Тема VII. Национальные особенности делового общения

Значимость существующих национальных традиций. Национальный стиль ведения переговоров. Общение партнеров в неформальной обстановке.

Участники международного общения придерживаются единых норм и правил, тем не менее, национальные и культурные особенности могут оказаться весьма значимыми при деловых отношениях. Во-первых, под национальными стилями мы понимаем стили, типичные скорее для тех или иных стран, а не определенных национальностей. Во-вторых, необходимо учитывать, что практически невозможно «абсолютно объективно описать «национальный стиль делового общения. Всегда работают устоявшиеся стереотипы национальных черт тех или иных народов. В-третьих, национальный стиль – это наиболее распространенные, наиболее вероятные особенности мышления, восприятия поведения. Знание национальных особенностей может служить своеобразным путеводителем, ориентиром возможного поведения партнера.

(См. Приложение 6)

Вопросы для самоконтроля

1. Насколько значимы существующие национальные различия в деловых отношениях?

2. Охарактеризуйте особенности делового общения представителей одной отдельно взятой страны (по выбору).

Тема VII. Этика и этикет в бизнесе. Основные правила делового этикета.

Понятие делового протокола и этикета. Основы этикета: культура речи (вербальный этикет); внешний вид; одежда; манеры поведения за столом; поведение в гостях и общественных местах и т.д.

Этикет – форма, манера поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе.

Особенность этикета – сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональностью и полезностью, вложенного в них содержания.

Деловой этикет – это нормы, регламентирующие стиль работы, манеру общения между фирмами, имидж бизнесмена и т.д.

Правила этикета, облаченные в конкретные формы поведения, указывают на единство двух его сторон:

1) морально-этическая - выражающая нравственные нормы: предупредительной заботы, уважения, защиты и т.д.

2) эстетическая – свидетельствующая о красоте, изяществе форм поведения.

Культура поведения – поступки и формы общения людей, основанные на нравственности, эстетическом вкусе и соблюденииопределенных норм и правил.

(См. Приложение 7)

Вопросы для самоконтроля

1. Когда и почему возник этикет в обществе?

2. Какие функции выполняет этикет?

3. Охарактеризуйте роль этикета и культуры поведения в бизнесе?

4. Назовите основные правила этикета. Кратко охарактеризуйте каждое из них.


Рекомендуемая литература к курсу "Деловая этика"

Основная литература:

1. Измайлова М.А. Деловое общение. Учебное пособие. – М.: Дашков и Ко, 2011. – 126с.

2. Кузнецов И.Н. Деловое общение. Деловой этикет. Учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2008. – 432с.

3. Латов Н.А. Этикет поведения делового человека. Курс лекций. – М.: Российский университет дружбы народов, 2008. – 209с.

4. Мунин А.Н. Деловое общение.Курс лекций. – М.: Флинта, 2010. – 376с.

5. Титова Л.Г. Деловое общение. Учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2008. – 272с.

6. Чернышова Л.И. Деловое общение. Учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2008. – 416с.

Дополнительная литература:

1.Атватер И. Я Вас слушаю: Советы руководителю, как правильно слушать собеседника. - М.: Экономика, 1984.

2.Акишина А.А. Русский речевой этикет. - М.: Знание, 1995.

3.Аминов И.И. Психология делового общения. - М.: Омега-Л, 2005.

4.Архангельская М.Д. Бизнес - этикет, или Игра по правилам. – Изд. 3-е, доп. - М: Изд-во ЭКСМО, 2006.

5.Афанасьев И. Деловой этикет. – Киев: Альтпресс, 1998.- 320с.

6.Бреннен Л. Новая энциклопедия этикета: деловой этикет 21 века / Л.Бреннен; пер. с англ. Ю.О. Анохиной. - М.: Рипол Классик, 2004.

7.Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. - М.: Институт новой экономики, 1995.

8.Все об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях. - Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1997.

9.Вудкок М. Раскрепощенный менеджер. - М.: Дело, 1994.

10.Гросс К.Д., Стоун Дж. Дресс-код. Путеводитель по деловому стилю для успешных женщин. – М.: Эксмо. 2006.

11.Гросс К.Д., Стоун Дж. Дресс-код. Путеводитель по деловому стилю для успешных мужчин. – М.: Эксмо. 2006.

12.Гусейнов А.А. Этика: учеб. / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. - М.,1998.

