Прежде чем отвечать на вопрос, сделайте паузу (не менее 8 секунд).
Если вопрос оказался сложным по составу (т.е. состоящим из нескольких простых), то сначала разделите его на составляющие части.
Если вопрос труден по содержанию, то:
а) попросите повторить вопрос; в нем могут измениться акценты, а то и весь смысл;
б) повторите вопрос так, как вы его поняли;
в) попросите несколько минут на размышление;
г) приведите аналогичный пример из собственного опыта.
Если вам задают вопрос открытого типа, уточните, какая конкретно информация интересует партнера.
Если при ответе вас неправильно поняли, необходимо немедленно исправить ситуацию и переформулировать свою мысль.
Иногда вместо ответа используется прием “возвратного удара”, или прием бумеранга. Суть его заключается в том, что тезис или аргумент, высказанный одним из партнеров, обращается против него же, только сила удара во много раз увеличивается. Такой прием характерен для спора, дискуссии, а вот его разновидность, прием “подхвата реплики”, часто используется вместо ответа.
|
|
Вопросы для самоконтроля
1. Зачем нужны вопросы в деловой коммуникации?
2. Какие виды вопросов вы знаете?
3. Чем различаются “открытые” и “закрытые” вопросы?
4. Что означает “правильно сформулировать вопрос”?
5. Какие существуют правила для ответов на вопросы?
6. Как отвечать на некорректные вопросы?
7. Что вы знаете о таких приемах, как “возвратный удар” и “подхват реплики”?
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