Способность человека к волевому вниманию развивает в нем такое важное для интеллекта качество, как наблюдательность. В потоке внешних раздражителей обычный человек воспринимает лишь то, что укладывается в "координатную сетку" уже имеющихся у него знаний и представлений. Остальная информация остается вне внимания и бессознательно отбрасывается.
Способность же увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, — это ценнейшее качество, свойственное лишь наблюдательной личности. Наиболее высокий уровень наблюдательности дает способность человеку не взирать безразлично на случайные явления, не считать их досадной помехой, а видеть в них ключи к разгадке тайн природы. Ведь не случайно исключения из известных правил чаше всего и приводят к новым открытиям.
Выполняя ниже приведённые задания, вы сможете потренировать свою способность к концентрации внимания и наблюдательность.
Задание 10:
Выполняется индивидуально, в парах или всеми участниками группы поочерёдно. Перечислите попарно две последовательности:
|
|
· возрастающие на 2 и на 3 (2-3, 4-6, 6-9, …);
· убывающие на 2 и на 3 (66-99, 64-96, 62-93, …);
· альтернативные, возрастающие на 2 и убывающие на 3 (0-100, 2-97, 4-94, …)
Задание 11:
Выполняется в парах. Возьмите 6-8 различных предметов (связка ключей, мобильный телефон, карандаш, зажигалка и т.д.). Разложите их в 2 или 3 группы, объединив по одному признаку. Например, в одну группу попадут все металлические предметы, в другую – пластмассовые. Рассмотрите как можно больше признаков (цвет, назначение, форма и пр.).
Перечислите, по каким признакам вы группировали предметы.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 12:
Упражнение выполняется в парах или всей группой.
Представьте, что это поле цветов (9 клеток – это 9 цветков). По нему летает пчела. Она перелетает с одного цветка на другой. Летать она может только вверх-вниз, вправо-влево, перемещаясь с одной клетки на соседнюю, или через клетку.
Все участники по очереди дают команды «пчеле», но так, чтобы она не вылетела с «поля» (1-вправо, 1-вверх, 2-вниз и т.д.). Ходы не повторять (1-вниз, 1-вверх и т.п.). Один из участников показывает ходы. Начало игры с центра поля.
Упражнение продолжается, но «пчела» становится невидимой (ходы не показываются).
Затем и поле становится невидимым (ходы называются, не глядя на «поле»).
Задание 13:
Прочитайте, а затем повторите предложение от конца к началу.
«.ясйагрёд ен,еонвалГ.йотс – ьшиотс илсе, идис – ьшидис илсЕ»
|
|
ациволсоп яаксйатик яянверД
«!адурп зи укбыр ьшищатыв ен адурт зеБ»
Задание 14:
Внимательно оглядитесь вокруг и найдите 7 предметов, содержащих окружность.
________________________________________________________________________
Задание 15:
Представьте себе 5 предметов с одинаковым признаком:
· голубого цвета;
________________________________________________________________________
· начинающихся на букву «А»;
________________________________________________________________________
· меньше вашего мизинца;
________________________________________________________________________
· больше автобуса;
________________________________________________________________________
· находящихся под землёй;
________________________________________________________________________
· приносящих вам радость.
________________________________________________________________________
Задание 16:
Выполняется в парах. Один участник на миг показывают кость домино. Другой называет число очков сразу же, не считая. Потом кладётся две кости и т. д. После небольшой практики всякий сможет мгновенно называть количество очков на всех костях.