Сводит результаты рекламного воздействия к последовательному прохождению сознания потребителей через четыре этапа восприятия:
· привлечение внимания к РС (attention);
· восприятие потребителем основных аргументов (comprehension);
· убеждение потребителя, увещевание (convection);
· действие (action).
Недостаток – тот же. Маркетинговые факторы практически не учитываются, что существенно ограничивает применение модели.
Модель DIBABA
Предложена Г.Гольдманом в 1953 г. Сводит результаты рекламного воздействия к последовательному прохождению сознания потребителей через шесть этапов восприятия:
· определение потребностей и желаний потенциальных покупателей;
· отождествление потребительских нужд с предложением рекламы;
· «подталкивание» покупателя к необходимым выводам о покупке, которые ассоциируются с его потребностями;
· учет предполагаемой реакции покупателя;
· вызов у покупателя желания приобрести товар;
· создание благоприятной для покупки обстановки.
Обе эти модели в настоящее время на практике применяются слабо
Модель DAGMAR
Автор – американский рекламист Рассел Колли (1961 г.). Название модели состоит из первых букв слов знаменитой рекламой фразы «Defining advertising goals — measuring advertising results» (что в переводы означает определение рекламных целей - измерение рекламных результатов)
Согласно модели, акт покупки проходит четыре фазы:
· узнавание марки (брэнда) товара;
· ассимиляция — осведомление адресата о качестве товара и о том, насколько ему этот товар нужен;
· убеждение — психологическое предрасположение к покупке;
· действие — совершение покупки адресатом рекламы.
При этом эффект рекламы определяется приростом числа покупателей на каждой из указанных фаз.
Качественное отличие модели DAGMAR от подходов, ориентированных на действия заключается в том, что совершение покупки определяется всеми основными элементами комплекса маркетинга. Реклама в этом комплексе — один из важнейших, но не самодостаточный элемент. Это важнейшее преимущество модели, обеспечившее ей широкое признание в рекламном мире. Последователи Р.Колли, находящиеся на тех же позициях, представляют так называемую дагмаровскую школу.