Первый этап: сбор и анализ информации, поступающей от пользователей

Прежде чем приступать к разработке и построению любой системы, следует выяснить, какие проблемы пользовате­ли хотят разрешить и как они привыкли работать. Нужно наблю­дать за пользователями, расспрашивать их. Предлагаемое ре­шение должно соответствовать не только настоящим, но и будущим потребностям пользователей.

Первый этап – действия по сбору и анализу информа­ции – может быть разбит на пять шагов:

· определение профиля пользователей;

· анализ стоящих перед пользователями задач;

· сбор требований, предъявляемых пользователями;

· анализ рабочей среды пользователей;

· соответствие требований пользователей стоящим перед разработчиками задачам.

Проектирование и постановка вопросов, а также про­ведение анализа являются настоящим искусством.

1.Определение профиля пользователей.

Профиль пользователя дает ответ на вопрос: «Что пред­ставляет собой ваш пользователь?». Он позволяет вам со­ставить представление о возрасте, образовании, предпоч­тениях пользователей, получить другую необходимую ин­формацию. Нужно проводить интервьюирование и исследования, наблюдать за пользователями и снимать их на видео, изучать специальную литературу (опубликованные тек­сты докладов, материалы прессы и маркетинговых иссле­дований).

2.Анализ стоящих перед пользователями задач

Анализ стоящих перед пользователем задач – это оп­ределение того, чего хотят пользователи и каким образом они собираются решать свои задачи.

Независимо от метода анализа задач нужно полу­чить ответы на следующие вопросы:

· Какие задачи решают пользователи?

· Какие задачи являются наиболее важными?

· Какие шаги предпринимаются для решения задач?

· Какие цели преследуют пользователи при решении тех или иных задач?

· Какой информацией необходимо располагать для выполнения задач?

· Какой инструментарий (компьютеры и т.д.) исполь­зуется для решения задач?

· Каков ожидаемый итог от решения задачи?

· Каким образом пользователи выполняют свою работу (вручную, на компьютере, по телефону и т.д.)?

· Каким образом они взаимодействуют с другими лицами при решении задач?

· Каким образом задачи учитываются в общем бизнес-процессе?

· Как часто пользователям приходится решать за­дачи?

· Каким образом компьютер или другая компьютер­ная техника помогает пользователям в решении за­дач?

3. Сбор требований, предъявляемых поль­зователями

Анализ и сбор требований, предъявляемых пользова­телями, отвечают на вопрос: «Какую, с точки зрения поль­зователя, пользу принесет им предлагаемый продукт или интерфейс?». Практически во всех проектах программно­го обеспечения учитываются требования пользователей. Это помогает определить особенности проекта и структу­ру пользовательского интерфейса. Ключевыми в данном контексте являются следующие вопросы:

· Какие основные технологии требуются пользовате­лям?

· Сколько пользователи и менеджеры готовы запла­тить за продукт?

· Кто устанавливает продукт?

· Кто будет сопровождать продукт, когда он будет ус­тановлен?

Как правило, сбором требований занимаются специ­альные группы. Существуют некоторые общие для всех пользователей требования, предъявляемые к бизнес-про­граммам, в соответствии с которыми новый продукт дол­жен:

· сокращать работу с бумагами;

· уменьшать ошибки пользователей;

· автоматизировать существующие ручные процессы;

· повышать скорость совершения транзакций.

4.Анализ рабочей среды пользователей

Анализ среды пользователя отвечает на вопрос: «Где ваши пользователи решают стоящие перед ними задачи?». Необходимо определить характеристики среды, которые могут оказывать влияние на выполнение пользователями своей работы:

· физическая сторона рабочей среды (освещение, шум, рабочее пространство, температура, наличие компьютеров, телефонов, количество персонала и т.д.);

· места работы пользователя и степени его мобильности (офис, квартира, стационарно, с передвиже­ниями и т.д.);

· вопросы эргономики, условий труда (задействуются ли зрение, слух, работа ведется стоя/сидя, на клавиатуре и т.д.);

· особые запросы (уровень подготовки, физическое состояние, интерес к познавательному процессу, особенности речи и возможные недостатки);

· интернационализация и другие культурологиче­ские условия (перевод, цвета, иконки, текст, сообщения и т.д.).

Все эти факторы влияют на разработку продукта.

Существует множество руководств, рекомендаций и технологий для этих областей разработки программного обеспечения.

5. Соответствие требований, стоящим перед пользователями решаемым задачам

Анализ соответствия требований стоящим перед пользователями задачам это проверка на их реалистичность. Если требования пользователей не со­размерны выполняемым задачам, необходимо предло­жить им оптимальный вариант. Необходимо проверить, не превы­шают ли возможности продукта действительные потреб­ности клиента.

Проанализировав задачи, стоящие перед пользова­телями, и их требования выясняется, какие элементы интерфейса потребуются и как их расположить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: