюбивый тип.Позволяет вместе подвести итоги,спокойно провести дискуссию. 3) Всезнайка -он уверен,что знает все обо всем. 4)Болтун- часто без особых причин прерывает ход беседы,вставляет неуместные,бестактные,заме­чания. 5) Трусишка -отличается неуверенностью в публичных выступлениях. 6) Хладнокровный- замкнутый и часто очень рассеянный. 7) Важная птица -не терпит критики-ни прямой,ни косвенной.Он демонстрирует большое самомнение.

Типы взаимодействия: Сотрудничество - оба партнера по взаим-вию активно помогают друг другу, активно способ-ют достижению индив-х целей каждого и общих целей совместной деят-ти. Конкуренция- оба партнера противод-ют друг другу и препят-ют достиж-ю индив-х целей каждого

Конфликт как тип взаим-вия в деловом общении: причины, тактики поведения. Конфликт - столкновение противоположно направленных целей,интересов, позиций, мнений или взглядов уч-ков конфликта.

Предпосылки возникновения конфликта: 1)несовпадение рассуждений 2)особенности восприятия. Тактики поведеня: Конкуренция или соперничество; Сотрудничество; Компромисс; Приспособление; Игнорирование или уклонение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: