17 декабря 1998 г. Президентом РФ был подписан Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (191-ФЗ), который определяет статус исключительной экономической зоны Российской Федерации, суверенные права и юрисдикцию, Российской Федерации в ее исключительной экономической зоне и их осуществление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 этого Закона «Исключительная экономическая зона Российской Федерации - морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права».
Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря.
Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
|
|
Таким образом, можно констатировать, что размеры исключительной экономической зоны Российской Федерации в основном совпадают с размерами ее континентального шельфа, а два этих Закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» и «О континентальном шельфе Российской Федерации» взаимно дополняют друг друга.
В соответствии со статьей 4 Закона в его целях применяются, в частности, следующие основные понятия:
· природные ресурсы исключительной экономической зоны
· живые и неживые ресурсы, находящиеся в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах;
· живые ресурсы исключительной экономической зоны
· все виды рыб, морских млекопитающих, моллюсков, ракообразных, а также другие водные биологические ресурсы, за исключением живых организмов «сидячих видов» морского дна и его недр, использование которых регулируется Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации»;
· неживые ресурсы исключительной экономической зоны
· минеральные ресурсы вод, покрывающих морское дно, включая содержащиеся в морской воде химические элементы и их соединения, энергия приливов, течений и ветра, другие возможные виды неживых ресурсов;
· морские научные исследования в исключительной экономической зоне - фундаментальные или прикладные исследования и проводимые для этих целей экспериментальные работы, направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих на морском дне и в его недрах, в водной толще и атмосфере;
|
|
· морские ресурсные исследования в исключительной экономической зоне - прикладные научно-исследовательские работы, направленные на изучение, разведку и промысел, а также на изучение, разведку и разработку неживых ресурсов;
· вредное вещество - вещество, которое при попадании в морскую среду способно создать опасность для здоровья людей, нанести ущерб живым ресурсам, морской флоре и фауне, ухудшить условия отдыха или помешать другим видам использования моря, а также вещество, подлежащее контролю в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
· сброс вредных веществ или стоков, содержащих такие вещества - любой сброс с судов или иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, какими бы причинами он ни вызывался, включая любые утечку, удаление, разлив, протечку, откачку, выделение или опорожнение; сброс вредных веществ не включает выброс вредных веществ, происходящий непосредственно вследствие разведки, разработки и связанных с ними процессов обработки в море минеральных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации, а также сброс вредных веществ для проведения правомерных научных исследований в целях борьбы с загрязнением или контроля над ним;
· загрязнение морской среды - привнесение человеком прямо или косвенно веществ или энергии в морскую среду, которое приводит или может привести к таким пагубным последствиям, как нанесение вреда живым ресурсам и жизни в море, создание опасности для здоровья человека, создание помех деятельности на море, в том числе для рыболовства и других правомерных актов использования моря, снижение качества используемой морской воды и ухудшение условий отдыха;
· захоронение - любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, а также любое преднамеренное уничтожение судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений; захоронением не считается удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации вышеперечисленных сооружений и объектов. Российская Федерация в исключительной экономической зоне осуществляет:
· суверенные права в целях разведки, разработки, промысла и сохранения живых и неживых ресурсов и управления такими ресурсами, а также в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке исключительной экономической зоны;
· суверенные права в целях разведки морского дна и его недр и разработки минеральных и других неживых ресурсов, а также промысла живых организмов, относящихся к «сидячим» видам морского дна и его недр. Геологическое изучение, поиск, разведка и разработка минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр, а также промысел живых организмов, относящихся к «сидячим видам», производятся в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах», Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации», другими федеральными законами, применимыми к исключительной экономической зоне и деятельности в ней;
· исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на морском дне и в его недрах для любых целей. Буровые работы для любых целей осуществляются в соответствии с Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации»;
· исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности. Создание, эксплуатация и использование искусственных островов, установок и сооружений в исключительной экономической зоне осуществляются в соответствии с Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации»;
|
|
· юрисдикцию в отношении:
· морских научных исследований;
· защиты и сохранения морской среды от загрязнения из всех источников;
· прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации;
· другие права и обязанности, предусмотренные международными договорами Российской Федерации. Закон регулирует (статья 6) права и обязанности других государств в исключительной экономической зоне, которые включают свободу судоходства и полетов, прокладку подводных кабелей и трубопроводов, а также другие правомерные с точки зрения международного права виды использования моря.
