Электрический расчет механизма подъема мостового крана

4.1. В состав механизма подъема мостового крана входят: электродвигатель, соединительная муфта, электромагнитный тормоз, редуктор, барабан лебедки, грузовые канаты и грузозахватное устройство.

Для того, чтобы рассчитать и правильно выбрать тяговый ЭД необходимо определить силы и моменты, возникающие в элементах кинематической схемы механизма подъема.

Рассмотрим кинематическую схему механизма крана на рис.4.1.

 
 


Рис. 4.1.

Баланс мощностей

а) При подъеме груза:

где ηП – общий механический КПД всей кинематической схемы;

ρ – радиус приведения.

б) При опускании груза:

Мс – статический момент.

Если исполнительный механизм совершает вращательное движения со скоростью ωи и создает момент нагрузки Ми, то приведенный к валу ЭД момент нагрузки определяется:

а) при подъеме груза: б) при опускании груза:

Алгоритм расчета и выбора электропривода механизма подъема мостового крана включает в себя:

1) Выбор схемы полиспаста и расчет тягового органа, расчет основных размеров блоков и барабана..

2) Расчет грузозахватного устройства.

3) Определение статической мощности и выбор ЭД по каталогу.

4) Выбор схемы редуктора и его расчет.

5) Определение мощности ЭД в период пуска и торможения и определение необходимого тормозного момента.

6) Расчет и выбор тормоза.

Характеристики грузоподъемных машин:

- грузоподъемность;

- скорость подъема груза;

- режим работы механизма.

В величину грузоподъемности включается вес груза, вес сменных грузозахватных устройств, вес всех вспомогательных устройств, подвешенных к грузозахватному органу.

Скорость подъема груза в мостовых кранах примерно 25 – 30 м/мин. При массовых перегрузочных работах допускается примерно 90 – 120 м/мин. Режим работы повторно-кратковременный. Более подробно о режимах работы кранов в «задании на практическое занятие по расчету мостового крана».

4.2. Силы и моменты.

Так как мостовой кран – механизм, работающий в ПВ режиме, то важно четко представлять какие силы и моменты возникают в динамических режимах работы, т.е. при пуске и торможении на подъем и опускание груза.

(+ при торможении опускаемого груза, - при торможении поднимаемого груза)

Общее выражение для Мдин:

(4.1.)

при пуске

при торможении

где - маховый момент всех вращающихся и поступательно движущихся масс, приведенный к валу ЭД.

Общий динамический момент при работе системы:

(4.2.)

При торможении системы:

(4.3.)

Задаваясь временем τП и τТ можно по формулам (4.2) и (4.3) определить динамические моменты при пуске и торможении.

Время пуска механизма подъема:

(4.4)

Dб – диаметр барабана;

т – кратность полиспаста;

i0 – полное передаточное число;

η0 – результирующий КПД;

(+) – пуск механизма на подъем;

(-) – пуск механизма на опускание.

Время торможения:

(4.5)

(-) – торможение механизма на подъем;

(+) – торможение механизма на опускание.

4.3. Расчет механизма подъема

Статическая мощность электродвигателя:

(4.6)

где Q – вес груза в кг;

υ – скорость подъема, м/с;

ηпод – общий КПД механизма подъема.

Статический крутящий момент, на валу барабана при подъеме груза, вызывающего натяжение каната δб:

(4.7.)

где ак – число ветвей каната, закрепленных на барабане;

ηб – КПД, учитывающий потери в опорах вала барабана при подшипниках - качения равный 0,85 – 0,97; скольжения равный 0,93 – 0,95.

Число оборотов барабана пб:

(4.8)

Крутящий момент и число оборотов ротора ЭД:

(4.9)

По выбранному из каталога электродвигателю уточняют число оборотов его и общее передаточное число i0:

где пЭД – число оборотов ЭД при фактической нагрузке.

Для двигателей постоянного тока (ДПТ) число оборотов определяется по характеристикам двигателя.

Для электродвигателей переменного тока число оборотов принимают при номинальной нагрузке.

4.3. Определение тормозного момента.

Все механизмы подъема должны быть снабжены автоматически действующим тормозом нормально замкнутого типа (с электромагнитным приводом).

Расчет тормоза производят по тормозному моменту, обеспечивающему удержание груза в статическом состоянии на весу с определенным коэффициентом запаса торможения кТ:

к Т = МТ + М1

где МТ – момент, создаваемый тормозом;

М1 – момент, создаваемый грузом на тормозном валу и определенный с учетом потерь в механизме.

Статический момент при торможении М1:

где - момент на валу барабана от груза, удерживаемого тормозом в подвешенном состоянии.

определяют из расчета равномерного распределения нагрузки между всеми ветвями полиспаста без учета потерь в блоках.

(4.10)

η0, i0 - КПД и передаточное число механизма от вала барабана до тормозного вала (вала ЭД).

4.5. Электропривод подъемного механизма.

В грузоподъемных механизмах применяют специальные ЭД переменного тока серии МТ и МТК и ЭД постоянного тока серии МП (см. приложение).

По способу возбуждения ЭД постоянного тока подразделяют на ЭД с параллельным, независимым, последовательным и емкостным возбуждением.

ЭД постоянного тока позволяют регулировать скорость вращения механизма в широких пределах.


Рис. 4.2. Характеристика ЭД Рис. 4.3. Характеристика ЭД

постоянного тока: переменного тока:

1. С последовательным возбуждением 1. С к.з. ротором (МТК)

2. Со смешанным возбуждением 2. С фазным ротором (МТ)

3. С параллельным возбуждением

Из рис. 4.2 наиболее «мягкая» характеристика (1) у электродвигателя с последовательным возбуждением, что позволяет перемещать малые грузы с повышенной скоростью. Кроме того, при опускании груза электроприводом с ЭД постоянного тока возможно возвращение ЭЭ в сеть за счет рекуперации, что является преимуществом серийного электродвигателя. Однако, в этом случае необходим отдельный источник постоянного тока (преобразователь и т.п.).

Чаще в крановых установках применяют ЭД переменного тока серии МТ и МТК. Так как крановое оборудование рассчитывают на обеспечение надежной работы при снижении напряжения сети до 85 % от номинального, то средний пусковой момент для МТК округляют из зависимости:

(4.11)

где КП, КМ - кратности пускового и максимального моментов.

Таблица 4.1.

Исполнение АД
1. АД с короткозамкнутым ротором - ротор нормального исполнения - АОС (повышенного скольжения) - АОП (с повышенным МП) - краново-металлургический (МТК) 2. АД с фазным ротором - единой серии АК - краново-металлургической (МТ)   1,7 – 2,2 1,8 – 2,4 2,2 2,6 – 3,6 1,7 – 2.0 2,3 – 3,0   1,0 – 1,9 1,7 – 2,2 1,7 – 1,8 2,5 – 3,3 - -

Формула (4.11) справедлива для всех серии АД с к.з. ротором (см. таблицу 4.1.)

Для ЭД постоянного тока и АД с фазным ротором максимальный пусковой момент ограничен реостатными характеристиками.

Как правило, для построения пусковых характеристик МП максимальное выбирают по каталогу 1,8 – 2,5 Мном, а МП минимальное равным 1,1 МН. Тогда средний МП за период пуска будет:

- (4.11,а)

В крановых механизмах кроме АД серии МТ и МТК возможно использование АД серии АОС – (с повышенным скольжением).

Выбранный ЭД должен удовлетворять двум требованиям:

§ при работе в ПВ режиме с заданной продолжительностью включения в течении неограниченного времени ЭД не должен перегреваться сверх допустимой температуры;

§ мощность ЭД должна быть достаточной для обеспечения разгона с заданным ускорением.

Чтобы ЭД не перегревался его среднеквадратичная мощность Nср, развиваемая за весь период работы в ПВ режиме, не должна превышать номинальном мощности при заданной продолжительности включения (ПВ%).

Неизменный момент, эквивалентный по величине потерь действительной переменной нагрузке в течение цикла, называют среднеквадратичным и определяют из выражения:

(4.12)

где ∑tn – сумма времени пуска в различные периоды работы с различной нагрузкой;

∑Мс2 tу – сумма произведений квадрата момента статического сопротивления на время установившегося движения при этой нагрузке;

Мпуск средний пусковой момент ЭД;

∑t – общая сумма времени включения ЭД за один полный цикл, включающий в себя время работы в период неустановившегося и установившегося движения.

(4.13)

По значению Nср выбирают ЭД по каталогу.

В зависимости от режима работы один и тот же ЭД может развивать различную мощность.

В каталогах на крановые ЭД приведены Nном, соответствующие всем номинальным значениям ПВ, т.е. 15, 25, 40, 60 и 100%.

Если ПВфакт, при которой работает кран, отличается от ПВном, то необходимо Nср привести к Nном при ПВном.

(4.14)

Для обеспечения нормальной работы электропривода выбранный ЭД должен иметь Nном при заданной ПВ не менее величины Nср.

Максимальный пусковой момент (4.11) выбранного ЭД должен быть не менее пускового момента сопротивления, определенного для самого тяжелого случая работы механизма с номинальным грузом и включающим в себя как Мс статического сопротивления, так и динамические моменты вращающихся и поступательно движущихся масс механизма и груза.

При выборе ЭД по приведенной методике обеспечиваются допустимые пределы его нагрева и ускорения при его пуске.

4.6. Последовательность выбора ЭД механизма подъема.

1. Определяют Nст при подъеме номинального груза (4.6).

(4.15)

2. По каталогу выбирают ЭД (при соответствующей величине ПВ) так, чтобы его Nном была равна или несколько меньше Nст. Если ПВ не совпадает, по (4.14) статическую Nст пересчитывают на ближайшую стандартную величину ПВ и по ней производят выбор ЭД из каталога.

3. Производят проверку выбранного ЭД на нагрев по среднеквадратичной Nст. Для этого определяют:

а) Моменты развиваемые ЭД при установившемся движении при работе с различными грузами

Момент ЭД при подъеме:

(4.16)

где η0 – КПД механизма.

Значение η0 зависит от величины Q. С уменьшением Q значение η0 уменьшается, так как при уменьшении Q момент потерь составляет значительную часть общего момента сопротивления. СИ рис. 4.5.

Момент ЭД при опускании груза:

(4.17)

SП, SОП – натяжение каната при подъеме и опускании груза.

б) Средний пусковой момент ЭД в процессе пуска

-для АЭ с КЗР определяют по (4.11)

-для АД с ФЗР и ЭД постоянного тока по (4.11,а).

Значение Мном ЭД, входящего в эти формулы, определяют из:

Рис. 4.5. Зависимость КПД от вели - чины Q
(4.18)

Пусковой момент ЭД – постоянный, поэтому с изменением Q изменяется только время τП, τТ, так при подъеме груза с уменьшением Q τП, уменьшается, а при опускании груза с уменьшением Q τП увеличивается.

в) Время пуска в различные периоды работы механизма:

(4.19)

в формулу (4.19) подставляют значения маховых моментов, моментов сопротивления, веса груза, КПД – η0 и т.п., соответствующие тому грузу, для которого определяется время пуска - τП.

На практике τП при опускании Qном равно нулю. При подъеме Qном τП должно быть таким, чтобы среднее ускорение при пуске было в пределах:

- для монтажных кранов примерно 0,1;

- для кранов машиностроительных заводов примерно 0,2;

- для кранов с грейфером не более 0,8 м/сек2.

г) Время движения с установившейся скоростью.

Для АД с к КЗР скорость постоянна, для ЭД постоянного тока скорость уменьшается с увеличением Q, поэтому скорость надо выбирать по механической характеристике.

д) Среднеквадратичный Мср, эквивалентный переменной нагрузке, определяют по (4.12), а среднеквадратичный Nср по (4.13).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: