Е.Е. Сапогова приводит обобщённую модель консультирования, состоящую из 6 стадий:
I - стадия исследования проблем;
II - выделение актуальной проблемы, лежащей в основе большинства трудностей клиента;
III - стадия идентификации альтернатив (возможные способы решения проблемы);
IV - стадия планирования;
V - стадия деятельности;
VI - стадия оценки и обратной связи.
Иногда происходит возврат к какой-либо стадии, также возможно перескакивание с одной стадии на другую.
Литература
1. Алёшина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 1993.
2. Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: Новые отношения. - СПб.: Питер, 1997.
3. Сапогова Е.Е. Консультативная психология. - М.: Академия, 2008. - С.21-24.
4. Середа Е.И. Практикум по межличностным отношениям: Помощь и личностный рост. - СПб.: Речь, 2006.
Тема 4. Типы запросов о помощи. Контакт и контракт
В консультировании
Вопросы:
1. Типы запросов о помощи.
2. Контакт и контракт в консультировании.
|
|
3. Требования к контракту.
4. Цель консультирования как часть процесса заключения контракта.
Вопрос 1. Типы запросов о помощи
Люди порой не знают, в какой именно помощи они нуждаются.
Все запросы о помощи делятся на 2 группы:
1) неконструктивные:
а) запросы с предельным обобщением (Хочу любви…);
б) манипулятивные запросы (Сделайте так, чтобы он (а) измелился…);
2) конструктивные:
а) запрос о помощи в саморазвитии (Помогите научиться…);
б) запрос о снятии симптома (Хочу избавиться…);
в) запрос об информации (Хочу узнать…);
г) запрос о помощи в самопознании (Помогите разобраться, почему это произошло именно со мной?);
д) запрос о трансформации (Хочу измениться…).
Психологи работают лишь с конструктивными запросами. Неконструктивные запросы нужно переформулировать. Если это не удаётся, то следует отказаться от консультирования таких клиентов.