В компетенцию федеральных органов государственной власти в исключительной экономической зоне, в частности, входят:
· разработка и совершенствование законодательства Российской Федерации об исключительной экономической зоне и деятельности в ней;
· координация деятельности органов государственной власти в отношении исключительной экономической зоны и деятельности в ней, защиты прав и законных интересов Российской Федерации в исключительной экономической зоне и охраны морской среды, живых и неживых ресурсов;
· определение стратегии изучения и промысла живых ресурсов, поиска, разведки и разработки неживых ресурсов, защиты и сохранения морской среды, живых и неживых ресурсов;
· установление с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, порядка использования неживых ресурсов, включая порядок лицензирования, и разработка соответствующих стандартов (норм и правил);
|
|
· регистрация работ по изучению, разведке и разработке неживых ресурсов, составление Федерального баланса запасов неживых ресурсов;
· контроль за рациональным использованием и сохранением живых и неживых ресурсов и их охрана;
· регулирование проведения ресурсных и морских научных исследований;
· установление системы платежей, определение размеров, условий и порядка взимания платы за использование живых и неживых ресурсов;
· проведение Государственной экологической экспертизы, государственного экологического контроля и государственного мониторинга состояния исключительной экономической зоны с привлечением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью;
· ведение Российского Государственного фонда данных о состоянии исключительной экономической зоны и состоянии ее живых и неживых ресурсов;
· установление правового режима в зонах чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия; обеспечение немедленных действий по ликвидации последствий аварий, приводящих к загрязнению нефтью или веществами, иными, чем нефть;
· установление экологических нормативов содержания загрязняющих веществ в сбросах вредных веществ, а также в отходах и других материалах, предназначенных к захоронению в исключительной экономической зоне, перечня вредных веществ, отходов и других материалов, сброс и захоронение которых в исключительной экономической зоне запрещены, регулирование сброса вредных веществ и захоронения отходов и других материалов, а также контроль за указанным сбросом и захоронением;
· обеспечение совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации выполнения мероприятий, направленных на охрану исключительной экономической зоны;
· разрешение споров в отношении исключительной экономической зоны и деятельности в ней;
· заключение и реализация международных договоров Российской Федерации в отношении исключительной экономической зоны и деятельности в ней.
Третья глава Закона посвящена правовому обеспечению разведки и разработки неживых ресурсов, в том числе использованию приливов, течения и ветра для производства энергии. Определено, что разведка и разработка неживых ресурсов может проводиться гражданами Российской Федерации и иностранных государств, российскими и иностранными юридическими лицами, иностранными государствами и компетентными международными организациями только на основании соответствующей лицензии, выдаваемой специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по вопросам геологии и использования недр. Работы по производству энергии путем использования приливов, течений и ветра могут проводиться физическими и юридическими лицами Российской Федерации и иностранных государств также только на основании соответствующей лицензии, выданной тем же федеральным органом исполнительной власти по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти.
Глава 4 Закона регулирует порядок проведения ресурсных и морских научных исследований, которые могут проводиться:
• федеральными органами исполнительной власти и органа-, ми исполнительной власти субъектов Российской Федерации, гражданами Российской Федерации и российскими юридическими лицами (российскими заявителями);
• иностранными государствами, иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, уполномоченными иностранными государствами и компетентными международными организациями (иностранными заявителями).
С этой целью российские и иностранные заявители должны установленные сроки подать соответствующий запрос в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по рыболовству или в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям, которые и выдадут необходимое разрешение. На российских и иностранных заявителей получивших разрешение на проведение ресурсных или морских научных исследований, Законом накладываются определенные обязанности. Они обязаны предоставлять в федеральный орган выдавший лицензию, предварительные, а после завершения исследований - окончательные отчеты о полученных результатах. В процессе проведения исследований заявители обязаны регулярно поддерживать связь с береговыми службами Российской Федерации.
В соответствии со статьями 27, 28 и 29 Закона государство осуществляет экологическую экспертизу хозяйственной и иной деятельности в исключительной экономической зоне, проводит в этой зоне экологический контроль и мониторинг ее состояния.
Статья 34 Закона определяет особенности экономических отношений при пользовании живыми и неживыми ресурсами исключительной экономической зоны. Основными принципами этих отношений являются платность пользования, финансовое обеспечение изучения, воспроизводства и защиты морской среды, живых и неживых ресурсов и ответственность за нарушение условии хозяйственной деятельности.
Система платежей за пользование живыми ресурсами включает в себя:
· сбор за выдачу лицензий (разрешений) на пользование живыми ресурсами;
· плату за пользование живыми ресурсами;
· штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование
· живыми ресурсами.
Система платежей за пользование неживыми ресурсами
включает в себя:
· плату за информацию о неживых ресурсах;
· сбор за выдачу лицензий на пользование неживыми ресурсами;
· платежи за пользование неживыми ресурсами.
Законом определены меры по обеспечению выполнения установленных в нем правовых норм. Охрану исключительной экономической зоны, ее живых и неживых ресурсов в целях их сохранения, защиты и рационального использования, защиты морской среды, экономических и иных законных интересов Российской Федерации осуществляют в пределах своей компетенции специально уполномоченные:
· Федеральный орган исполнительной власти по пограничной службе;
· Федеральный орган исполнительной власти по охране окружающей среды;
· Федеральный орган исполнительной власти по таможенному делу.
Споры между гражданами, юридическими лицами, гражданами и юридическими лицами по поводу реализации их прав и обязанностей в исключительной экономической зоне разрешаются в судебном порядке судами Российской Федерации. Споры между Российской Федерацией и иностранными государствами по поводу > реализации их прав и обязанностей в исключительной экономической зоне разрешаются мирными средствами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.