Подготовительный этап (организует преподаватель)
- Анализ содержания процесса обучения.
- Заполнение таблицы.
Деятельность | Знания | Источник информации | Наводящий вопрос |
Выполняемые действия, включая мыслительные операции | Другим цветом или шрифтом отметить новые знания, необходимые для выполнения действий | Книги, статьи, справочники, таблицы, схемы и т.д. Возможно использование информационных текстов | Наводящий вопрос должен быть ориентирован на действия |
- Оформление направляющего текста.
Структура направляющего текста:
· титульный лист (тема и иллюстрация, обозначающая основное содержание);
· вводный текст, содержащий:
· описание задания, для выполнения которого служит направляющий текст;
· описание цели, которая преследуется при его обработке;
· описание предпосылок или специальных связей для обработки направляющего текста;
· указания о том, как должен обрабатываться направляющий текст;
· наводящие вопросы;
· ссылка на источники.
- Определение формы отчета для окончательной оценки, который можно оформить также, как показано в таблице.
Традиционные и инновационные технологии обучения в ВУЗе Вы должны знать содержание традиционных и инновационных технологий обучения в ВУЗе, уметь сравнивать их между собой. | |
Информирование 1. Познакомьтесь с заданием: проведите анализ традиционных и инновационных технологий обучения студентов для выявления основного содержания традиционных и инновационных технологий обучения в ВУЗе, а также составление их сравнительной характеристики. 2. Анализ традиционных и инновационных технологий обучения в ВУЗе проведите на основе информационного текста из учебного пособия Д.В. Чернилевского «Дидактические технологии в высшей школе». Планирование 1. Познакомьтесь с содержанием информационного текста по традиционным технологиям. 2. Познакомьтесь с содержанием информационного текста по инновационным технологиям. 3. Выделите критерии для сравнения традиционных и инновационных технологий обучения. | Принятия решения
1. Обменяйтесь списками выделенных критериев сравнения традиционных и инновационных технологий обучения в ВУЗе с вашим соседом. В чем совпадают и чем различаются результаты.
|
Литература: Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. – М., 2002. |
Этапы реализации технологии направляющего текста изображены на схеме
|
|
|
|
- +
…….
Критериями эффективности являются:
· приобретение теоретических знаний;
· повышение внимания на занятиях;
· способность к самостоятельному поиску информации, планированию,
· выполнению и контролированию деятельности;
· выполнение не отдельных, а комплексных заданий.
Способами диагностики успешности становится адекватное выполнение задания, наблюдение за поведением обучаемых ми и виды контроля наличия теоретических знаний.
При применении данной технологии возможна вариативность в предметном содержании процесса обучения, в объеме выполняемого задания, в количестве обучающихся, однородности их группы по уровню обученности и т.д.
Основными достоинствами использования технологии направляющего текста является гибкость организации учебного процесса, экономичность обучения индивидуализация учебной деятельности.
Но данная технология может вызвать и негативные последствия, например, вследствие неструктурированности заданий возможны большие затраты времени. Если задания не вызывают интерес у обучаемых, то работу по направляющему тексту они могут превратить в отдых. Возможно также несоответствие самооценки обучаемого и реальности (возникает в результате того, что учащийся обманывается или не имеет опыта в подобном деле). Кроме того, без повторения знания забываются.