Лекция «дискуссия» как интерактивная форма проведения занятия по правовым дисциплинам

Дискуссия - одна из активных форм учебного процесса, приз­ванная мобилизовать практические и теоретические знания обучаю­щихся на поприще «сражения истин», «сражения подходов», взглядов на одну и ту же реальность с существенно отличающихся точек зрения.

Дискуссия уместна и даже незаменима при освоении теорети­ческих общественных дисциплин. Здесь основания для дискуссии создаются реальной включенностью обучающихся в демократические (многосубъектные) общественные процессы, в злободневное столкно­вение идеологий. За этими пределами форма дискуссии также приме­нима, но при определенных условиях и в определенном смысле.

Дело в том, что в научном и политическом процессах дискус­сия - всегда спор, рассмотрение спорных вопросов. В учебном процессе может не возникать ситуации спорности трактовок. А если нет неподдельной спорности, не может быть и дискуссии, разве что игра в дискуссию. Но тогда форма занятий так и должна называться игрой (например, деловая игра, ролевая игра). По этим причинам заранее планировать форму занятия как дискуссию не вполне корректно. Лучше оставить за преподавателем право окончательно определять активную форму группового занятия, зарезервировав на него время, но не определяя ни конкретную форму, ни тему.

При определенных (необходимых и достаточных) предпосыл­ках можно было бы развить и такую прекрасную и запоминающуюся форму учебного процесса, как межгрупповой диспут на актуальные темы. Эта форма могла бы даже заменить выпускные аттестационные работы и быть публичной защитой взглядов в состязательной форме. Еще раз следует подчеркнуть: хотя дискуссия - активная форма учебной работы, но спор должен происходить настоящий, что ни на есть жизненный, всерьез. Дискуссия - принесенная в аудиторию часть реальной жизни, наполненной спорами, столкновениями разных «правд». Это ее ценнейшая особенность, ее вклад в связывание образования и реальной жизни.

Основные предпосылки использования дискуссии в активном обучении таковы:

• необходимо в составе изучаемой темы обнаружить те вопросы, по которым обучающиеся осознанно придерживаются существенно разных точек зрения. Это может быть сделано в ходе лекций и других занятий;

• следует определить, относятся ли выявленные спорные вопросы к разряду затрагивающих интересы и умы многих.

Нужно представить себе, насколько плодотворной может быть дискуссия, прежде всего с точки зрения эффективности учебного процесса, усвоения программного материала. Если преподаватель найдет все эти предпосылки достаточными, можно смело затевать дискуссию.

Подготовка дискуссии предопределяет форму ее проведения. Здесь могут возникнуть разнообразные варианты. Следует избегать дискуссии-экспромта. При нашей культуре общего разговора очень быстро выясняется неумение быстро мобилизовать материал (недоста­точная эрудиция многих участников, т.е. умных много, а способных быстро мобилизовать знания и опыт, пускать их в содержательный раз­говор - мало). Лучше заранее определить и объявить тему, дать время ее «поносить в себе», собраться с мыслями и с материалом. Рассмотрим основные варианты подготовки к дискуссии и соответственно формы ее проведения:

1. Участники, сгруппировавшись по взглядам, заранее готовят тезисы! и «публикуют» их, т.е. распространяют среди будущих участников дискуссии. Преподаватель может получить их, как все остальные, а может и не получать (для демонстрации сугубой нейтральности). Его квалификации должно хватать для ориентирования в позициях и без предварительного знакомства с ними. При таком варианте подготовки дискуссия с ходу мобилизует аргументацию и контраргументацию, идет полемика.

2. Предварительная подготовка идет разрозненно,, индивидуально, Участники логически и активно группируются в «партии» в ходе-дискуссии. В этом случае дискуссия начинается с заявления позиций, а уже потом идет полемика.

3. Участники не склонны активно группироваться и активно заявлять позиции. В этом случае есть смысл разделить группу на подгруп­пы (не более 5-7 человек) и предложить им поговорить между со­бой. После разговора по малым группам каждая из них доклады­вает либо общую позицию, либо основные выявившиеся позиции.

В ходе подготовки возможен и такой вариант: преподаватель составляет перечень постановок вопросов для дискуссии и передает обучающимся не как обязательный, а как один из возможных подходов.

Хорошо, если дискуссию будут вести два преподавателя, при этом особенно хорошо, если они не единомышленники, придерживаются разных идеологий, позиций. Преподаватель с эклектическими взглядами обычно привносит в дискуссию сумбур и уныние, поскольку ему по большому счету предмет дискуссии безразличен.

Участников дискуссии должно быть не менее 12-15, хорошо -23-25, но не более 30. Преподаватель (или два преподавателя) должен не дискутиро­вать, а вести дискуссию. Это очень важно. Не стоит играть в нейтрали­тет. Никто не поверит, что преподаватель «не от мира сего». Подумают, что притворяется и «делает над нами эксперимент». Дискуссия - не игра, а спор настоящий и по существенным вопросам. Поэтому препо­давателю можно и не скрывать свою позицию, но поставить себя в роль ведущего, сознательно сдерживающегося от активного в ней участия ради обеспечения и поддержания достойной атмосферы спора. Кстати, обучающиеся смогут поучиться у преподавателя, как нужно и можно быть внимательным к любой позиции (и идеологии) и тем самым обес­печивать демократичность спора. Примеры явно неудачного ведения дискуссии показывают нам некоторые телевизионные ведущие, кото­рые злятся и прерывают выступающего, встречая сильную аргумен­тацию против их не объявляемой, но угадываемой позиции.

В ходе дискуссии ведущий ее преподаватель обучает не какой-либо позиции, а умению излагать и аргументировать любую позицию, избранную тем или иным участником. Он, как партнер в танце, должен помочь спорщикам проявить свои сильные стороны, найти новые удач­ные аргументы. Задача ведущего состоит не в том, чтобы достичь исти­ны, а в том, чтобы дискутирующие научились ее добывать и защищать.

В научных и политических дискуссиях ведущих не бывает, а в учебных дискуссиях ведущие - решающая фигура. Иногда ведущему приходится имитировать позицию, не пред­ставленную никем из участников, однако необходимую «для полноты картины», ибо в жизни эта позиция есть. При этом не рекомендуется вносить в имитацию критику, карикатуру. Этим уничтожается подлинность дискуссии, она переводится в игру и тут же сходит на нет.

Дискуссия может не пойти, если участники начинают вести «мужской разговор», т.е., как глухари, толкуют каждый только о своем. Нужно найти способы заставить их прислушаться друг к другу, вовлечь их в общий спор.

Групповая дискуссия: алгоритм и правила проведения. Содержание данного метода обучения составляет свободный обмен идеями и мнениями меж­ду участниками учебного процесса.

К функциям групповой дискуссии как активного метода обучения следует отнести:

- изменение установок участников образовательного процесса, выработка нового взгляда на проблему;

- систематизацию разрозненных сведений по обсуждаемой проблеме, построение четкой «картины мира»;

- поиск консенсуса по обсуждаемому вопросу;

- развитие коммуникативных навыков обучающихся: навыков слушания, аргументации, работы с возражениями, убеждения;

К преимуществам использования данного метода в учебном процессе можно причислить высокую степень познавательной активности и эмоциональной включенности участников, в особенности в тех случаях, когда обсуждаемый материал идет вразрез с их установками и представлениями. Дискуссия имеет тен­денцию ограничиваться одним вопросом или темой и строится в определенном порядке.

Алгоритм проведения групповой дискуссии состоит из следующих шагов:

1. Запуск дискуссии (проблематизация).

2. Инструктирование (знакомство с целью, темой и правилами проведения дискуссии, фиксация на доске).

3. Обмен мнениями между участниками.

4. Упорядочение и совместная оценка полученной информации.

5. Подведение итогов дискуссии: сопоставление целей дискуссии с полученными результатами.

Рекомендации по использованию метода групповой дискуссии в учебном процессе можно свести к следующим:

1) Чтобы дискуссия была эффективной, участникам необходимо об­ладать определенными базовыми знаниями по обсуждаемой проблеме.

2) Эффективность дискуссии напрямую зависит от уровня ее проблематизации.

3) Соблюдение участниками дискуссии временных рамок придает обсуждению темп, гарантирует оживленность дискуссии и до­стижение необходимых выводов.

4) Преподаватель должен выступать в роли модератора, создающего дружелюбную обстановку, контролирующего соблюдение правил ведения групповой дискуссии, не допускающего монополизации дискуссии кем-либо из участников данного процесса.

5) Оптимальный способ организации учебного пространства – «круглый стол». Участники должны быть размещены таким образом, чтобы им обеспечено было равенство позиций, визуальный контакт и пространственная близость по отношению друг к другу.

6) Ценность групповой дискуссии равна ценности выводов, полученных в ходе обсуждения проблемы, поэтому преподавателю необходимо обобщить пункты, высказанные группой, и по­дытожить все достигнутые выводы и умозаключения.

Контрольные вопросы

1) Назовите алгоритм и правила проведения групповой дискуссии.

2) Охарактеризуйте цели и задачи «дискуссии» как интерактивной форме проведения занятия

3) Дайте определение и назовите особенности данной формы.

4) Раскройте алгоритм проведения занятия с использованием данной формы.

5) Выделите достоинства и недостатки данной формы организации и проведения занятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: