Понятие о «школьной зрелости». Критерии определения. Гигиеническое значение

При достижении школьного возраста (6-7 лет) важно решить, может ли ребенок справиться с нагрузками, которые возникают в школе. Критерий, который позволяет адекватно оценить степень подготовленности ребенка к школьной жизни, получил название "школьная зрелость" или психологическая и физическая готовность ребенка к школьному обучению. Под школьной зрелостью понимается достижение ребенком такого уровня психического и физического развития, когда он оказывается способным принимать участие в школьном обучении.

Понятие школьной зрелости, т.е. функциональной готовности ребенка к учебе, относят к числу важных проблем возрастной физиологии, психологии и школьной гигиены. С ним связана характеристика уровня физического, психического и социального развития, при котором ребенок становится восприимчивым к систематическому обучению и воспитанию в школе.

Наряду с психологическими критериями важными признаками школьной зрелости является уровень здоровья ребенка. Врачи пользуются медицинскими критериями готовности ребенка к обучению.

Медицинские показания к отсрочке поступления в школу детей шестилетнего возраста (извлечение из СанПиН 42-125-4216 –86):

1.Заболевания, перенесенные на протяжении последнего года:

1.1. инфекционный гепатит;

1.2. пиелонефрит, диффузный гломерулонефрит;

1.3. миокардит неревматический;

1.4. ревматизм в активной фазе;

1.5. менингит эпидемический, менингоэнцефалит;

1.6. острые повторные длительно текущие респираторные заболевания;

1.7. туберкулез (все формы, включая вираж туберкулиновой пробы);

1.8. травматические повреждения ЦНС;

1.9. болезни крови;

1.10. тяжелые формы детских инфекционных заболеваний.

2. Хронические состояния и заболевания:

2.1. задержка психического развития;

2.2. задержка физического развития на год и более (длина тела по региональным стандартам меньше, чем М-2σ, постоянные зубы отсутствуют);

2.3. остаточные явления органического повреждения ЦНС с наличием выраженных нарушений двигательных, трофических и чувствительных функций (детский церебральный паралич и др.)

2.4. эпилепсия, эпилептиформный синдром;

2.5. неврозы, неврозоподобные расстройства (логоневроз, энурез и др.);

2.6. эндокринные заболевания (зоб, сахарный диабет и др.);

2.7. миопия с наклонностью к прогрессированию (более – 2,0Д);

2.8. гипертрофия миндалин III степени;

2.9. аденоидные вегетации III степени, хронический аденоидит;

2.10. тонзиллит хронический (декомпенсированная форма);

2.11. вегето-сосудистая дистония по гипотоническому (АД ниже 80 мм рт. ст.) или гипертоническому типу (АД 115 мм рт.ст. и более);

2.12. порок сердца ревматический или врожденный;

2.13. хронический бронхит, бронхиальная астма, хроническая пневмония (при обострении или отсутствии стойкой ремиссии в течение года.);

2.14. язвенная болезнь желудка или 12-перстной кишки, хронический гастродуоденит, хронический холецистит (в стадии неполной ремиссии, с частыми рецидивами);

2.15. экзема, нейродермит (при распространенных кожных изменениях);

2.16. анемия (при содержании гемоглобина в крови 107 мг/л и менее);

2.17. другие хронические заболевания в стадии неполной ремиссии и частыми рецидивами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: