Показатели студентов-математиков

Студент (№ п/п) Пол Ср. балл по результатам 2-х лет обучения Тест по программированию (баллы) Тест IQ (баллы)
  ж 4,88    
  ж 4,77    
  ж 4,71    
  м 4,53    
  ж 4,41    
  ж 4,24    
  ж 3,77    
  м 3,76    
  м 3,65    
  ж 3,59    
  ж 3,59    
  м 3,41    
  м 3,35    
  м 3,35    
  м 3,61    
  м 3,44    
  ж 3,22    
  ж 4,11    
  ж 3,38    
  ж 3,22    
  ж 3,33    
  м 3,27    
  м 3,94    
  м 3,81    

Для проверки гипотезы о (статистическом) равенстве среднего уровня IQ студентов МФ КемГУ известной норме теста КОТ (IQ) для студентов университетов можно использовать критерий Стьюдента [2], т.к. соблюдены основные условия применения этого критерия:

- показатель IQ измерен в количественной (интервальной) шкале;

- есть основания предполагать, что распределение уровня интеллекта подчиняется нормальному закону распределения, т.к. обычно средние значения показателя IQ встречаются чаще, чем очень высокие и очень низкие, и чем больше отличие крайнего значения от среднего, тем реже оно встречается *.

Таблица 3.2

Студент (№ п/п) Тест IQ (баллы)
    5,50 30,25
    3,50 12,25
    -7,50 56,25
    -3,50 12,25
    7,50 56,25
    -3,50 12,25
    -6,50 42,25
    0,50 0,25
    6,50 42,25
    -1,50 2,25
    -1,50 2,25
    0,50 0,25
    -0,50 0,25
    9,50 90,25
    2,50 6,25
    2,50 6,25
    -7,50 56,25
    -1,50 2,25
    2,50 6,25
    0,50 0,25
    -8,50 72,25
    -3,50 12,25
    -0,50 0,25
    4,50 20,25
Суммы:      

Сформулируем статистические гипотезы.

: средний уровень IQ студентов МФ КемГУ не отличается от нормы теста КОТ (IQ) для студентов университетов;

: средний уровень IQ студентов МФ КемГУ статистически значимо отличается от нормы теста КОТ (IQ) для студентов университетов - случай ненаправленных гипотез (двусторонний критерий).

Для расчета эмпирического значения критерия Стьюдента по формуле

,

необходимо дополнительно вычислить несмещенную выборочную оценку дисперсии (см. табл. 3.2)

и .

Следовательно, .

Критические значения критерия Стьюдента [2, 3] в зависимости от числа степеней свободы и уровня значимости для случая ненаправленных гипотез равны

, принимается гипотеза : средний уровень IQ студентов МФ КемГУ не отличается от нормы теста КОТ (IQ) для студентов университетов.

2) Аналогично, для ответа на второй вопрос исследования – Каково соотношение в уровнях измеренных показателей у девушек и юношей? - необходимо рассчитать отдельно для девушек и юношей выборочные средние значения измеренных показателей:

а) успешности обучения (средний балл по результатам двух лет обучения в университете) – порядковая (ранговая) шкала измерения *;

б) знание основ программирования – количественная (интервальная) шкала измерения;

в) уровень интеллекта – количественная (интервальная) шкала измерения; -

и сравнить их между собой с помощью подходящего статистического критерия.

Для проверки гипотезы о равенстве (различии) средних уровней признака в двух независимых выборках (юноши, – девушки ) предлагается на выбор несколько критериев [2].

Параметрический критерий Стьюдента сравнения средних, предназначенный для больших по объему выборок количественно измеренных и распределенных по нормальному закону признаков, в данном случае не подходит, т.к. объемы сравниваемых выборок нельзя считать большими.

На выбор для решения поставленной задачи исследования остаются непараметрические критерии Розенбаума для “невложенных друг в друга” небольших выборок с объемами и критерий Манна – Уитни для малых по объему выборок наблюдений измеренных в количественных или ранговых шкалах.

По порядковому признаку “успешность обучения” результаты наблюдений образуют “вложенные” выборки:

и (см. табл. 3.3),

и, следовательно, использование критерия Розенбаума в данном случае невозможно, поэтому остается соответствующий всем условиям применения критерий Манна – Уитни.

“Невложенные” выборки с объемами образуются по количественным признакам:

“знание основ программирования”: , , и “уровень интеллекта”: , (см. табл. 3.4), и, следовательно, в этих случаях возможно использование наименее трудоемкого и довольно простого с вычислительной точки зрения критерия Розенбаума.

2.а) Сравнение уровня признака “успешность обучения” у юношей и девушек с помощью критерия Манна – Уитни (табл. 3.3).

Из полученных расчетов, видно, что выборочная средняя успешность обучения у девушек () выше, чем у юношей ().

Сформулируем статистические гипотезы.

: различие юношей и девушек по успешности обучения на МФ является случайным (формально: );

: девушки статистически значимо превосходят юношей по успешности обучения на МФ (формально: - случай направленных гипотез).

Проранжируем показатель успешности обучения (средний балл за 2 года обучения на МФ) юношей и девушек как единую выборку и рассчитаем суммы полученных рангов (табл. 3.3), причем одинаковым значениям присвоим так называемые “связанные ранги” [1, 2].

Проверка: реальная сумма рангов совпадет с теоретической () и, следовательно, ранжирование проведено правильно.

; и

.

По таблице критических значений критерия Манна – Уитни для проверки направленных гипотез [2, 3] определим:

, следовательно, принимается гипотеза : - об отсутствии различий в уровне исследуемого признака двух независимых выборок.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что различия в успешности обучения юношей и девушек на МФ КемГУ статистический незначимы.

Таблица 3.3

Расчетная таблица для сравнения уровня признака “успешность обучения”


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: