Определение зон влияния крана

При организации строительной площадки и размещении строительных машин при проектировании стройгенплана (далее СГП), следует устанавливать опасные для людей зоны, в пределах которых постоянно действуют и потенциально могут действовать опасные производственные факторы.

К этим зонам, связанным с работой монтажных и грузоподъемных работ, относятся места, над которыми происходит перемещение грузов кранами. Эта зона ограждается защитными ограждениями, предназначенными для предотвращения непреднамеренного доступа людей в зону.

К зонам потенциально действующих опасных факторов относятся участки территории вблизи строящегося здания, этажи, ярусы зданий в одной захватке, над которыми происходит монтаж конструкций. Эта зона ограждается сигнальными ограждениями.

В целях создания условий безопасного ведения работ действующие нормативы предусматривают различные зоны:

а) монтажную

б) зону обслуживания краном

в) опасную зону работы крана

г) опасную зону путей

д) зону работы подъемника

е) опасную зону дорог

ж) опасную зону монтажа конструкций

Продольная привязка подкрановых путей

Для определения крайних стоянок крана последовательно производят засечки на оси передвижения крана в следующем порядке:

- из крайних углов внешнего габарита здания со стороны противоположной башенному крану, раствором циркуля соответствующим максимальному рабочему вылету стрелы крана (рис. 10.3 а);

- из середины внутреннего контура здания раствором циркуля соответствующим минимальному вылету стрелы крана (рис.10.3б);

- из центра тяжести наиболее тяжелых документов раствором циркуля, соответствующим определенному вылету стрелы согласно грузовой характеристике крана (рис.10.3в).

Крайние засечки определяют положение центра крана в крайнем положении (рис.10.3г) и показывают положения самых тяжелых элементов.

По найденным крайним стоянкам крана согласно (рис.10.3д) определяют длину подкрановых путей.

Lпп=lкр+Hкр+2lторм+2lтуп

Или Lпп lкр+Hкр+4

lкр – расстояние между крайними стоянками, м (определяемое по чертежу)

Hкр – база крана (опред. по справочнику)

lторм – величина торм. пути крана ( 1,5м)

lтуп – расстояние от конца рельса до тупиков (0,5м)

Определяемую длину подкрановых путей корректируют в сторону увеличения с учетом кратности длины полузвена, т.е. 6,25м.

Рис. 3. Расчет и обозначение подкрановых путей на стройгенплане:

а — определение крайних стоянок из условия максимального рабочего вылета стрелы; б — оп­ределение крайних стоянок из условия минимального вылета стрелы; в — определение крайних стоянок из условия необходимого вылета стрелы; г — определение крайних стоянок крана; д — определение минимальной длины подкрановых путей; е — привязка подкрановых путей; 1 — крайние стоянки крана; 2 — привязка крайней стоянки к оси здания; 3 — контрольный груз; 4 — конец рельса; 5 — место установки тупика; 6 —база крана

Минимально допустимая длина подкрановых путей согласно правилам Госгортехнадзора составляет два звена (25 м).

Таким образом, принятая длина путей должна удовлетворять следующе­му условию:

Lп.п.=6,25nзв 25м,

где 6,25 — длина одного полузвена подкрановых путей, м; nзв — количество полузвеньев.

В случае необходимости установки крана на одном звене, т. е. на приколе, звено должно быть уложено на жестком основании, исключающем просадку подкрановых путей. Таким основанием могут служить сборные фундаментные блоки или специальные сборные конструкции.

Монтажной зоной называют пространство, где возможно паде­ние груза при установке и закреплении элементов. Согласно СНиП III-4-80 эта зона является потенциально опасной. Она равна контуру здания плюс 7 м при высоте здания до 20 м, плюс 10 м при высоте 120м. На стройгенплане зону обозначают пунктирной линией (рис.4, а), а на местности — хорошо видимыми предупредитель­ными надписями или знаками.

В этой зоне можно размещать толь­ко монтажный механизм, включая место, ограниченное ограждени­ем подкрановых путей. Складировать материалы здесь нельзя. Для прохода людей в здание назначают определенные места, обо­значенные на СГП, с фасада здания, противоположного установке крана. Места проходов к зданию через монтажную зону снабжают навесами.

Рис.4 Определение необходимых зон при возведении надземной части зданий башенным или рельсовым стреловым краном:

а — монтажной зоны; б — зоны обслуживания башенного крана; в — зоны перемещения груза; г — зоны работы подъемника

Зоной обслуживания краном, или рабочей зоной крана, назы­вают пространство, находящееся в пределах линии, описываемой крюком крана. Определяется для башенных кранов путем нанесе­ния на план из крайних стоянок полуокружностей радиусом, соот­ветствующим максимально необходимому для работы вылету стрелы, и соединения их прямыми утолщенными линиями (рис. 4, б).

Для стреловых кранов зону обслуживания определяют так же, как и для башенного крана, т. е. радиусом, соответствующим максимальному рабочему вылету стрелы крана, но показывают иначе — по Отдельным стоянкам.

Опасной зоной работы крана Rоп называют пространство, где возможно падение груза при его перемещении с учетом вероятного рассеивания при падении.

Для башенных кранов границу опасной зоны работы Roп оп­ределяют по формуле:

Rоп=Rмакс+0,5lмакс+lбез

где Rмакс — максимальный рабочий вылет стрелы крана, м; 0,5lмакс — половина длины наибольшего перемещаемого груза, м; lбез — дополнительное расстояние для безопасной работы, устанав­ливается в соответствии со СНиПом (табл. 10,7). Последняя со­ставляющая lбез вызвана возможным рассеиванием груза в случае падения вследствие раскачивания его на крюке под динамическими воздействиями движений крана и силы давления ветра и зависит от высоты подъема груза.

Границы опасных зон, в пределах которых возможно возникно­вение опасности в связи с падением предметов, устанавливаются согласно табл.10,7.

Таблица 10,7 Границы опасной зоны

Высота возможного падения предмета, м Вблизи перемещения грузов (от горизонтальной проекции траектории максимальных габаритов перемещаемого груза машинами), м Вблизи строящегося здания или сооружения (от его внешнего периметра), м
До 20 Свыше 20 до 70 Свыше 70 до 120 Свыше 120 до 200 Свыше 200 до 300 Свыше 300 до 450    

На рис. 10.6 даны схемы, поясняющие назначение и расчет зон для башенного или стрелового рельсового кранов, а на рис. 10.7 такая же схема для стрелового крана, не оборудованного устройст­вом, удерживающим стрелу от падения.

Рис. 5. Схема назначения и расчета зон башенного крана:

1 — знак по технике безопасности на границе опасной зоны (с обозначением его номера по ГОСТ 12.4.026—76);

2 — груз;

3 — ось подкрановых пу­тей;

4 — инвентарное ограждение подкрановых путей (с обозначением его номера по ГОСТу)

Рис. 6 Схема назначения и расчета зон стрелового крана, не оборудованного устройством, удерживающим стрелу от падения: 1 — знак по технике безопасности на границе опасной зоны с обозначе­нием его номера по ГОСТу; 2 — груз; 3 — ось проходки крана; 4 — пере­ставное ограждение зоны


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: