Лекция - метод обучения, одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой устное, монологическое, систематическое, последовательное изложение преподавателем учебного материала. Она предшествует всем другим формам организации учебного процесса, позволяет оперативно актуализировать учебный материал дисциплины.
Цель лекции - организация целенаправленной познавательной деятельности обучающихся по овладению программным материалом учебной дисциплины.
Задачи лекции:
• обеспечивать формирование системы знаний по учебной дисциплине;
• учить умению аргументировано излагать научный материал;
• формировать профессиональный кругозор и общую культуру;
• отражать новые, еще не получившие освещения в учебниках и учебных пособиях знания;
• оптимизировать все другие формц организации учебного процесса с позиций новейших достижений науки, техники, культуры и искусства.
Функции лекции
• информационная (изложение системы знаний);
• мотивационная (формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации обучающегося);
|
|
• ориентировочная (обеспечение основы для дальнейшего усвоения учебного материала);
• воспитательная (формирование сознательного отношения к процессу обучения, стремление к самостоятельной работе и всестороннему овладению специальностью, развитие интереса к учебной дисциплине, содействие активизации мышления обучающихся).
К типичным структурным элементам лекции относятся вступление, основная часть, заключение. Вступление - часть лекции, цель которой - заинтересовать и настроить аудиторию на восприятие учебного материала. В его состав входят:
• формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности, цели лекции;
• изложение плана лекции, включающего наименования основных вопросов, подлежащих рассмотрению на лекции;
• характеристика рекомендуемой литературы, необходимой для организации самостоятельной работы обучающихся;
• ретроспекция-напоминание о вопросах, рассмотренных на прошлой лекции, связь их с новым материалом, указание на его роль, место и значение в данной дисциплине, а также в системе других наук.
Основная часть - изложение содержания лекции в строгом соответствии с предложенным планом. Она включает раскрывающий тему лекции концептуальный и фактический материал, его анализ и оценку, различные способы аргументации и доказательства выдвигаемых теоретических положений и определяется видом лекции.
Заключение - подведение общего итога лекции, обобщение материала, формулировка выводов по теме лекции, ответы на вопросы слушателей.
|
|
Для повышения эффективности лекций целесообразно» воспользоваться следующими рекомендациями:
• четко и ясно структурировать занятие;
• рационально дозировать материал в каждом из разделов;
• использовать простой, доступный язык, образную речь с примерами и сравнениями;
• отказаться, насколько это возможно, от иностранных слов;
• использовать наглядные пособия, схемы, таблицы, модели, графики и т.д;
• применяя риторические и уточняющие понимание материала вопросы;
• обращаться к техническим средствам обучения: проектору, видеозаписи, магнитофону, слайдам и т. п. (их использование позволяет повысить эффективность занятия по сравнению с обычнойлекцией на 20-50%).
В практике преподавательской работы принято выделение нескольких типов лекций:
Проблемная лекция. Проблемная лекция имеет своей целью обновить, углубить знания обучающихся, раскрыть новые научные подходы и разработки важнейших проблем практики. Единого рецепта для подготовки и чтения проблемной лекции не может быть. Однако существует ряд общих требований, которые следовало бы учитывать при подготовке и чтении таких лекций. Проблемная лекция, как правило, вызывается необходимостью:
• дать представление об основных проблемах одного из разделов курса;
• показа вклада того или иного ученого, научной школы в развитие науки, отдельных ее направлений;
• углубленного раскрытия узловых и острых проблем современности.
Правила проведения проблемной лекции:
1. В начале проблемной лекции следует назвать тему, план, указать дополнительную к имеющемуся у обучающихся списку литературу. Наиболее приемлемым может быть план лекции, включающий три-четыре вопроса.
2. Проблемная лекция не должна быть перегружена вопросами, часть которых можно будет рассмотреть на семинарских занятиях, при проведении дискуссий.
3. Внимание в проблемной лекции необходимо сосредоточить на наиболее сложных теоретических вопросах, имеющих большое научное и практическое значение в современных условиях.
4. Проблемная лекция в значительной степени должна носить методологический характер.
5. Особого внимания требует логическая структура изложения материала. От четкости изложения, логических переходов от одного вопроса к другому, умения подчеркнуть главные положения, выделить сложные и важные в теоретическом и практическом отношении вопросы, сделать необходимые выводы и обобщения во многом зависят качество и успех лекции, а также ее эффективность.
6. В проблемной лекции нельзя уходить от дискуссионных вопросов, однако широкий аспект дискуссионных проблем рассматривается обычно в лекциях-дискуссиях.
7. Эффективное использование времени при демонстрации иллюстраций, статистических и других материалов. Объем иллюстраций зависит от научной сложности рассматриваемой проблемы и от продолжительности лекционного времени, отводимого на данную тему.
Лекция-дискуссия - эта форма обучения представляет собой объединение обычной лекции с дискуссиями об изложенном материале. Во время дискуссионной фазы учебный материал лекции анализируется, освещается и оценивается со всех сторон. В дискуссию должны включаться по возможности все участники. Необходимость данного вида лекций обусловлена наличием большого количества сложных, часто мало или совсем не разработанных теоретических и трудно решаемых практических проблем.
Основные требования к лекции применимы и к данному виду обучения:
1. Цель лекции-дискуссии - рассмотрение, анализ различных позиций, точек зрения ученых на содержание той или иной проблемы, концепции выбора путей практической реализации стоящих перед обществом задач, обучение методике анализа важнейших проблем, ведения научных дискуссий, применения и умелого использования необходимых аргументов для защиты своих позиций или критики точек зрения оппонентов.
|
|
2. Структура лекционного материала определяется преподавателем, который выбирает дискуссионные вопросы. Необходимо остановить свой выбор для анализа в ходе лекции на наиболее значимых теоретических и практических проблем.
3. Критический анализ дискуссионных вопросов, осуществляемый в лекции на основе научной методологии, способствует формированию позиции обучающихся при решении сложных социально-экономических и управленческих проблем.
4. Грамотно методологически и методически построенная лекция прививает навыки теоретического анализа сложных процессов, протекающих в нашей стране, обучает приемам вести эффективные дискуссии со своими оппонентами по возникающим спорным научным и практическим вопросам.
5. В случае чтения лекции в небольшой аудитории вполне возможно разрешить задавать вопросы по ходу лекции и тут же отвечать на них. В многочисленной аудитории, где возможен большой разброс мнений, рациональнее будет разрешить задавать вопросы и отвечать на них после окончания анализа относительно самостоятельной проблемы (вопроса плана лекции). Вопросы, реплики по ходу лекции в этом случае могут перерасти в неуправляемую дискуссию.
Для повышения эффективности дискуссии преподаватель должен подготовить не только доклад, но и дискуссию, что предполагает:
• подготовку провокационных вопросов;
• определение проблем, дающих импульсы к размышлениям;
• разработку дополнительных примеров и сравнений;
• подбор конкретных материалов для дискуссии;
• выделение и структурирование ожидаемых узловых вопросов (главных пунктов) дискуссии.
Дискуссия всегда должна завершаться обзором высказываний участников и подведением итогов..
Лекция-консультация. Лекции-консультации отличаются от проблемных лекций, прежде всего своим назначением и методическим содержанием.
|
|
Методическое содержание лекции-консультации имеет свою специфику, обусловленную ее назначением. Исходным положением при этом следует считать смысл ключевого слова в названии данной формы занятий - «консультация» - совещаюсь, забочусь, обсуждаю. Конечно, эти действия осуществляются в данном случае в рамках лекции, а не других форм консультаций.
Целевая направленность лекций-консультаций определяет их методологическое содержание. При этом к данному виду лекций применимы основные требования к лекции как форме обучения: отбор для рассмотрения наиболее актуальных вопросов, четкость изложения, выделение главного, аргументация выдвигаемых положений, использование технических средств обучения и раздаточного материала и т.д.
Некоторые положения той или иной проблемы, четко их определив, можно рекомендовать обучающимся для самостоятельного изучения, указав для этого необходимую учебную литературу.
В случае если тема лекции-консультации непосредственно связана с предстоящим семинарским занятием, собеседованием или другими формами занятий, то необходимо дать рекомендации обучающимся по подготовке их к активному участию в обсуждении выносимых на эти занятия проблем.
Одним из достоинств лекции-консультации является возможность в достаточной мере раскрыть методологические и методические подходы к анализу социально-экономических процессов. Преподаватель при этом может передать свой опыт использования методических приемов анализа, применения аргументов и доказательств в защиту или для критики тех или иных положений.
В целом лекция-консультация, выполняя свои функции:
· способствует познанию содержания учебного материала,
· углубленному изучению теоретических проблем,
· повышению эффективности самостоятельной работы обучающихся,
· раскрытию значения изучаемых теоретических положений для выработки практических рекомендаций.
Контрольные вопросы
1) Раскройте понятие и назовите отличительные черты проблемной лекции, лекции консультации, лекции дискуссии.
2) Назовите цель и задачи лекции.
3) Охарактеризуйте функции лекции консультации.
4) Классифицируйте виды лекций