При создании этой методики ее автор Т.И.Ильина использовала ряд других известных методик. В ней имеются три шкалы: «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «Овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «Получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов). Раскрывая мотивы и личностный смысл учебной работы для студента, методика позволяет оценить стратегию учебы конкретного студента и в случае необходимости наметить и рекомендовать ему определенные коррективы.
Процедура обследования
Для проведения обследования необходимо подготовить бланки опросника и бланки ответов (приложения 8 и 9). Обследование может проводиться в групповой форме. Перед началом работы необходимо разъяснить инструкцию, обратить внимание на правильность заполнения бланков ответов. В процессе работы нужно следить за самостоятельностью ответов обследуемых.
|
|
Обработка результатов
За совпадение с ключом начисляется определенное количество баллов. Подсчитывается сумма баллов по каждой шкале.
Ключ к опроснику
Шкала «Приобретение знаний»:
за согласие («+») с утверждением по п. 4 начисляется 3,6 балла; по п. 17 − 3,6 балла; по п. 26 – 2,4 балла; за несогласие «−» с утверждением по п. 28 − 1,2 балла; по п. 42 − 1,8 балла, (максимум − 12,6 балла).
Шкала «Овладение профессией»:
за согласие по п. 9 − 1 балл; по п. 31 − 2 балла; по п. 33 − 2 балла, п. 43 − 3 балла; по п. 48 − 1 балл и по п. 49 −1 балл, (максимум − 10 баллов).
Шкала «Получение диплома»:
за несогласие по п. 11 − 3,5 балла; за согласие по п. 24 − 2,5 балла; по п. 35 − 1,5 балла; по п. 38 − 1,5 балла и по п. 44 − 1 балл (максимум − 10 баллов).
Вопросы по пп. 5, 13, 30, 39 являются нейтральными к целям опросника и в обработку не включаются.
Интерпретация результатов
Высокие значения по шкалам, приближающиеся к максимуму, свидетельствуют о выраженности мотива.
Преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею.
Преобладание мотива «получение диплома» позволяет считать, что студент в вузе «проводит время» и ждет диплом о высшем образовании, самоорганизация его весьма своеобразная и учебный процесс исходя из влияния на формирование индивидуальности такого студента, играет незначительную роль.
Приложение 8
Бланк методики
Инструкция
Отметьте ваше согласие знаком «+» или несогласие знаком «−» с нижеследующими утверждениями.