13.Де Джордж Р.Т. Деловая этика. В 2-х томах.- СПб., 2001.

14.Деловое общение. Деловой этикет: учеб. пособие для вузов / авт.-сост. И.Н. Кузнецов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

15.Добротворский И. Технология успеха: все, что нужно знать о достижении успеха. - М., 1996.

16.Кузин Ф.А. Имидж бизнесмена: Практическое пособие. – М.: Ось-98, 1997.

17.Кузин Ф.А. Культура делового общения. - М., 1997.

18.Кузнецов И.Н. Современный этикет. - М., 2004.

19.Литвин А.Н. Деловой этикет. - М., 2001.

20.Лучко М.Л. Этика бизнеса - фактор успеха. М.: ЭКСМО, 2006.

21.Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию / Р.Д. Льюис; пер. с англ. - М., 1999.

22.МакКенна К. Суперменеджер: проведение эффективных переговоров / К. МакКенна; пер. с англ. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - (Бизнес-класс).

23.Максименко О.И. Энциклопедия этикета. - М., 2004.

24.Мальханова И.А. Деловое общение: учеб. пособие для вузов / И.А.Мальханова. - М.: Акад. Проект, 2003.

25.Маслоу А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу. - СПб.: Евразия, 1999.

26.Мелибруда Е.Я - Ты - Мы: Психологические возможности улучшения общения. - М.: Прогресс, 1986.

27.Митчелл М. Деловой этикет / М. Митчелл, Д. Корр; пер. с англ. О.И.Максименко. – М.: АСТ: Астрель, 2004.

28.Першин Г.В., Альбов А.С., Левтов В.Е. Телефонный разговор с иностранным партнером. Справочное пособие для успешного делового общения. – СПб., 1996.

29.Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли людей по их жестам. – М., 2002.

30.Поваляева М.А. Психология и этика делового общения: учеб. пособие для вузов / М.А. 31.Поваляева. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.

32.Правила деловых отношений / сост. М.Н. Чупрякова. - Екатеринбург: Литур, 2001.

33.Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. - 2-е изд., перераб., доп. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

34.Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: учеб. - М.: Аспект Пресс, 2001.

35.Роттингер Р. Культура предпринимательства. - М.: ЭКОМ, 1992.

36.Семенов А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса: Учеб. Пособие, 2-е изд. – М.: Маркетинг, 2000.

37.Смирнов Г.Н. Этика бизнеса, деловых и общественных отношений. - М., 2001.

38.Снелл Ф. Искусство делового общения. - М., 1990.

39.Соловьев Э.Я. Современный этикет. Деловой и международный протокол. – Изд. 6-е, перераб., - М.: «Ось-89», 2003.

40.Сорокина А.В. Основы делового общения: конспект лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

41.Спивак В.А. Этика делового общения: тексты лекций. - СПб., 1996.

42.Сухарев В.А. Этика и психология делового человека. - М.: ИТД ГРАНД, 1997.

43.Тараканов И.С. Золотая книга руководителя. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

44.Управление персоналом организации / под ред. Н.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 1999.

45.Уткин Э.А. Этика бизнеса. - М.: 1998.

46.Филиппов А.В. Психология и этика деловых отношений. - М., 2004.

47.Ханников А.В. Деловой этикет и ведение переговоров: правила хорошего тона с комментариями психологов. - М.: Эксмо: Кн. Дом, 2005.

48.Харрис Т. Я хороший, ты хороший. - М.: Соль, 1993.

49.Холопова Т.И. Протокол и этикет для деловых людей. - М., 1994.

50.Цветков Э. Тайные пружины человеческой психики, или как расширить сферу своего влияния. - М.: Центр, 2000.

51.Чисхольм П. Уверенность в себе: путь к деловому успеху. - М., 1994.

52.Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта. - Минск: Амалфея, 1997.

53.Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (психология манипулирования). - М.: ACT; Минск: Харвест, 2002.

54.Шеламова Г.М Деловая культура и психология общения. - М.: Академия, 2004.

55.Шихирев П.Н. Этические принципы ведения дел в России. - М., 2000.

56.Эко У. Пять эссе на темы этики. СПб., 2000.

57.Ягер Д. Деловой этикет. - М.: Джон Уайли энд Сан, 1994.

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО КУРСУ «Деловая этика»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: