Англия. В 1632 по приглашению короля Карла I (1625–1649, Ван Дейк едет в Англию

В 1632 по приглашению короля Карла I (1625–1649, Ван Дейк едет в Англию.

Этот последний, период его творчества особенно широко представлен в Эрмитаже.

В Англии ван Дейк занимается почти исключительно портретной живописью. В творчестве мастера законченное художественное воплощение получает сложившийся в английском общество идеал аристократа - духовно-утонченной личности, внутренний аристократизм которой знатность происхождения лишь подтверждает. Элегантная непринужденность позы, горделивая осанка, благородство внешнего облика и внутренняя утонченность - эти черты неизменно подчеркиваются во всех портретах, вне зависимости от того, обладали ли ими запечатленные художником модели на самом деле.

В 1634 Ван Дейк посещает Антверпен, а затем Брюссель, в котором он пишет

он становится любимым портретистом не только Карла I и его жены Генриетты-Марии, но и всей английской аристократии.

· Конный портрет Карла I с сеньором де Сент Антауном (1633, Бакингемский дворец, Королевские собрания).

· “Конный портрет Карла I”.

· Портрет Карла I на охоте (ок. 1635, Париж, Лувр) парадный портрет, показывающий короля в охотничьем костюме, в изысканной позе на фоне пейзажа. Поэтизация образа не помешала метко охарактеризовать государственного деятеля, надменного и легкомысленного, лишенного силы характера.

Известен т.н. Тройной портрет короля (1635, Виндзорский замок, Королевские собрания), на котором король показан в трех ракурсах, т.к. предназначался для отсылки в Италию, в мастерскую Лоренцо Бернини (1598–1680), которому было заказано создать бюст Карла I.

Тройной портрет Карла I сделан по пояс и изображает короля в профиль, в три четверти и анфас на фоне неба. На короле три камзола разного цвета, но один и тот же кружевной воротник. Слева король придерживает рукой атласную ленту с висящим на ней Малым Георгием, справа - придерживает правой рукой плащ. На левом изображении волосы более длинные, чем на правом. Взгляд у короля созерцательный и отрешенный, а весь облик его проникнут царственностью и достоинством.

Портрет понравился королю, и в своем письме к Бернини Карл I выразил надежду, что скульптор «изваяет наше изображение в мраморе по нашему подобию на холсте, которое вскоре ему будет выслано».

После того, как в 1636 выполненный Бернини бюст Карла на основе тройного портрета (не сохранился) был доставлен в Лондон и вызвал фурор при английском дворе, королева Генриетта Мария тоже пожелала иметь собственное скульптурное изображение. Всего Ван Дейк писал королеву более 20 раз.

Создал портретную галерею детей и молодых английских аристократов:

· Принц Карл Стюарт (1638, Виндзор, Королевские собрания),

· Принцесса Генриетта Мария и Вильгельм Оранский (1641, Амстердам, Рейксмузеум),

Созданный Ван Дейком в Генуе тип официального парадного портрета получает дальнейшее развитие и завершение в Англии. Колорит мастера становится ярче и эффектнее, декоративная сторона возрастает. Ван Дейк старается изобразить своих аристократических клиентов с наиболее выгодной стороны, выбирает выразительные позы, использует эффектные фоны.. Они позируют, и художник наделяет их чертами изящества, быть может, не всегда им свойственного.

Многочисленные портреты Ван Дейка воссоздают атмосферу английского двора накануне революции 1648 года. Постепенно творчество Ван Дейка приобретает черты холодной импозантности, внешней декоративности, ощущение внутреннего тока жизни, исходящего от его образов, контакт со зрителем сменяются скованностью позирующих фигур. Появляются ранее чуждые мастеру аллегорические ассоциации и символические намеки. Так, в своем портрете

· Леди Дигби олицетворяет Благоразумие (Виндзор, Королевское собрание).

В 1641 у Антониса Ван Дейка ухудшается здоровье, и он начинает долго болеть. Между тем на политическом горизонте Англии обозначаются значительные перемены

Недостаток средств, привел к сокращению придворных заказов, и Ван Дейк еще раз попробовал испытать счастье на континенте. Он совершил две поездки в Париж. Однако все его расчеты на получение крупных работ при испанском и французском дворах не оправдались.

Ван Дейк возвращается для ликвидации своих дел в Англию и здесь, давно истощенный болезнью, умирает.

В Англии, не имевшей твердых художественных традиций, Ван Дейк является основателем большой школы портерта.

Работал у Рубенса, который на него повлиял в начале творческого пути, но манера письма строже и деликатнее, композиции более статичны, персонажи подчёркнуто благородны, краски мягче, приглушенное. Фоном его элегантных работ служат вымышленные нереальные пейзажи, элементы архитектуры. Повлиял на развитие фламандской школы живописи второй половины 17 века, основатель английской школы портрета. В портретах членов королевской семьи усложнение и декоративность композиций, куртуазность. Использование голубовато – коричневато – серебристой красочной гаммы.

- герои утонченные и аристократичные

- тип портрета облагораживающего модель

По сути, основатель английской школы портрета

Вопрос 23 Творчество Якоба Йорданса (1583 – 1678)
Аристократизирующему искусству Ван Дейка особенно резко противостоит последовательно реалистический характер творчества третьего крупного художника Фландрии — Якоба Иорданса (1593—1678). И тот и другой по происхождению принадлежали к одному и тому же кругу


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: