Студент (№ п/п) | Пол | Ср. балл по результатам 2-х лет обучения | Тест по программированию (баллы) | Тест IQ (баллы) |
ж | 4,88 | |||
ж | 4,77 | |||
ж | 4,71 | |||
м | 4,53 | |||
ж | 4,41 | |||
ж | 4,24 | |||
ж | 3,77 | |||
м | 3,76 | |||
м | 3,65 | |||
ж | 3,59 | |||
ж | 3,59 | |||
м | 3,41 | |||
м | 3,35 | |||
м | 3,35 | |||
м | 3,61 | |||
м | 3,44 | |||
ж | 3,22 | |||
ж | 4,11 | |||
ж | 3,38 | |||
ж | 3,22 | |||
ж | 3,33 | |||
м | 3,27 | |||
м | 3,94 | |||
м | 3,81 |
Для проверки гипотезы о (статистическом) равенстве среднего уровня IQ студентов МФ КемГУ известной норме теста КОТ (IQ) для студентов университетов можно использовать критерий Стьюдента [2], т.к. соблюдены основные условия применения этого критерия:
- показатель IQ измерен в количественной (интервальной) шкале;
- есть основания предполагать, что распределение уровня интеллекта подчиняется нормальному закону распределения, т.к. обычно средние значения показателя IQ встречаются чаще, чем очень высокие и очень низкие, и чем больше отличие крайнего значения от среднего, тем реже оно встречается *.
|
|
Таблица 3.2
Студент (№ п/п) | Тест IQ (баллы) | ||
5,50 | 30,25 | ||
3,50 | 12,25 | ||
-7,50 | 56,25 | ||
-3,50 | 12,25 | ||
7,50 | 56,25 | ||
-3,50 | 12,25 | ||
-6,50 | 42,25 | ||
0,50 | 0,25 | ||
6,50 | 42,25 | ||
-1,50 | 2,25 | ||
-1,50 | 2,25 | ||
0,50 | 0,25 | ||
-0,50 | 0,25 | ||
9,50 | 90,25 | ||
2,50 | 6,25 | ||
2,50 | 6,25 | ||
-7,50 | 56,25 | ||
-1,50 | 2,25 | ||
2,50 | 6,25 | ||
0,50 | 0,25 | ||
-8,50 | 72,25 | ||
-3,50 | 12,25 | ||
-0,50 | 0,25 | ||
4,50 | 20,25 | ||
Суммы: |
Сформулируем статистические гипотезы.
: средний уровень IQ студентов МФ КемГУ не отличается от нормы теста КОТ (IQ) для студентов университетов;
: средний уровень IQ студентов МФ КемГУ статистически значимо отличается от нормы теста КОТ (IQ) для студентов университетов - случай ненаправленных гипотез (двусторонний критерий).
Для расчета эмпирического значения критерия Стьюдента по формуле
,
необходимо дополнительно вычислить несмещенную выборочную оценку дисперсии (см. табл. 3.2)
и .
Следовательно, .
Критические значения критерия Стьюдента [2, 3] в зависимости от числа степеней свободы и уровня значимости для случая ненаправленных гипотез равны
, принимается гипотеза : средний уровень IQ студентов МФ КемГУ не отличается от нормы теста КОТ (IQ) для студентов университетов.
2) Аналогично, для ответа на второй вопрос исследования – Каково соотношение в уровнях измеренных показателей у девушек и юношей? - необходимо рассчитать отдельно для девушек и юношей выборочные средние значения измеренных показателей:
|
|
а) успешности обучения (средний балл по результатам двух лет обучения в университете) – порядковая (ранговая) шкала измерения *;
б) знание основ программирования – количественная (интервальная) шкала измерения;
в) уровень интеллекта – количественная (интервальная) шкала измерения; -
и сравнить их между собой с помощью подходящего статистического критерия.
Для проверки гипотезы о равенстве (различии) средних уровней признака в двух независимых выборках (юноши, – девушки ) предлагается на выбор несколько критериев [2].
Параметрический критерий Стьюдента сравнения средних, предназначенный для больших по объему выборок количественно измеренных и распределенных по нормальному закону признаков, в данном случае не подходит, т.к. объемы сравниваемых выборок нельзя считать большими.
На выбор для решения поставленной задачи исследования остаются непараметрические критерии Розенбаума для “невложенных друг в друга” небольших выборок с объемами и критерий Манна – Уитни для малых по объему выборок наблюдений измеренных в количественных или ранговых шкалах.
По порядковому признаку “успешность обучения” результаты наблюдений образуют “вложенные” выборки:
и (см. табл. 3.3),
и, следовательно, использование критерия Розенбаума в данном случае невозможно, поэтому остается соответствующий всем условиям применения критерий Манна – Уитни.
“Невложенные” выборки с объемами образуются по количественным признакам:
“знание основ программирования”: , , и “уровень интеллекта”: , (см. табл. 3.4), и, следовательно, в этих случаях возможно использование наименее трудоемкого и довольно простого с вычислительной точки зрения критерия Розенбаума.
2.а) Сравнение уровня признака “успешность обучения” у юношей и девушек с помощью критерия Манна – Уитни (табл. 3.3).
Из полученных расчетов, видно, что выборочная средняя успешность обучения у девушек () выше, чем у юношей ().
Сформулируем статистические гипотезы.
: различие юношей и девушек по успешности обучения на МФ является случайным (формально: );
: девушки статистически значимо превосходят юношей по успешности обучения на МФ (формально: - случай направленных гипотез).
Проранжируем показатель успешности обучения (средний балл за 2 года обучения на МФ) юношей и девушек как единую выборку и рассчитаем суммы полученных рангов (табл. 3.3), причем одинаковым значениям присвоим так называемые “связанные ранги” [1, 2].
Проверка: реальная сумма рангов совпадет с теоретической () и, следовательно, ранжирование проведено правильно.
; и
.
По таблице критических значений критерия Манна – Уитни для проверки направленных гипотез [2, 3] определим:
, следовательно, принимается гипотеза : - об отсутствии различий в уровне исследуемого признака двух независимых выборок.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что различия в успешности обучения юношей и девушек на МФ КемГУ статистический незначимы.
Таблица 3.3
Расчетная таблица для сравнения уровня признака “успешность обучения”