Прибор «Гироскоп-снаряд» применяется при показе устойчивости в полете вращающегося снаряда. Гироскоп-снаряд (рис. 83) по форме соответствует артиллерийскому снаряду или пуле. Внутри прибора, изготовляемого из листового железа, помещается электромотор, вращающий маховик. Задний конец оси маховика вращается в шариковом подшипнике. Снаряд при помощи рамки и вращающегося стержня подвешивается и уравновешивается шайбами, навертываемыми на стержень головки, на подставке.
Сначала руководитель показывает снаряд с невращаю-щимся маховиком. В этом случае снаряд при внешнем воз-
действии может принимать самые различные положения (кувыркаться, опрокидываться, вращаться вокруг стержня). После включения мотора маховик начинает вращаться и снаряд приобретает устойчивость, т. е. он как бы сопротивляется прикладываемым к нему силам, стремясь сохранить прежнее положение. Этот эффект называется гироскопической устойчивостью.
Рис. 83. Прибор «Гироскоп-снаряд»:
/-головка; 2 — маховик; 3— отверстие; 4 — задняя опора маховика;
5 — дно; 6 — подшипник; 7 — полуось; 8 — рамка; 9 — стержень; 10 —
электропровод
Прибор можно использовать при объяснении природы деривации и прецессии. Для этого ось снаряда ставят под небольшим углом к горизонту и к головной его части снизу прикладывают небольшое усилие, например, слегка нажимая на него острием карандаша или спичкой. Нетрудно заметить, как в результате этого головная часть снаряда начинает совершать коническое движение и снаряд вместе с рамкой поворачивается (отклоняется) вправо. Это явле-
ние можно продемонстрировать и без непосредственного воздействия на снаряд, если на головную часть направить сильный поток воздуха с помощью комнатного вентилятора или из сопла макета аэродинамической трубы.
Прибор «Местное поражаемое пространство»
При изучении элементов траектории и поражаемого пространства на наклонной местности применяется учебный прибор, показанный на рис. 84.
Основанием прибора служит фанерный щит размером 120 X 85 см. К щиту неподвижно прикрепляются две планки. В левой планке через 4 см просверлены отверстия для выступа на макете оружия с линией возвышения. Макет оружия изготовляется из фанеры или жести. Помещая выступ макета оружия в различные отверстия, оружию придают различные углы возвышения и превышения над целью. Расстояние между двумя соседними отверстиями можно принять за 10 м высоты местности и провести через них горизонтальные линии, обозначив их на правой поперечной планке: 10, 20 м и т. д. — вверх и вниз от линии горизонта оружия, принятой за нулевое положение. Высота пересечения горизонтальных линий с правой планкой обозначена в метрах с правой стороны. На высоте местности 0 (горизонт оружия) на винте с барашком вращается рельефная планка. Ее наклон к горизонту оружия определяется на дугообразной шкале и фиксируется винтом с барашком. Траектория, линия прицеливания и линия падения изготовляются из сталистой проволоки и окрашиваются в различные цвета. Траектория в точке вылета прикрепляется к макету оружия, а в точке падения скрепляется С линией падения и размещается в рельефной планке так, чтобы она могла перемещаться вдоль нее при изменении угла ската и высоты местности (оружия). В. рельефной планке сделан паз для перемещения по нему различных целей.
На занятиях по изучению основ стрельбы, используя данный учебный прибор, можно показать (или потребовать, чтобы показали обучаемые): все элементы траектории (точки вылета, падения, прицеливания; линии прицеливания, возвышения, падения, ската; углы прицеливания, падения, встречи, ската, места цели и т. д.); поражаемое пространство на наклонной местности, его зависимость от Крутизны траектории, ската и угла места цели; дальность Прямого выстрела и др.
Порядок использования прибора покажем на примере Дальность стрельбы 600 м. Бегущие фигуры (мишень №8)' перемещаются по встречному скату крутизной 5°. Ручной пулемет Калашникова находится выше цели на 10 м. Показать и определить величину поражаемого пространства на наклонной местности (Ппм).
После уяснения условий обучаемый устанавливает ору-
жие в первое отверстие выше горизонта оружия, совмещает указатель рельефной планки с делением 5° и уточняет наблюдением через отверстие в его дугообразной шкале правильность установки, вставляет в паз цель и перемещает ее по планке от точки падения до тех пор, пока высота траектории не начнет превышать высоту цели (голова фигуры коснется траектории). Расстояние, на которое была перемещена цель, и будет поражаемым пространством на наклонной местности.
Затем руководитель приказывает второму обучаемому показать угол встречи, углы, из которых он слагается (угол падения, угол места цели и угол ската), и определить его величину.
Взяв из таблицы, помещенной на щите, угол падения, определив угол места цели и угол ската в тысячных, обучаемый получит угол встречи, равный 85 тысячным. Подставляя величину этого угла в формулу
он находит поражаемое пространство на наклонной местности; в нашем примере Ппм равно 18 м.