Четвертый этап: подтверждение качества

Тестирование на удобство применения является клю­чевым элементом итерационного процесса разработки. Оно заключается в том, чтобы выдать продукт на руки боль­шому количеству пользователей и посмотреть, смогут ли они с ним работать. Цель тестирования на удобство при­менения должна заключаться в оценке поведения, дейст­вий и степени удовлетворения пользователей. Многие раз­работчики обращаются к подобному виду тестирования ближе к концу проектирова­ния. Но это слишком поздно для того, чтобы на основании его результатов вносить изменения. Даже если они и вносятся, нельзя быть уверенным в том, что исправ­ленный продукт можно использовать без проведения по­вторного тестирования.

Разработчики должны обязательно присутствовать при проведении тестирования, и оказать техническую под­держку. Деятельность по оценке удобства применения не пре­кращается после продажи продукта или внедрения его в производство (таблица 5.1).

Разработка и проектирование программного продукта могут потребовать внедрения множества подсис­тем, сетей, баз данных, других программ и т.д. Как пра­вило, операционная система, языки программирования и инструментарий для проектирования определяются рань­ше, еще до разработки пользовательского интерфейса. При создании программного продукта необходимо привязываться к предыдущим версиям, дру­гим продуктам или специальному набору языков програм­мирования и инструментарию. На рисунке 5.4 представлены два различных подхода к разработке интерфейса.

Таблица 5.1 –Действия по оценке удобства применения продукта

Стадии разра­ботки продукта Действия по оценке возможности использования
Определение концепции Сбор требований пользователей концептуальное определение разработки
Подтверждение концепции Концептуальные оценки разработки (бумага/карандаш, прототипы)
Разработка Оценки прототипов. Отслеживание и фиксирование проблем, возникающих у пользователей
Проектирование Итерационное тестирование на ранних стадиях разработки (индивидуальные модели, ключевые задачи). Итерационное тестирование окончатель­ных вариантов разработки (целиком продукт, все задачи). Отслеживание и фиксирование проблем, возникающих у пользователей
Распространение пилотной версии. Анкета для пользователей пилотной версии Наблюдение на месте за пользователями пилотной версии. Обратная связь с пользователями пилотной версии. Отслеживание и фиксирование проблем, возникающих у пользователей
Внедрение продукта Наблюдение на месте за пользователями продукта. Обратная связь с пользователями продукта. Отслеживание и фиксирование проблем, возникающих у пользователей. Анкета для пользователей продукта
Поддержка и обслуживание Сравнение показателей удобства примене­ния за длительный период времени (1-месячный, 3-месячный, 6-месячный интервалы). Обновление и внесение изменений в тесты. Тест для пилотных разработок новых продуктов

Рисунок 5.4 – Два направления разработки интерфейса

При разработке, основанной на вовлечении пользователей, проектируются интерфейсные метафоры, визуальные элементы и способы ввода/вывода, соответственно их пожеланиям.

Историческим примером проектирования компьютер­ной системы на базе ее интерфейса является Apple Com­puter. Данный пример стал классикой успешной истории, где сначала был создан проект интерфейса, а затем постро­ен сам компьютер для его поддержания. Персонал компа­нии Apple всегда гордился своим дружественно настроен­ным к пользователю компьютером Macintosh.

Разработчик пользовательского интерфейса разделяет два очень различных мира – пользователей и разработчиков приложения. Разра­ботка, ориентированная на пользователя, основана на ряде руководящих принципов:

· понимание нужд пользователей является движущей силой всего проекта;

· все, что пользователи видят и к чему прикасаются, должно проектироваться совместными усилиями;

· инновационный проект всегда является результа­том интенсивной работы;

· используются команды специалистов в разных об­ластях;

· конкурентоспособный проект требует постоянного акцента на соревнование;

· проект, утвержденный пользователями, управляет разработкой кода;

· принимаемые решения должны основываться на обратной связи с пользователями;

· информация от обратной связи с пользователями должна собираться часто, точно и быстро;

· обратная связь осуществляется как с потенциаль­ными, так и с уже существующими клиентами;

· разработка, ориентированная на пользователя, долж­на постоянно совершенствоваться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: