Правовой режим исключительной экономической зоны Российской Федерации

17 декабря 1998 г. Президентом РФ был подписан Федераль­ный закон «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (191-ФЗ), который определяет статус исключительной экономической зоны Российской Федерации, суверенные права и юрисдикцию, Российской Федерации в ее исключительной эконо­мической зоне и их осуществление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и норма­ми международного права и международными договорами Россий­ской Федерации.

В соответствии со статьей 1 этого Закона «Исключительная экономическая зона Российской Федерации - морской район, на­ходящийся за пределами территориального моря Российской Феде­рации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, уста­новленным настоящим Федеральным законом, международными до­говорами Российской Федерации и нормами международного права».

Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря.

Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Таким образом, можно констатировать, что размеры исклю­чительной экономической зоны Российской Федерации в основном совпадают с размерами ее континентального шельфа, а два этих Закона «Об исключительной экономической зоне Российской Фе­дерации» и «О континентальном шельфе Российской Федерации» взаимно дополняют друг друга.

В соответствии со статьей 4 Закона в его целях применяются, в частности, следующие основные понятия:

· природные ресурсы исключительной экономической зоны

· живые и неживые ресурсы, находящиеся в водах, покры­вающих морское дно, на морском дне и в его недрах;

· живые ресурсы исключительной экономической зоны

· все виды рыб, морских млекопитающих, моллюсков, ракообразных, а также другие водные биологические ресурсы, за ис­ключением живых организмов «сидячих видов» морского дна и его недр, использование которых регулируется Федеральным за­коном «О континентальном шельфе Российской Федерации»;

· неживые ресурсы исключительной экономической зоны

· минеральные ресурсы вод, покрывающих морское дно, включая содержащиеся в морской воде химические элементы и их соединения, энергия приливов, течений и ветра, другие возможные виды неживых ресурсов;

· морские научные исследования в исключительной эко­номической зоне - фундаментальные или прикладные ис­следования и проводимые для этих целей экспериментальные работы, направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих на морском дне и в его недрах, в водной толще и атмосфере;

· морские ресурсные исследования в исключительной экономической зоне - прикладные научно-исследователь­ские работы, направленные на изучение, разведку и промысел, а также на изучение, разведку и разработку неживых ресурсов;

· вредное вещество - вещество, которое при попадании в морскую среду способно создать опасность для здоровья лю­дей, нанести ущерб живым ресурсам, морской флоре и фауне, ухудшить условия отдыха или помешать другим видам ис­пользования моря, а также вещество, подлежащее контролю в соответствии с международными договорами Российской Фе­дерации;

· сброс вредных веществ или стоков, содержащих такие вещества - любой сброс с судов или иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, какими бы причинами он ни вызывался, включая любые утечку, удаление, разлив, протечку, откачку, выделение или опорожнение; сброс вредных веществ не включает выброс вредных веществ, происходящий непосредственно вследствие разведки, разработки и связанных с ними процессов обработ­ки в море минеральных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации, а также сброс вредных веществ для проведения правомерных научных исследований в целях борьбы с загрязнением или контроля над ним;

· загрязнение морской среды - привнесение человеком прямо или косвенно веществ или энергии в морскую среду, которое приводит или может привести к таким пагубным по­следствиям, как нанесение вреда живым ресурсам и жизни в море, создание опасности для здоровья человека, создание по­мех деятельности на море, в том числе для рыболовства и других правомерных актов использования моря, снижение качества ис­пользуемой морской воды и ухудшение условий отдыха;

· захоронение - любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов, летательных аппаратов, ис­кусственных островов, установок и сооружений, а также лю­бое преднамеренное уничтожение судов, летательных аппара­тов, искусственных островов, установок и сооружений; захо­ронением не считается удаление отходов или других материа­лов, присущих или являющихся результатом нормальной экс­плуатации вышеперечисленных сооружений и объектов. Российская Федерация в исключительной экономической зоне осуществляет:

· суверенные права в целях разведки, разработки, промысла и сохранения живых и неживых ресурсов и управления таки­ми ресурсами, а также в отношении других видов деятельно­сти по экономической разведке и разработке исключительной экономической зоны;

· суверенные права в целях разведки морского дна и его недр и разработки минеральных и других неживых ресурсов, а также промысла живых организмов, относящихся к «сидя­чим» видам морского дна и его недр. Геологическое изучение, поиск, разведка и разработка минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр, а также промысел живых организмов, относящихся к «сидячим видам», производятся в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах», Федеральным законом «О континентальном шельфе Россий­ской Федерации», другими федеральными законами, приме­нимыми к исключительной экономической зоне и деятельно­сти в ней;

· исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на морском дне и в его недрах для любых целей. Буро­вые работы для любых целей осуществляются в соответствии с Федеральным законом «О континентальном шельфе Россий­ской Федерации»;

· исключительное право сооружать, а также разрешать и ре­гулировать создание, эксплуатацию и использование искусст­венных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрис­дикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и пра­вил, касающихся безопасности. Создание, эксплуатация и ис­пользование искусственных островов, установок и сооруже­ний в исключительной экономической зоне осуществляются в соответствии с Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации»;

· юрисдикцию в отношении:

· морских научных исследований;

· защиты и сохранения морской среды от загрязнения из всех источников;

· прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубо­проводов Российской Федерации;

· другие права и обязанности, предусмотренные междуна­родными договорами Российской Федерации. Закон регулирует (статья 6) права и обязанности других госу­дарств в исключительной экономической зоне, которые включают свободу судоходства и полетов, прокладку подводных кабелей и трубопроводов, а также другие правомерные с точки зрения меж­дународного права виды использования моря.

В компетенцию федеральных органов государственной власти в исключительной экономической зоне, в частности, входят:

· разработка и совершенствование законодательства Российской Федерации об исключительной экономической зоне и деятельности в ней;

· координация деятельности органов государственной власти в отношении исключительной экономической зоны и деятель­ности в ней, защиты прав и законных интересов Российской Федерации в исключительной экономической зоне и охраны морской среды, живых и неживых ресурсов;

· определение стратегии изучения и промысла живых ресур­сов, поиска, разведки и разработки неживых ресурсов, защиты и сохранения морской среды, живых и неживых ресурсов;

· установление с учетом предложений органов исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, порядка использо­вания неживых ресурсов, включая порядок лицензирования, и разработка соответствующих стандартов (норм и правил);

· регистрация работ по изучению, разведке и разработке не­живых ресурсов, составление Федерального баланса запасов неживых ресурсов;

· контроль за рациональным использованием и сохранением живых и неживых ресурсов и их охрана;

· регулирование проведения ресурсных и морских научных исследований;

· установление системы платежей, определение размеров, условий и порядка взимания платы за использование живых и неживых ресурсов;

· проведение Государственной экологической экспертизы, государственного экологического контроля и государственно­го мониторинга состояния исключительной экономической зоны с привлечением органов исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью;

· ведение Российского Государственного фонда данных о со­стоянии исключительной экономической зоны и состоянии ее живых и неживых ресурсов;

· установление правового режима в зонах чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия; обеспече­ние немедленных действий по ликвидации последствий ава­рий, приводящих к загрязнению нефтью или веществами, иными, чем нефть;

· установление экологических нормативов содержания за­грязняющих веществ в сбросах вредных веществ, а также в отходах и других материалах, предназначенных к захороне­нию в исключительной экономической зоне, перечня вредных веществ, отходов и других материалов, сброс и захоронение которых в исключительной экономической зоне запрещены, регулирование сброса вредных веществ и захоронения отхо­дов и других материалов, а также контроль за указанным сбросом и захоронением;

· обеспечение совместно с органами государственной вла­сти субъектов Российской Федерации выполнения мероприятий, направленных на охрану исключительной экономиче­ской зоны;

· разрешение споров в отношении исключительной эконо­мической зоны и деятельности в ней;

· заключение и реализация международных договоров Рос­сийской Федерации в отношении исключительной экономиче­ской зоны и деятельности в ней.

Третья глава Закона посвящена правовому обеспечению раз­ведки и разработки неживых ресурсов, в том числе использованию приливов, течения и ветра для производства энергии. Определено, что разведка и разработка неживых ресурсов может проводиться гражданами Российской Федерации и иностранных государств, российскими и иностранными юридическими лицами, иностран­ными государствами и компетентными международными органи­зациями только на основании соответствующей лицензии, выда­ваемой специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по вопросам геологии и использования недр. Работы по производству энергии путем использования приливов, течений и ветра могут проводиться физическими и юридиче­скими лицами Российской Федерации и иностранных государств также только на основании соответствующей лицензии, выданной тем же федеральным органом исполнительной власти по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти.

Глава 4 Закона регулирует порядок проведения ресурсных и морских научных исследований, которые могут проводиться:

• федеральными органами исполнительной власти и органа-, ми исполнительной власти субъектов Российской Федерации, гражданами Российской Федерации и российскими юридиче­скими лицами (российскими заявителями);

• иностранными государствами, иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, уполномоченными иностранными государствами и компетентными международ­ными организациями (иностранными заявителями).

С этой целью российские и иностранные заявители должны установленные сроки подать соответствующий запрос в специаль­но уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по рыболовству или в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям, которые и выдадут необходимое разрешение. На российских и иностранных зая­вителей получивших разрешение на проведение ресурсных или морских научных исследований, Законом накладываются опреде­ленные обязанности. Они обязаны предоставлять в федеральный орган выдавший лицензию, предварительные, а после завершения исследований - окончательные отчеты о полученных результатах. В процессе проведения исследований заявители обязаны регулярно поддерживать связь с береговыми службами Российской Федерации.

В соответствии со статьями 27, 28 и 29 Закона государство осуществляет экологическую экспертизу хозяйственной и иной дея­тельности в исключительной экономической зоне, проводит в этой зоне экологический контроль и мониторинг ее состояния.

Статья 34 Закона определяет особенности экономических от­ношений при пользовании живыми и неживыми ресурсами ис­ключительной экономической зоны. Основными принципами этих отношений являются платность пользования, финансовое обеспе­чение изучения, воспроизводства и защиты морской среды, живых и неживых ресурсов и ответственность за нарушение условии хо­зяйственной деятельности.

Система платежей за пользование живыми ресурсами включа­ет в себя:

· сбор за выдачу лицензий (разрешений) на пользование жи­выми ресурсами;

· плату за пользование живыми ресурсами;

· штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование

· живыми ресурсами.

Система платежей за пользование неживыми ресурсами

включает в себя:

· плату за информацию о неживых ресурсах;

· сбор за выдачу лицензий на пользование неживыми ресурсами;

· платежи за пользование неживыми ресурсами.

Законом определены меры по обеспечению выполнения уста­новленных в нем правовых норм. Охрану исключительной эконо­мической зоны, ее живых и неживых ресурсов в целях их сохране­ния, защиты и рационального использования, защиты морской среды, экономических и иных законных интересов Российской Федерации осуществляют в пределах своей компетенции специально уполномоченные:

· Федеральный орган исполнительной власти по пограничной службе;

· Федеральный орган исполнительной власти по охране окружающей среды;

· Федеральный орган исполнительной власти по таможенному делу.

Споры между гражданами, юридическими лицами, гражда­нами и юридическими лицами по поводу реализации их прав и обязанностей в исключительной экономической зоне разрешаются в судебном порядке судами Российской Федерации. Споры между Российской Федерацией и иностранными государствами по поводу > реализации их прав и обязанностей в исключительной экономической зоне разрешаются мирными средствами в соответствии с ме­ждународными договорами Российской Федерации и нормами ме­ждународного права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: